<<
>>

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах

  1. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист,

философ — считается последним видным представителем

==90==

философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

  • • субстанции;
  • • познания.
  1. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

  • •              весь мир состоит из огромного количества субстанций,

имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

  • •              данные субстанции называются монадами (в переводе с гре

ческого — "единое", "единица");

  • • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
  • • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
  • • по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
  • •              в силу непрерывности своего существования монада осознает

себя;

  • •              монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по

мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

  • • "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

==91==

  • •              монады              животных              —              обладают ощущениями, но неразвитым

самосознанием;

  • •              монады              человека              (души) — обладают сознанием, памятью,

уникальной способностью разума мыслить;

  • •              высшая              монада              —              Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

  1. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

  • •              все знания разделил на два вида — "истины разума" и "истины

факта";

  • •              "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть дока

заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

  • •              "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опыт

ным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

  • •              несмотря              на              то, что опытное (эмпирическое, "истины факта")

знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.

Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика

  1. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

==92==

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

  • • деистическое;
  • • атеистическо-материалистическое;
  • • утопическо-социалистическое (коммунистическое).
  1. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:
  • • отвергали идею личного Бога;
  • • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
  • • видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
  • • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

  1. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

  1. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в

философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах:

  1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ТРУДАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА, И. КАНТА, Ф. В. ШЕЛЛИНГА И Г. ФРЕГЕ 
  2.   Статья вторая  
  3.   КРИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 1873  
  4.   ПРИМЕЧАНИЯ 
  5. Примечания
  6. Примечания 
  7. ПРИМЕЧАНИЯ Вопрос о свободе воли  
  8. г) Признаки и понятие закона
  9. Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
  10. Способ существования бытия и формы его проявления
  11. Русская религиозная философия второй половины XIX-XX вв.
  12. И.З. Шишков ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  13. ТЕРМИНЫ
  14. ДИАЛЕКТИКА
  15. Учение о бессознательных представлениях
  16. III.5.4. Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время как формы бытия движущейся материи