<<
>>

1. Славянофилы и западники

Оригинальная Русская философия зарождается в конце 30-х годов XIX века в произведениях И.В.Киреевского и А.С.Хомякова и обретает свое существование в философских системах XIX и XX столетий.

Учение этих мыслителей получило название славянофильства и противостояло взглядам других русских деятелей, известных как западники (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев, П.В.Анненков и другие).

Среди западников был мыслитель, чьи взгляды отличались уникальностью. Этим мыслителем-западником был "декабрист без декабря" Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Только одно, напечатанное при жизни его произведение - первое "Философское письмо" взбудоражило Россию, обессмертило его имя. При помощи истории он пытается решить основные, мучившие его, вопросы о причинах отсталости России, существования крепостничества и абсолютизма. Причины эти он связывает с православием, которое шло на поводу у царизма, в то время, как католичество было независимо, по его мнению, от власти и государства. Главная задача России, по Чаадаеву, в восстановлении ее с другими народами, национальными культурами и с человеческим родом в целом.

Оппонентами П.Чаадаева выступали славянофилы. Славянофильство не было однородным: в него входили как правые - идеологи "официальной народности" А.Шишков, М.Погодин и др., так и те, кто составил его славу - А.Хомяков, И.Киреевский, Ю.Самарин. Несмотря на значительные расхождения по целому ряду вопросов славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии важнейшим условием исторического развития России; 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера в общечеловеческом шествии прогресса; 3) в признании мессианской роли России, которая должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества.

По своим философским взглядам славянофилы были сторонниками христианской философии, стремившимися обосновать новые начала для философии, примат веры над разумом. "Характер господствующей философии" должен зависеть от "характера господствующей веры"[131]. Принципиальным идейным руководителем славянофильства, по выражению А.Герцена "Ильей Муромцем славянофильства" был А.С.Хомяков (1804-1860). Он был оригинальным мыслителем, возможно, первым в России создавшим философскую систему на уровне мировой мысли. Главная тема его философии - история человечества и историческая судьба России. Он пишет специальную работу "Записки о всемирной истории", где история человечества представляется борьбой двух начал, не имеющих этнических и географических характеристик. Их определяет лишь борьба свободы (иранский тип развития) и необходимости (кушитский тип развития). Хомяков - автор учения о единогласии христиан-единомышленников, названное им соборностью.

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 1. Славянофилы и западники:

  1. Славянофилы и западники
  2. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ
  3. СЛАВЯНОФИЛЫ
  4. 1. Славянофилы и западники
  5. 5.2. Западники и славянофилы
  6. 3. Славянофилы
  7. Гонения на славянофилов в царствование Николая I
  8. Экономические взгляды ранних славянофилов
  9. Славянофилы в условиях «гласности»
  10. Экономические взгляды славянофилов в к. 50 -х — 60 -е годы
  11. славянофилы-почвенники