Советская и постсоветская философия
Идеологичность советской философии возвращает к понятию благодати, важному для русской философии, но к благодати не божественной, а атеистической. Это благодать объективных зако&нов развития, которые помогают человеку в его деятельности, поскольку он познает их и следует им. Философия в ее марксист&ско-ленинском варианте была ориентирована на познание объек&тивных законов развития природы, общества и мышления, став, по сути своей, служанкой коммунистической идеологии.
Во второй половине XX в. в русской философии возобладала социальная направленность, но не утопическо-коммунистическая, как было в СССР в первой половине века, а критическо-комму&нистическая. Вместо того чтобы писать в ленинско-сталинском духе, каким будет коммунизм, стало модно анализировать, каков на самом деле образовавшийся после революции 1917 г. «реаль&ный коммунизм» (так и называется книга А. А. Зиновьева, р. 1922), хотя коммунизм остался заявленным в программе КПСС на 1980 г., но непостроенным. Точнее, говорить о реальном социализме, как его называли официально. Этот реальный социальный строй пе&риода, названного застоем, подвергся в постсоветское время резкой критике (в частности, Зиновьевым в «Зияющих высотах»), хотя позже назван тем же Зиновьевым самым выдающимся пери&одом в истории России. Сопоставляя Социально-философскую критику и ее результаты, Зиновьев ввел в оборот афоризм, часто повторяемый ныне: «Метили в коммунизм, попали в Россию».
А. А. Зиновьев описал законы «реального коммунизма». В усло&виях, когда цензура не давала возможности свободного исследо&вания социальных явлений в традиционной философской форме, Зиновьев нашел оригинальную форму изложения. Его произведе&ния в определенной мере возвращают нас к платоновскому диа&логу, совмещенному с аристотелевским трактатом.
Значение русской философии
Русская философия стоит особняком по отношению к запад&ной, и границей водораздела стала философия Канта.
Русская фи&лософия не пошла по пути обоснования науки посредством про&тивопоставления явления и вещи в себе. В ней сильнее сказались религиозное начало и стремление к поиску абсолютной истины.
Русскую философию можно назвать преимущественно религи&озно-социальной. Н.О.Лосский отмечал, что русской философии присуще острое чувство реальности и интуитивизм в гносеологии. Другая черта — это стремление к целостности познания и поведе&ния человека, основанной на единстве рационального мышле&ния, чувственного опыта, эстетического вкуса, религиозных и нравственных представлений и мистической интуиции. Все это указывает на синтетический характер русской философии, кото&рая помимо отмеченных имеет еще один аспект, связанный с промежуточным положением России между европейскими и вос&точными цивилизациями, — синтез западных и восточных пред&ставлений.
Русская мысль разрабатывала фундаментальные философские темы и в то же время внесла в философию свою специфику, вы&текающую из особенностей национального характера. На шкале «интуиция — рационализация» русская философия, как и подо&бает религиозной философии, будет ближе к левой части. Без рус&ской философии невозможна философия как целостное постиже&ние мира, поскольку ей присуща в качестве основной синтети&ческая функция. Этим путем синтеза определяется и ее будущее.
Контрольные вопросы
- Каковы особенности русской философии?
- Как соотносится «Слово о Законе и Благодати» митрополита Ила&риона с «Государством и революцией» В.И.Ленина?
- Какие этапы развития прошла русская идея?
- Каковы перспективы дальнейшего развития русской идеи?
- Каковы основные черты программы развития русской философии И. В. Киреевского?
- Каковы главные особенности философии В.С.Соловьева?
- Каковы главные особенности философии Н. А. Бердяева?
- Каковы основные направления развития советской философии?
- В чем значение русской философии?
- Каких современных русских философов вы знаете?
Рекомендуемая литература
Бердяев Н.А. Русская идея: В 2 т. — М., 1994.
Зенъковский В. В. История русской философии: В 2 т. — М., 1991.
Киреевский И. В. Избранные статьи. — М., 1984.
Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991.
Русская идея / Сост. М. А. Маслин. — М., 1992.
Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. — М., 1988.
Еще по теме Советская и постсоветская философия
: