<<
>>

Вопрос 33. Атеистическо- материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

  1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

==96== только для ознакомления

Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

  1. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ- материалист:
  • • не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
  • • не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
  • • считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции — материи;
  • • материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;
  • • материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;
  • • познание — отражение материи самой материей;
  • • источником большинства знаний являются чувства;
  • • причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
  • • выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
  • • в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам- утопистам, первым коммунистам.

  1. Жюльен Ламетри (1709 — 1751) также выступал с атеистически- материалистических позиций:
  • • полностью отвергал идеализм и теологию;
  • • считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
  • • душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
  • • поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;
  • • выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;

==97== только для ознакомления

  • •              был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека —

личное счастье;

  • •              считал частную собственность гарантией свободы человека;
  • •              идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".
  1. Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". "Энциклопедия" была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло свыше 20 лет.

Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:

  • •              признавал материю единственно существующей субстанцией,

проявлением которой считал все единичные вещи;

  • •              движение объяснял таким свойством материи, как разнородность

(взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);

  • •              отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст

вом материи;

  • •              в              основе общества и государства видел "общественный договор",

исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;

  • •              идеалом государства считал "просвещенную монархию", а эко

номики — разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

  1. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789) и Гельвеций (1715 - 1771).

Значение деятельности французских философов атеистическо- материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:

  • •              четко выделили два ведущих философских направления — мате

риализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");

  • • освободили философию от многих религиозных предрассудков;
  • • дали более реалистическое определение субстанции — материя;
  • •              выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о

сознании как свойстве материи отражать саму себя;

  • •              подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое")

знание;

==98==

  • • обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
  • • выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;
  • • обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;
  • • обосновали идеи социальной справедливости;
  • • идеологически подготовили Великую французскую революцию.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 33. Атеистическо- материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.:

  1. ФАУСТОВСКОЕ И АПОЛЛОНОВСКОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ
  2. «ИСТИННАЯ СИСТЕМА» ДЕШАНА 
  3. 2. Религия как ценность в буржуазной культурологии  
  4. А. Что такое история для неученых?
  5. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИМЕЧАНИЯ [†††††††††††††††††††††††††††††††††] Пьер Бейль. К истории философии и человечества
  6. ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
  7. Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
  8. Вопрос 33. Атеистическо- материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
  9. Вопрос 42. Философия марксизма
  10. Кораблева Т.Ф. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ XYIII ВЕКА
  11. ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
  12. Глава 6 ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ПУТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
  13. Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
  14. Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
  15. Тема 2. Исторические типы философии