Русская философия советского периода
Развитие философской мысли в России после 1917 г. претерпело радикальные изменения. Господствовавшие в конце XIX - начале XX века философские течения нашли свое продолжение в Западной Европе.
Марксистская теория получила благоприятные возможности для своего развития в советской России при поддержке со стороны государства. Был создан ряд институтов марксизма для подготовки научных и преподавательских кадров. Важной предпосылкой становления советской философии явилась публикация философских сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, П. Лафарга, А. Бебеля, Г. Плеханова, В. Ленина.С 1920-х гг. начинает формироваться диалектико-материалистическая проблематика в качестве философской дисциплины. Сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма. Предмет, структура, задачи и функции трактовались широко, включали в свой состав общественно-политические, экономические, психологические воззрения. Критическая
функция трансформировалась в апологетическую. Развернулась широкая полемика между философами по вопросам соотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Активными участниками полемики были И. И. Степанов (сторонники, разделявшие его взгляды, стали наименоваться механистами) и А. М. Деборин (его сторонники именовались диалектиками). В этой дискуссии победили диалектики, ориентировавшие философию на «управление» науками.
В 1930-е гг. широкое распространение получила вульгаризация методологической роли философии. Появились призывы к преодолению «отрыва» философской теории от практики, развитию «прикладных» вопросов философии, что обернулось в дальнейшем профанацией для философии.
В послевоенные годы печатаются работы по истории философии (В. Ф. Асмус, А. М. Деборин и др.). Начался процесс дифференциации философского знания, автономизации отдельных отраслей.
Советская философия превращалась в систему философских дисциплин. В 1950-е гг. расширяется тематика философских исследований, появляется интерес к ранее запретным темам. Происходит отделение от философии таких самостоятельных дисциплин, как психология, этика, эстетика, формируется новая дисциплина - аксиология, проводятся конкретные социологические исследования, которые в дальнейшем были преобразованы в социологию.Видную роль в развитии проблем диалектики и теории познания осуществляли Б. М. Кедров, П. В. Копнин, Э. В. Ильенков. В частности, Ильенков выдвинул задачу разработки Марксова метода восхождения от абстрактного к конкретному, наметив контуры диалектической логики как науки о формах и методах создания научных абстракций с целью достижения объективной истины. В 1970-е гг. издаются труды по теории и истории логики (П. И. Кондаков, Е. Д. Смирнова, П. В. Тованец и др.). Развитие логических исследований оказало влияние на методы и содержание философии частных наук. Развитие философии в 1980-е гг. по
служило основанием появления нового направления, новой дисциплины - философии науки, изучающей науку как специфическую область человеческой деятельности, как развивающуюся систему.
История развития философии в советский период свидетельствует о том, что философия не была однородной и непротиворечивой. В результате развития философии диалектического материализма фактически сложились различные философские школы: онтологическая, гносеологическая, логическая, философия науки, философская антропологии и др. Растущая специализация, логика научной работы способствовали постепенному переходу от ортодоксальных марксистских взглядов к выработке гибкого способа мышления.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите духовные предпосылки появления славянофильства и западничества как течений общественной мысли в России.
2. Характерная особенность содержания философии русского почвенничества.
3. Что способствовало появлению движения декабристов?
4. Отличительные черты русского консерватизма.
5. Основные направления и идеи русского космизма.
6. Представители философии всеединства и их идеи.
7. Особенность философии в советский период (вторая половина XX века).