Учение о субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц)
Еще одним центральным понятием философии Декарта является понятие субстанции. Под субстанцией Декарт понимал вещь, не нуждающуюся для поддержания своего существования ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, в качестве субстанции можно рассматривать только самого Бога. К сотворенному миру данное понятие можно относить лишь условно, отличая среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии Бога»[19], от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений.Согласно Декарту, сотворенный мир состоит из субстанций двух родов - духовных (нематериальных) и материальных. Важнейший признак духовной субстанции - ее неделимость, материальной - делимость до бесконечности. Духовная субстанция включает в себя присущие ей изначально (врожденные) идеи. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур. В качестве главного атрибута материальной субстанции выступает протяжение. По мнению Декарта, каждому изменению в материальной субстанции (например, в человеческом теле) соответствует изменение в субстанции духовной (в человеческих мыслях, чувствах и желаниях). Действия субстанций строго скоррек
тированы благодаря Богу, наподобие того, как два (или несколько) часовых механизма могут показывать одно и то же время, будучи заведены мастером, который синхронизировал их часовые стрелки. Подобным образом Бог вносит в природу движение и обеспечивает постоянство всех ее законов. В результате Декартом были созданы идеалистическая психология как учение о духовной субстанции и материалистическая физика как учение о субстанции материальной.
Сильное влияние Декарта испытал на себе нидерландский философ Бенедикт Спиноза(1632-1677). Однако Спиноза не принял дуализма французского философа, создав учение о единой субстанции, единой первоосновы бытия, которую он называл Богом или природой.
Таким образом, им был провозглашен принцип монизма. Модусами единой субстанции являются все единичные вещи и существа. Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui),то есть как то, что существует через самое себя и познается из самого себя. Бог - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы (видоизменения) субстанции. Согласно Спинозе, все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей, по словам Спинозы, соответствует порядку и связи вещей, причем и те и другие суть только следствия Божественной сущности. Отсюда вытекает определение Спинозой души как идеи человеческого тела.Весь мировой процесс, таким образом, совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии здесь изменить. По мнению Спинозы, дух человека - это как модус мышления, а потому «воля и разум - одно и то же»[20].
Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.
Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716) противопоставил учение о множественности субстанций, получивших у философа название «монады» (греч. - единое, единица). Согласно Лейбницу, монады являлись первоначалом мироздания. Это духовные субстанции (атомы), каждая из которых совершенно самостоятельна и имеет свой внутренний принцип развития («сжатая вселенная»). Каждой монаде присуща деятельность, которая включает в себя представление (восприятие) и стремление. Деятельность монад, наделенных влечением и восприятием, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души.
Монады называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. В неорганическом мире они чаще именовались субстанциальными формами. Таким образом, все в мире оказывается живым и одушевленным, и там, где мы видим просто кусок вещества, в действительности существует целый мир живых существ - монад.Монады по своему рангу различаются в зависимости от степени сознательности или разумности. В этом смысле монады составляют своеобразную иерархию, или лестницу, низшие ступеньки которой образуют минералы, затем - растения, животные, за ними следует человек и, наконец, на самой вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду - Бога.
По мнению Лейбница, каждая монада подобна самостоятельной, обособленной вселенной, существуя сама по себе, и зависит только от Бога, сотворившего весь мир монад. И в то же время любая монада воспринимает, как бы переживает в самой себе весь космос, только далеко не все монады обладают светом разума, чтобы отчетливо это сознавать. Даже разумные монады - человеческие души - имеют в себе больше бессознательных, чем сознательных, представлений, и только божественная субстанция видит все сущее при ярком свете сознания.
4.3.