Славянофилы и западники. Первая половина XIX века
После Отечественной войны 1812 г. возрастает производство с применением вольного наемного труда. Товарно-денежные отношения проникают в сельское хозяйство, надежды на коренные изменения в обществе не были реализованы, наоборот, издаваемые постановления расширяли права помещиков в отношении крепостных крестьян.
Вводятся военные поселения и палочная дисциплина в армии. В России утверждается казенная идеология. Создается объединенное Министерство духовных дел и народного просвещения; наука и народное образование ставятся под контроль церкви, открываются масонские ложи и учреждается Библейское общество (1813). Философская мысль этого периода включает ряд направлений: продолжается просветительское движение, которое подхватили декабристы; развиваются религиозно-идеалистические учения; распространяются идеи немецкого классического идеализма.Декабристами принято называть революционеров-демократов из дворянского сословия, связанных с событиями на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г., стремившихся отменить крепостной строй в России [110]. На формирование их взглядов
оказала влияние Отечественная война 1812 г. и революционные события в Европе, а также осознание неблагополучия социально-экономической ситуации в России. Декабристы объединялись в общества тайного характера. Наиболее известные из них - «Общество истинных и верных сынов отечества» (1816-1818), «Союз благоденствия» (1818-1821), «Северное общество» (1821-1825), «Южное общество» (1821-1825), «Общество соединенных славян» (1818-1825). К числу наиболее видных мыслителей-декабристов принадлежат Н. М. Муравьев (1793-1848), П. И. Пестель (1793-1826), М. С. Лунин (1787-1845), М. А. Фонвизин (1788-1854), П. И. Борисов (1800-1854), Н. Д. Якушкин (1793-1857) и др.[111].
Философские позиции декабристов были неоднородны. Одни из них стояли на принципах материалистических и атеистических (например, В.
Раевский, А. Барятинский, И. Якушкин), другие склонялись к деизму (например, П. Тесли), третьи - к идеализму (Е. Оболенский, М. Лунин), четвертые придерживалась религиозных взглядов (П. Бобрищев). Пушкин, например, указывал на то, что мир создан Богом, дар слова человек получил вместе с разумной и бессмертной душой от Божественного духа. В отношении философского мировоззрения декабристам свойственно было оставаться деистами. Так, программа «Устава Союза благоденствия и «Русской правды» отрицала теологию и ограничивала функции Бога действиями самой природы.В гносеологических выводах декабристы опирались на идеи западной философии, и политическая ситуация России этого времени способствовала усилению различных форм идеализма и мистицизма. Необходимость философии не отрицалась, но утверждалось, что философия должна воспитывать людей в духе православия и самодержавия. Так, князь П. А. Ширанский-Шихматов, будучи назначен на министерский пост, желая оградить учащуюся моло
дежь от влияния идей Запада, показавшихся ему вредоносными, в 1850 г. закрыл факультеты и кафедры философии, заявив: «Польза философии не доказана, а вред от нее возможен»[112].
В осмыслении вопроса об исторической судьбе России в начале 40-х гг. XIX века возник напряженный диалог между двумя течениями русской социально-философской мысли - славянофилами и западниками. Основная проблема, вокруг которой возникла дискуссия, - это проблема исторического пути России: следовать по стопам Западной Европы или следовать по своей особой стезе[113].
В русском либеральном дворянстве образовались две группы. Писатели и общественные деятели, которые считали западноевропейскую культуру последним словом мировой цивилизации, примкнули к западникам. Среди них наиболее известными были Чаадаев, Боткин, Грановский, Белинский, Герцен, Тургенев, Кавелин и др. Славянофилами называли тех, кто считал, что Россия обладает особой культурой и пойдет по пути, отличному от того, каким шли страны Западной Европы.
Наиболее известными славянофилами были Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, Тютчев.Общественное движение славянофилов как мощное интеллектуальное течение оказало влияние на культуру многих поколений во всем мире. Полемика западников и славянофилов началась, по сути, еще в Петровскую эпоху в виде реакции на внедрение в российскую культуру западных ценностей. Философы-славянофилы и почвенники отстаивали идеи о том, что западное мировоззрение не может прижиться на российской почве без некоторого изменения и адаптации. Сравнение западников и славянофилов, а также их борьба показали взгляды представителей этих течений как идеи, находившиеся на двух разных полюсах общественной мысли.
Отношение славянофилов к крепостному праву и самодержавию, крестьянской общине и капитализму, их этика и программа
были близки традиционализму и консерватизму. На этом была основана критика их взглядов - неприятие всего нового воспринималось некоторыми как нежелание меняться в соответствии с веяниями времени.
Славянофилы полагали, что следование устоявшимся нормам сохранит самобытность культуры и жизненного уклада. Они были уверены в том, что Россия должна идти по другому пути, что у нас есть свои особенности и подражать Западу нельзя. Народ является носителем веры, которая становится духовным фактором, обуславливающим историческую деятельность народа. «Христианство, - пишет А. С. Хомяков, - при всей его чистоте, при его возвышенности над всякою человеческою личностью принимает разные виды у славянина, у романца или тевтона»[114].
В русском либеральном дворянстве писатели и общественные деятели, считавшие западноевропейскую культуру последним словом мировой цивилизации и полагавшие, что дальнейшее развитие России невозможно без усвоения европейской культуры, сформировали общественное движение, получившее наименование «западники».
У истоков западничества по праву можно считать П. Я. Чаадаева, который в «Философских письмах» выразил чувство горечи из-за осознания отсталости России и бедствия народа.
Страна, находясь между Западом и Востоком, могла бы брать все положительное из этих двух миров, но она осталась в стороне от передовых цивилизаций. Автор критически оценивает прошлое и приходит к выводу, что в России нет позитивной идейной традиции из-за принятого когда-то христианства в византийской форме. Реальный прогресс, утверждает Чаадаев, возможен на базе истинного католического христианства, и только тогда Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы, если усвоит все, что есть ценного на Западе. Н. В. Станкевич, будучи сторонником объективного идеализма, полагал, что вся природа является единым организмом, развиваясь в сторону разума. Жизнь человека протекает в трех формах: разум, воля, чувство. Разум осуществляет познание, воля - действие, чувство - любовь. Чтобы жить счастливо, необходимо следовать закону, согласно которому жизнь есть любовь. Философия открывает человеку пути самосовершенствования и достижения общественного идеала.
Западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ сверху, заявляя о своем новаторстве, обвиняли славянофилов в консерватизме, в приверженности к отжившей истории.
Славянофилы - это направление русской мысли, которое вернуло ей теоцентричный тип мышления, то есть мышление, основа которого - представление о бытии Божием и о Его Промысле. Все происходящее в земной жизни рассматривается с позиций жизни вечной. Церковь вначале восприняла их взгляды как ересь, но позднее отношение к ним изменилось.
Русское почвенничество явилось прямым продолжение позднего славянофильства в 60-80-е гг. XIX века. Это литературное течение и направление общественной и философской мысли в России. По определению русского поэта, идеолога почвенничества А. А. Григорьева, почвенничество характеризовалось «восстановлением в душе новой, или, лучше сказать, обновленной, веры в грунт, в почву, в народ». Называя свое мировоззрение органическим, он исходил из того, что жизнь мира развертывается в совокупности типических «циклов», которые имеют свой образ, свою форму[115].
Каждая эпоха есть своего рода «организм» в пространстве. В целом идеи почвенничества обнаруживаются в творчестве Н. Н. Страхова, Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского.Почвенники отрицали политический радикализм; по их мнению, не существовало никаких предпосылок для радикальных на
строений некоторой части российской интеллигенции, группировавшейся в шестидесятых годах вокруг журналов «Современник» и «Русское слово»; почвенники оценивали события как следствие некритического восприятия чужеродных европейских идей, влиявших на традиционный русский максимализм и «жажду могучей деятельности»[116].
Русская философская мысль XIX века теснейшим образом была связана с православным религиозным мировоззрением, за которым стояли прошедшие времена духовного наследия России, «со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой»[117].
В истории России XIX век стал важным в развитии философской мысли. Это время возникновения философских обществ и появления издательств, печатающих философскую литературу. В России активно переводились и издавались зарубежные философские труды, на основе которых стали появляться оригинальные отечественные идеи критического характера[118], которые, в свою очередь, нашли дальнейшее развитие в Европе. «Обращает на себя внимание то важное обстоятельство, что автор многотомного труда „Очерки по истории русской культуры“ (1892-1895) П. Н. Милюков стремился понять смысл культуры вовсе не сквозь призму развития человечества в целом, а исключительно в плане становления русской культуры. Поэтому, даже расставляя акценты на... проявлениях истории культуры, он предпочитал приводить в пример отечественный исторический опыт»[119]. Культура для П. Н. Милюкова являлась такой почвой, на которой формировалось и развивалось общественное сознание.
В конце XIX века получили развитие философские концепции религиозного характера, основывающиеся на идеях славянофильства. В этих воззрениях отсутствовал абстрактный взгляд на вопросы веры и бытия, они в большей степени выражали чисто внутреннее, мистическое познание всего сущего, которое могло быть постигнуто не посредством строгой логики, а только посредством воображения.
Другой особенностью философии этого времени являлось выражение объективной реальности в форме публицистики, художественных произведений. Мир, изображаемый представителями данного жанра, трагичен и враждебен человеку, а человек в нем одинок перед лицом испытаний, спасти его может только вера в Бога. Ф. М. Достоевский писал, что только религия может дать обоснование нравственности: «Христианство дает свою нравственность и велит верить, что это нравственность нормальная, единая, что нравственностей условных нет»[120].
В этом отношении наиболее значительна философия Владимира Соловьева(1853-1900). Свои основные идеи он изложил в магистерской диссертации «Кризис западной философии (Против позитивистов)» и докторской диссертации «Критика отвлеченных начал». Онтология всеединства изложена им в «Философских началах цельного знания», а также в работе «Первое начало творческой философии». Эстетическим проблемам В. Соловьев посвятил работы «Красота в природе», «Общий смысл искусства» и др.
Следуя за славянофилами, В. Соловьев европейскому рационализму противопоставляет свое миропонимание как единство эмпиризма, рационализма и мистики[121]. Западная философия и наука противопоставили мир и человека и поэтому не смогли дойти
до цельного знания, считал мыслитель. Разработав «философию всеединства», которая основывалась на оправдании добра, вытекающего из понимания сущего как блага, Соловьев выводит положение о Всеединстве и Богочеловечестве[122]. Этическим вопросам, согласно традициям русской философии, Соловьев уделял особое внимание, так как смысл жизни - творить добро, оправдать свое существование добром, активно противостоять злу, которое является порождением дьявола. Человеку необходимо верить в добро, в то, что оно «от Бога» и должно быть возвращено Ему. Отсюда вытекает вывод, что каждый обязан осознать свое назначение и воспитать себя нравственным существом[123].
Русская философия была представлена не только самобытным религиозным течением, но рядом иных направлений второй половины XIX в. - интуитивизмом, марксизмом, космизмом, консерватизмом и др.[124].
Исходные положения философии интуитивизма сформулированы в работе Н. О. Лосского (1870-1965) «Мир как органическое целое»[125].
Интуитивизм - восходит к античной философии Платона, который трактовал эйдосы как мир умозрительных сущностей, не поддающихся чувственному восприятию. В дальнейшем христианская православная теология интуитивизму придавала исключительное значение, так как интуиция позволяла выводить реальность из первичных идей, дифференцируя познание истинное или ложное в зависимости от объекта.
В интуитивизме Лосского присутствует скорее эйдетическая созерцательность (Платона), составляющая основу его философствования, нежели религия, которая в большей степени выражалась в мистической интуиции. Лосский по этому поводу пишет, что «именно логически необходимое мышление. неизбежно выводит за пределы себя и. обязывает к усмотрению Сверхлогического, Сверхмирового начала»[126].
По мнению автора, познанный объект, составляющий часть внешнего мира, присутствует в сознании субъекта и понимается как существующий независимо от процесса познания. Субъектом познавательной деятельности, считал Лосский, выступает личность.
Таким образом, основным принципом интуитивизма Н. О. Лосского выступает «органическое миропонимание», основанное на интуиции как целостном знании, включающем разум, волю и чувства, с помощью которого постигалась сама сущность жизни[127].
Марксизм, увлекший на первых порах людей самых разных ориентаций - от рабочих-пролетариев до университетских профессоров, превратился в научную теорию из народнической утопии, ярким представителем данной философии был Г. В. Плеханов. Из многочисленных его трудов прежде всего выделяются: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Основные вопросы марксизма» (1907), «Materialism militans» (1908-1910), «История русской общественной мысли» (1914).
Русский консерватизм. В основе данной концепции лежит идея, обосновывающая необходимость сохранения исторически сложившихся форм общественной жизни, ее моральных и правовых основ.
На становление русского консерватизма оказали идеи, в частности, представителя западноевропейской философии Эдмунда
Берка, который в работе «Размышления о Французской революции» выразил сущностные тенденции, характерные для идеологии консерватизма в международном масштабе.
Идеология русского консерватизма была выражена в девизе графа С. С. Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность», в публицистике М. Н. Каткова, в философии К. Н. Леонтьева, который был один из активнейших вдохновителей консервативных идей с позиции социальной философии.
По сформулированной К. Н. Леонтьевым концепции о трех стадиях органического развития оно являлось сложным процессом, состоящим из этапов от «первичной простоты» к «цветущей сложности» и к «вторичному смесительному упрощению». Автор не излагает данную концепцию в традиционной философской форме, а выражает живым, афористичным языком.
Европа К. Н. Леонтьеву виделась разлагающимся организмом. Капитализм - царство «хамства и подлости» - это путь к вырождению народа, гибели России. Главными факторами спасения Отечества он выдел в православии, самодержавии, народности и строгом сословном делении. Он выступал против идеала равенства, так как оно чуждо природе, индивидуальной свободы, которая приводит к безответственности, считая, что государство имеет право на насилие, когда это необходимо[128].
Оригинальным направлением в русской философской мысли является русский космизм конца XIX - начала XX века. Суть этого учения в неразрывном единстве человека и космоса, в космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению Вселенной. Представителями этого философского направления были Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.[129].
Н. Ф. Федоров(1828-1903), оригинальный и самобытный, незаслуженно забытый мыслитель-утопист, вел аскетический образ жизни, лично ничего не опубликовал, избранные статьи под названием «Философия общего дела» были изданы в 1906-1913 гг. его учениками[130].
Основная идея философии Федорова заключалась в регуляции природы средствами науки и техники, результатом такого процесса является «патрофикация (воскрешение) отцов», предков. Автор предложил идею «всеобщего спасения», а не личного, как в христианстве, считая, что «важно жить не для себя или для других», а «со всеми и для всех».
Достичь всеобщего братства, считал Федоров, можно не только с помощью любви, побеждая смерть как торжество зла и безнравственной силы, но и благодаря развитию науки и техники. Социальная философия Федорова была консервативна и покоилась на идеализации патриархально-родственных отношений.
К. Э. Циолковский(1857-1935), мыслитель и ученый, создавший новое научное направление - астронавтику, представитель «космической философии», отстаивал естественно-научное объяснение природы[131]. В области философии исходил из предпосылки относительной жизненной чувствительности и одушевленности всех форм материи. Его монистическая теория заключалась в том, что первооснова бытия - атом, он вечен, временны лишь его объединения, поэтому жизнь бесконечна. Космос представлен множеством цивилизаций, мы - одни из многих. Планета охвачена разумной деятельностью, разум человеческих существ будет способствовать избавлению от зла в космическом пространстве. В этом просматривается космическая этика Циолковского. Происходящие эволюционные процессы в космосе подвигнут все разумные суще
ства обратиться к нравственным нормам высших существ в деле совершенствования космоса.
Для создания высокоразвитого общества необходимо заниматься точными науками, стараясь избегать «всякой неопределенности и философии»[132]. По взглядам Циолковский был материалистом, но его материалистическая философия в целом была эклектична и тяготела к механицизму.
В. И. Вернадский(1863-1945) был одним из создателей системы антропокосмизма, в которой гармонично сливаются в единое целое естественная историческая природная и социально-гуманитарная человеческая тенденции развития науки. Уже в двадцатых годах система взглядов В. И. Вернадского превратилась в стройное учение, получившее название «учение о ноосфере», согласно которому единство эволюционных процессов представляет собой явление космическое: оно - частица космического процесса и неотъемлемо от него. В этом учении самым главным явилось утверждение о том, что на определенной ступени своего развития человечество должно будет принять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию нашей планеты. В противном случае у человечества просто не будет будущего. Это означало появление принципиально нового смысла всего происходящего на Земле, новой ориентации мысли и научных исследований, а также переход к изучению планеты в целом, к исследованию процессов взаимодействия биосферы и человеческого общества. К этой системе взглядов В. И. Вернадский пришел в результате многолетних исследований геохимической истории Земли. Весь лик Земли, структура ее атмосферы и гидросферы, толщи осадочных пород, залежи полезных ископаемых - все это возникло благодаря жизни. И именно жизнь была тем связующим звеном между космосом и поверхностью планеты, которое позволило энергии Солнца оказать решающее влияние на ее развитие[133].
Естествоиспытатель А. Л. Чижевский(1897-1964) был основоположником гелиобиологии, науки о Солнце и его влиянии на земные процессы. В работе «Физические факторы исторического процесса» он доказывал существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. Работа была воспринята критически, единственная положительная рецензия была дана К. Э. Циолковским.
Выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены, когда Чижевский обратил внимание на совпадения рокового характера для судьбы России года Змеи с циклом в 12 лет (1905, 1917, 1929, 1941, 1953) и обозначил особый ритм в 36 лет (1917, 1953). Солнце существенно влияет не только на физические процессы планеты Земля, утверждал Чижевский, но и на социальные.
Идеи представителей русского космизма оказали положительное влияние на дальнейшее развитие философии и естественных наук в вопросах освоения космоса, подтверждая неразрывное единство человека и космоса, указывая на их тесное взаимовлияние. В настоящее время учение русского космизма продолжается в деятельности создаваемых различных объединений - «Прометей», «Федерация общего дела», а также в рамках регулярно проводимых конференций разного уровня - «Научные чтения памяти Н. Ф. Федорова», «Федоровские чтения»[134].
Отличительная особенность русской философии XX века - это идеологизм, охватывающий многие направления, и преимущественно антикоммунистического, религиозно-консервативного характера.
На первом месте находились поствеховские теории социального иерархизма и евразийства, а также различные варианты неомонархизма и христианского социализма. После революции 1917 г. в эмиграции оказались многие писатели, ученые, деятели культуры
и духовенства. Среди них были русские философы Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Л. Н. Шестов и др.
Н. А. Бердяев(1874-1948) - один из ярких представителей русской религиозной философии. В начале XX века разделял марксистские и неокантианские идеи и входил в группу так называемых легальных марксистов, но в дальнейшем под влиянием творчества Ф. М. Достоевского, Вл. Соловьева обратился к религиозной философии. Наиболее полно свою религиозно-философскую позицию излагает в книге «Смысл творчества» (1916). В 1918 г. создает в Москве Вольную академию духовной культуры, несколько лет успешно действующую. Но в 1922 г. его высылают за границу, где в основном и прошла вся его жизнь. Его творческая деятельность была достаточно активной, им опубликованы десятки книг. Особым успехом пользовались книги «Новое средневековье», посвященная теме мирового кризиса, и книга «О назначении человека», посвященная проблеме эстетической, нравственной природы человека.
В субъективной философии Н. А. Бердяева можно выделить ряд основных тем: моральная тема, которая занимает основное место в его творчестве; проблема сущности и существования человека; историческая, социальная тема.
Главной темой философствования Бердяева являлась проблема нравственной природы человека, где автор предстает перед читателем философом-моралистом.
Этическая теория по содержанию - религиозно-идеалистическая, моральный закон предназначен для человека, но по своему происхождению данный моральный закон, утверждает Бердяев, сотворен Богом. Особенность этической концепции автора состоит в том, что моральный закон не статичен, а динамичен, виды морали сменяют друг друга, развиваясь от низших ее стадий к высшим. Бердяев выделяет три основные формы: этику закона, этику искупления и этику творчества.
Развивая концепцию творчества, Бердяев подчеркивает обреченность всякого творческого акта, «трагедию творчества», по
скольку всякая объективация, воплощение творческого акта - это нечто извечно заложенное в небытии, «бездне», из чего следует, что свобода крайне противоречива, она есть основа духовного развития, но она же есть и порождение хаоса. Человеческая свобода - это то, что предшествует бытию, следовательно, человек является центром мироздания.
Человек своей творческой активностью, ответственностью, напряжением созидательных сил призван активно бороться с силами зла и творчески приближать Царство Божие.
Основные философские работы Бердяева: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Философия неравенства», «Смысл истории», «Я и мир объектов», «Дух и реальность» и др.
Идеи и в целом мировоззрение Н. А. Бердяева оказали влияние на творчество французских экзистенциалистов и представителей персонализма.
7.5.