<<
>>

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Абсурд (лат. absurdus- фальшиво звучащий) - нелепость, бес­смысленность, неразумность, противоречивость. С 1940-х гг. по­нятие «абсурдный» часто употребляется для того, чтобы охарак­теризовать отношение человека к бытию.

Автаркия - это самодостаточность и независимость от вещей внешнего мира или от других людей.

Антропоцентризм - философское идеалистическое и миро­воззренческое представление, согласно которому человек есть сре­доточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Апологетика - начальный этап становления христианского богословия и философии, деятельность раннехристианских ав­торов и Отцов Церкви, защищавших христианские принципы от критики со стороны языческих авторов.

Апория - это вымышленная, логически верная ситуация, ко­торая не может существовать в реальности.

Апостериори (лат. a posteriori- от последующего) - знание, полученное из опыта (опытное знание).

Апофатика - один из двух путей познания Бога в христиан­ском богословии, который предполагает выражение сущности Бога посредством последовательного отбрасывания («отрицания») всех его определений как несоизмеримых с божественной природой.

Априори (лат. a priori- буквально «от предшествующего») - знание, полученное до опыта и независимо от него (знание апри­ори, априорное знание), то есть знание, как бы заранее известное.

Архетип (греч. arhe- начало и typos- образ) - прообраз, пер­вичная форма, образец; у Юнга архетипы - это структурные эле­менты коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.

Атараксия - душевное спокойствие, невозмутимость, без­мятежность.

Бессознательное - психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

Верификация (от лат. verus- истинный и facio- делаю) - подтверждение теоретических построений опытным путем. Неопозитивизм требует, чтобы предположение было верифици­руемо в принципе, то есть чтобы переживания, которые его под­тверждают, или были налицо, или могли быть получены.

Волюнтаризм (лат. voluntas- воля). Классическим предста­вителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для ко­торого воля - основной принцип всей действительности. Ницше видел во всем живущем волю к власти.

«Воля к власти» - название произведения Ницше и состав­ная часть его философии жизни.

Географический детерминизм - концепция, трактующая про­цесс социального развития как результат влияния географических факторов, определяющего особенности общественно-политическо­го и экономического устройства, а также антропологические черты.

Гносеология (от др.-греч. γνωσις - познание, знание и λoγος - слово, речь) - раздел философии, изучающий характерные особен­ности процесса познания мира человеком.

Гражданин - человек, обладающий правами и обязанностя­ми, определяемыми законом и традицией.

Гуманизм (лат. humanus- человечный) - это интеллектуаль­ное движение, которое рассматривает человека как свободную лич­ность, а ее активную и созидательную деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Диалектика - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего

противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Дуализм - философское учение, исходящее из признания рав­ноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума - материального и духовного, физического и психи­ческого, тела и души.

Идеализм - общее обозначение философских учений, утверж­дающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно.

Интенция - направленность сознания, мышления на какой-ли­бо предмет.

Катафатика - один из двух путей познания Бога в христи­анском богословии, который предполагает выражение сущности Бога посредством описания («утверждения») позитивных атрибу­тов и обозначений.

Коллективное бессознательное - термин, введенный психи­атром К.

Г. Юнгом для обозначения одной из форм бессознатель­ного (части психики, содержащей воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом), общей для человечества в целом и яв­ляющейся продуктом наследуемых структур мозга. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное содержит общечеловеческие пер­вообразы и идеи.

Контрреформация - католическое церковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII века, направленное про­тив Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.

Концептуализм - направление в средневековой схоластике, которое отрицало реальное существование универсалий (общих понятий), считая их чисто мыслительными образованиями, суще­ствующими в сознании человека.

Либидо (лат. libido- страсть) - одно из основных поня­тий психоанализа, означающее преимущественно бессозна­тельные сексуальные влечения, вообще стремление, желание, склонность.

Логика - система рациональных рассуждений, законов и до­казательств, главная задача которой установление взаимосвязи и закономерностей.

Майевтика (греч. «помощь при родах») - система вопросов, последовательно отвечая на которые человек приходит к истине.

Материализм - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя как объективная реальность является онтоло­гически первичным началом (причиной, условием, ограничени­ем) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием).

Метод дедукции - принцип, подразумевающий рассуждения от общего к частному.

Метод индукции - принцип, подразумевающий рассуждения от частного к общему.

Монада (от др.-греч. μονας, μονaδος - единица, простая сущ­ность) - единица, простая сущность.

Монизм - философское воззрение, согласно которому раз­нообразие объектов в конечном счете сводится к единому нача­лу или субстанции.

Неопозитивизм - философское течение, распространенное в первой половине XX века.

Основная идея неопозитивизма - фи­лософия должна заниматься логическим анализом языка науки, так как язык - главное средство, через которое человек позитив­но (достоверно) воспринимает окружающий мир.

Неотомизм - наиболее авторитетное течение современной теологической (богословской) философии, являющейся офици­альной теоретической платформой католицизма. База неотомиз­ма - учение Фомы Аквинского.

Номинализм - направление в средневековой схоластике, ко­торое отрицало реальное существование универсалий (общих по­нятий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, от­носимыми ко множеству сходных единичных вещей.

Ноосфера (от др.-греч. νους - разум и σφαιρα - шар; дослов­но «сфера разума») - сфера взаимодействия общества и природы,

в границах которой разумная человеческая деятельность стано­вится определяющим фактором развития.

Общественный договор - соглашение, подразумевающее полный отказ людей от своих суверенных прав в пользу государ­ства во имя соблюдения своих интересов.

Объективный идеализм - учение, утверждающее существо­вание духовного первоначала вне и независимо от человеческо­го сознания.

Оптимизм (лат. optimus- наилучший) - в отличие от песси­мизма такое восприятие жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны и вообще надеется на бла­гоприятный исход, веря в непрерывный прогресс. Для пессимиста А. Шопенгауэра оптимизм являлся «гнусным» способом мышления.

Пайдейя - система воспитания на основе гармоничного, все­стороннего развития личности.

Парадигма (от др.-греч. Παραδειγμα - шаблон, пример, обра­зец, παραδεlκνυμι - представлять) - определенный набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляют­ся последующие построения, обобщения и эксперименты.

Патристика - заключительный этап становления христиан­ского богословия и философии, деятельность Отцов Церкви по выработке основных ортодоксальных положений христианства.

Пессимизм (лат. pessimus- наихудший, самое плохое) - в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изо­бражение всего в мрачном свете. Такое личное убеждение или философское направление, которое в противоположность оп­тимизму рассматривает в мире его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существова­ние - бессмысленным. Представитель философского пессимиз­ма - А. Шопенгауэр.

Рационализм - философское направление, в соответствии с ко­торым в основе познания, а также действий индивидов лежит разум.

Реализм - направление в средневековой схоластике, которое утверждало, что универсалии (общие понятия) существуют реаль­но и независимо от сознания.

Ренессанс - альтернативное название эпохи Возрождения и архитектуры ее времени.

Реформация - широкое религиозное и общественно-полити­ческое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви.

Сверхчеловек - представление о совершенном человеке, явля­ющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или само­воспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно ко­торому ощущения и восприятия - основная и главная форма до­стоверного познания.

Софисты - древнегреческие платные преподаватели красно­речия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-й половине V - 1-й половине IV века до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозна­чения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрел уничижительное значение.

Социальная философия - раздел философии, изучающий за­кономерности существования и процесс развития общества, а так­же роль в нем человека.

Субстанция - существующее автономно, само по себе.

Субъективный идеализм - либо отрицает наличие какой-ли­бо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Схоластика - основной тип средневековой философии като­лического Запада, для которого характерно соединение теологиче­ских, догматических предпосылок с рационалистической методи­кой и интересом к формально-логическим проблемам.

Триадология - один из разделов христианского богословия, посвященный вопросам Святой Троицы, единого Бога в трех ипо­стасях (Отец, Сын и Святой Дух).

Утопия - изображение идеального общественного строя в про­шлом или воображаемом будущем либо в якобы уже существовав­шей или существующей где-то стране, либо как социальных пре­образований, ведущих к воплощению идеала в жизнь.

Феноменология - направление в философии XX века, опре­делявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта по­знающего сознания и выделение в нем сущностных черт.

Фрейдизм - общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре.

Христология - один из разделов христианского богословия, посвященный вопросам воплощения Бога Сына, сочетания в Христе божественной и человеческой природы, проблемам Нового Завета, истолкованию жизни и личности Иисуса Христа.

Экуменизм - движение за объединение всех христианских церквей в рамках единой догматики.

Эмпиризм - философское направление, согласно которому основой познания является опыт.

<< | >>
Источник: Философия: учеб. пособие / Л. В. Балтовский, Е. П. Гурьев, С. Ю. Каргапольцев [и др.]. - СПб.: СПбГАСУ,2019. - 211 с.. 2019

Еще по теме СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ: