Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как
==93== только для ознакомления
против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма).
К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.- Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 — 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:
- • страстно выступал против религии, особенно католицизма (в
отношении религии ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!");
- • считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
- • видел необходимость в признании существования Бога с мо
рально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
- • в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и
рационализма, отдавая предпочтение первому;
- • выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение
его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
- Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:
- • выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но от
вергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;
- • видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;
- • отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и
католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы;
- • считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;
- • видел влияние климата и географии на устройство общества
(южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к дес-
==94==
- потизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
- • считал, что до появления государства существовало "естественное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе "общественного договора", который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;
- • выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
- • выступал за верховенство закона.
Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:
- • идея приоритета закона;
- • идея разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную.
- Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социальнополитической философии, выступал с позиций революционной демократии.
В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо.
Он:- • видел в Боге мировую волю и мировой разум;
- • считал, что материя несотворима и объективно существует
всегда;
- • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
- • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);
- • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;
- • был сторонником эмпирического (опытного) познания;
- • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
- • обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть
==95==
только для ознакомления
- паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
- • в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);
- • власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы,
- • в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.
- Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания (гносеологии). Можно выделить следующие основополагающие идеи его философии:
- • мир познаваем;
- • человек может познать внешний мир настолько, насколько это
позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);
- • окружающий мир является источником всех знаний;
- • в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);
- • самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.