<<
>>

  Античность  

В античной философии можно выделить дилемму элеатов и Гераклита, с одной стороны, Платона и Аристотеля, идеализма и реализма, с другой. Реализм в отличие от материализма признает существование идей, но в самом чувственном мире.
Эти линии не параллельны, они могут подходить близко друг к другу, коль ско&ро человек стремится к реализации идеала и достигает успеха. Однако единомыслие — плод стремления к идеалу — уничтожает саму философию. Дистиллированная вода губительна для здоровья именно потому, что идеальна. Идеал остается на Земле горизон&том, к которому надо бесконечно приближаться, но к которому не следует подгонять насильно под угрозой крушения филосо&фии, культуры и мира в целом.

Приближаясь к концу, античная философия уже не замахива&лась на всеобъемлющие социальные преобразования, и Марк Ав&релий понимал неспособность философии обеспечить их. Фило&софия поднялась в конце II в. на вершину могущества, когда им&ператор был философом и видные государственные должности занимали философы. И вдруг она потерпела сокрушительное по&ражение от религии и ушла в подполье почти на 1500 лет. Почему? Все дело в том, что в период внешнего расцвета философия была уже около 500 лет больна скептицизмом, и требовался легкий тол&чок, чтобы колосс упал.

Как соотносится развитие философии с социальным устрой&ством? «Философия — это свобода», — говорил Эпикур. Но фи&лософия появляется в рабовладельческом обществе. Как такое могло произойти? Однако в Древней Греции в период зарождения фи&лософии преобладали действительно свободные граждане, а фор&мой управления городом-полисом была прямая демократия. В та&ких условиях философия и достигла своего расцвета.

Христианство

В Средние века философия была «служанкой богословия», при&званной обосновывать истины религии. Философ не мог усом&ниться в существовании Бога и должен был искать доказательства его бытия.

Христианское мировоззрение строится на принципах, противоположных античным. Античная философия диалектична и скептична, в ней преобладает сомнение. Христианская филосо&фия догматична и зиждется на вере. Догматизм, если его пита&тельным корнем не является сомнение, не философичен, и по&этому, строго говоря, христианская философия должна изучаться в курсе богословия, так как отнюдь не собственно философская проблематика была для нее главной. Но тем не менее нельзя гово&рить о просвете в 1500 лет между античной и новой философией, поскольку преемственность все же была.

Христианство стимулировало развитие метафизики, четко раз&деляющей два мира. Призывая к досократическому мышлению, Хайдеггер, возможно, имеет в виду преодоление этого разрыва. Шпенглер прав, утверждая, что западная цивилизация никогда не следовала идеалам христианства, столь возвышенным, что вряд ли какая-либо культура могла бы им следовать.

Кризис христианства привел к возрождению интереса к ан&тичности. По мере того как подвергались сомнению религиозные догмы, интерес к философии оживлялся. Если христианин слы&шит откровение свыше («Восстань, и пробудись от сна, и услышь глаголы послания»), то человек Нового времени действует как прометеев творец и призван говорить сам («Восстань, поэт, и виждь и внемли, глаголом жги сердца людей»).

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Античность  :