<<
>>

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ 

Подводя главный итог философии к началу III тысячелетия — тому, что сделано за почти 2500 лет ее истории и почти столько же ее предыстории, — попытаемся выделить и сформулировать в этой главе закономерности, присущие «скелету» философии, — иными словами, закономерности развития систем философии.

Ко&нечно, в любой период истории философии можно найти самые различные направления исследований. Но одни из них преоблада&ют, другие располагаются на втором плане, что и позволяет уста&новить закономерности. Каковы они?

Существует ли преемственность философских проблем? Мы видим, что некоторые темы, характерные, например, для антич&ной философии, перешли после знакомства с нею в философию современную. Были ли они внутренне присущи западной филосо&фии или являлись следствием давления античной культуры? Дру&гими словами, что более справедливо: гегелевское представление о поступательном саморазвитии философской мысли или шпенг- леровское мнение об автономности философских взглядов каж&дой культуры?

У каждой культуры, по Шпенглеру, свой цикл от подъема до упадка, причем в последний, цивилизационный период филосо&фия преимущественно этическая и в высшей мере систематизи&рована и логицирована. «Вечных вопросов нет, есть только вопро&сы, почувствованные и выдвинутые из бытия исторически-инди- видуального человечества, из бытия какой-нибудь отдельной куль&туры... У каждой эпохи имеется своя тема, обладающая значением только для нее, и ни для какой другой. Не ошибиться в выборе темы — вот признак прирожденного философа»1.

Можно согласиться со Шпенглером, что каждая эпоха и куль&тура имеют свой дух (мы говорим: эпоха Возрождения, эпоха Просвещения), но под своеобразием эпохи можно обнаружить преломление некоторых извечных структур. Выявить эти постоян- ные структуры, непреходящий перечень вопросов к бытию, и есть задача историка философии.

Одной из таких постоянных проблем истории философии был поиск первоначала, принципа развития и движущих сил бытия. Двумя главными направлениями в развитии философии призна&вались материализм и идеализм в зависимости от того, что при&знавалось первичным — материя или идея.

Помимо дилеммы идеализма и материализма, существует ди&лемма рационализма и эмпиризма, которая проходит через всю историю философии — от элеатов к Декарту, от Гераклита к Лок- ку и Юму. Великие системы Платона и Канта вносили ясность и на время закрывали остроту противоречий, но затем борьба во&зобновлялась с новой силой под воздействием научных достиже&ний и прогресса философии самого по себе.

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ :

  1. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  2. 2.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ 
  4.   Прогресс философии  
  5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ  
  6.   1.3. Закономерности развития математики  
  7.   2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука  
  8. ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
  9. 16 2 ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ В ОБЩЕСТВОЗНАНИИ
  10. Немецкая классическая философия
  11. ЛЕКЦИЯ 2. Основные этапы развития общей теории права и   государства в России.
  12. 7.2. Основные этапы переходного состояния правовой системы
  13. Тема 2. Исторические типы философии
  14. § 1. Предмет социальной философии
  15. 43. Возникновение и развитие советской психологии в 20-е - 30-е гг. XX в.
  16. Становление евразийства как особой формы цивилизационного развития
  17. Развитие евразийского наследия Л.Н.Гумилева в конце XX века
  18. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ НОЗОЛОГИИ
  19. Круглый стол ФИЛОСОФИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ: БИОЭТИКА, ИННОВАТИКА, ЭКОЛОГИЯ
  20. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА