Становление философии как самостоятельной системы знания. Русское Просвещение XVIII века
Русское Средневековье завершается в XVII веке. На место московской царской Руси приходит петербургская императорская Россия. События конца XVII - начала XVIII века затронули все стороны социальной сферы Российского государства.
Проводимые Петром I(1672-1725) реформы испытывали сопротивлениесо стороны крестьян, родовых бояр, церкви в лице высшего духовенства и поддерживались дворянством, купечеством и промышленниками. В результате проводимых реформ были учреждены специальные и общеобразовательные школы; молодые люди, обладающие незаурядными способностями, смогли получить образование в европейских учебных заведениях в Россию были приглашены европейские ученые и специалисты. В 1725 г. создается Петербургская академия наук. Издаются на русском языке книги по различным отраслям наук. Научно-философские идеи получили развитие в кружке, созданном Феофаном Прокоповичем, получившем название «Ученой дружиной Петра I». В этот кружок входили В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, И. Ю. Трубецкой и другие ставшие видными учеными своего времени. Феофан Прокопович (1681-1736), являясь доверенным лицом Петра, занимался созданием школ, типографий, библиотек, принял активное участие в создании Академии наук. Феофан Прокопович, являясь знатоком церковной мудрости и философии, считал, что тексты Священного Писания следует понимать не в буквальном, а в аллегорическом смысле, по своим взглядам он стоял на позициях деизма, утверждая, что кроме Бога есть материя, которая проявляется в своем бытии и при этом несовершенна. Научное познание природы предполагает деятельность органов чувств и разума, основанного на логике, где важным критерием истины, считал он, является соответствие логическим нормативам.
Василий Никитич Татищев[101](1668-1750) наибольшее внимание уделял вопросам политическим. Историю рассматривал как поле деятельных личностей, распространяющих идеи, несущих просвещение; от этого, по его мнению, зависит благополучие всякого
общества.
Татищев был сторонником веротерпимости, защищал людей науки. Выдвинул лозунг: «Ученье - свет, неученье - тьма».В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах» автор предложил дифференциацию наук, в основе которой был определен нравственный аспект: «нужные» науки - это экономика, родная речь, медицина, логика, юриспруденция и богословие; «полезные» - грамматика, иностранные языки, физика, математика, ботаника, анатомия; «увеселяющие» - поэзия, живопись, музыка, танцы; «любопытные» - астрология, алхимия, хиромантия; «вредительские» - всякого рода колдовство, гадания, заговоры, не- кромания, чернокнижество, то есть такие, в которых время тратят в беспутстве и других обманывают. Философия позволяет отделить полезное от бесполезного, решая проблему души и тела. Для сохранения гармонии души необходимо, говорил Татищев, чтобы ум властвовал над волей, оберегал ее от пагубных стремлений[102].
Михайло Васильевич Ломоносов(1711-1765) - родоначальник материалистической традиции в русской философии. В целом философская позиция Ломоносова тяготела к механическому материализму и деизму. Но деизм в тех условиях, в которых работал ученый, защищал его от обвинения в безбожии и одновременно давал возможность рассматривать природу с позиции материализма. Ломоносов признавал Бога лишь в функции творца, начала; дальнейшее развитие мира, с его точки зрения, осуществлялось на основе внутренних закономерностей, объясняемых механически, исключая Бога из природы. Ломоносов разграничивал компетенции науки и религии. «Материя, - писал он, - есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность»[103]. Ломоносов объяснял, что материя присутствует в основе единства тел. Тела состоят из атомов, кроме того, есть эфир, заполняющий промежутки между атомами. «Материя есть протяженное, непроницаемое,
делимое на нечувствительные части». Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения, обсуждал проблему первичных и вторичных качеств вещей, был убежден во всемогуществе науки, опираясь на эмпиризм, и считал, что критерий ценности знания лежит в его полезности для людей[104].
Официальной идеологией второй половины XVIII века в России становится идеология просвещенного абсолютизма. Распространению данной идеологии в образованных кругах общества способствовали связи Екатерины II(1729-1796) c западноевропейскими философами-просветителями (Вольтер, Дидро).
Поддерживая западноевропейскую ориентацию России, Екатерина II в «Наказе» писала, что до Петра I мы жили в невежестве, а это не выражало истиной сущности нации. Петр очистил общество от суеверий, возвысил нравы до уровня европейской культуры[105]. Оценивая правление Екатерины II в целом, необходимо отметить, что внутренняя и внешняя политика России отвечала требованиям общества, что, в свою очередь, обеспечивало относительную внутриполитическую стабильность ее царствования. Крестьянская война под предводительством Пугачева стала рубежом в умонастроениях правящего класса, появились оппозиционные группировки, прежде всего националъно-консерватив- ного содержания.
Одним из ярких представителей данного направления был Михаил Михайлович Щербатов(1733-1790) - историк, публицист, почетный член Санкт-Петербургской АН с 1776 г., член Российской академии с 1783 г., автор «Истории российской от древнейших времен»[106]. Выступил критиком петровских реформ, защищал ари
стократию, являвшуюся двигателем истории, состоявшую из родовой знати, опиравшейся на православие как основу умственной и нравственной жизни.
Во второй половине XVIII - начале XIX века в России развивается религиозно-философское течение вне официальной церкви - масонство. Один из лидеров русского масонства, Иван Владимирович Лопухин(1750-1816), утверждал, что Бог создал человека для будущего вечного блаженства, поэтому необходимо вступить на истинный путь божественной жизни.
И. В. Лопухин осуществляет переводы на русский язык целого ряда масонских произведений, создает типографию, издает философско-теологические, правовые произведения и пользуется большой популярностью среди современников, зарекомендовав себя честным, бескорыстным судьей, филантропом, заботившимся не о себе, а о благе Отечества.
В 1786 г. Екатерина II своим указом запретила французскую идеологию, а в 1794 г. распустила масонские ложи, посчитав, что всякая независимая от правительства деятельность может быть направлена против существующей власти.
Русское Просвещение второй половины XVIII века противостояло религиозно-идеалистической идеологии. Увлекаясь Вольтером, представители этого направления симпатизировали французскому материализму, апеллируя к разуму и науке, верили в силу рационализма. Русское Просвещение «подготовило радикализм. разожгло умы и воспалило сердца»[107]. Одной из особенностей русского Просвещения явился тот факт, что содержание различных произведений наполнялось философскими рассуждениями, в которых критика крепостнических нравов приобретала социально-обостренную образную форму. Общественный деятель, книгоиздатель Н. И. Новиков издавал ряд сатирических журналов - «Живописец»,
«Трутень», «Пустомеля», «Кошелек», в которых подвергал острой критике жестокое обращение с крепостными крестьянами.
Ярким представителем философии русского Просвещения по вопросам нравственного совершенствования человека был Яков Павлович Козельский (ок. 1728 - ок. 1794). Творческое наследие включает различные переводы французских, немецких, латинских текстов по вопросам философии, математики, фортификации. Его основными трудами являются «Философские предложения», «Рассуждения двух индейцев Калана и Ибрагима о человеческом познании», «Механические предложения». Не претендуя на создание собственной системы в философии, Козельский подразделяет ее на теоретическую (логику и метафизику) и практическую, включающую юриспруденцию и политику[108].
Разграничивая философию и теологию, Козельский говорил, что «философы рассуждают о свойствах и делах Божьих, а мне думается, что это они предпринимают излишнее и не сходное с силами их разума дело». Человек не рождается добродетельным или порочным, добрым или злым, говорил Козельский, различные нравственные качества приобретаются им под влиянием окружающей среды, воспитания. В просвещении и воспитании он видел универсальное средство справедливости в общественной жизни людей.
Денис Иванович Фонвизин(1743-1792) - писатель, основоположник русской бытовой комедии («Бригадир» и «Недоросль»)[109]. Разоблачал уродливые нравы крепостного права, придерживался просветительской программы нравственного воспитания гражданина и патриота своего Отечества. Вначале полагал, что все зависит от одного благонравия государя: «В его руках пружина, куда
повернуть людей - к добродетели или пороку». Но со временем он меняет свои представления о должном в управлении через просвещение. В просветительском движении участвовали И. А. Третьяков, П. С. Батурин, И. А. Крылов, Г. Р Державин и многие другие видные мыслители конца XVIII века.
7.4.