<<
>>

Социальная философия Нового времени

Эпоха Нового времени ознаменовалась не только развитием научно-технического прогресса, но также формированием основ современного представления об устройстве государства и обще­ства - социальной философии.

На формирование последней ока­зал влияние гуманизм эпохи Возрождения наряду с развивающи­мися капиталистическими отношениями и научно-техническим прогрессом.

В рамках социальной философии Нового времени общество рассматривалось как продолжение природы, подчиняющееся «есте­ственным» законам. При этом центральным вопросом стала про­блема отношений общества и личности. Ответ на этот вопрос да­вался подавляющим большинством философов Нового времени в контексте «социального атомизма».

Социальный атомизм подчеркивал приоритетность прав инди­вида по отношению к обществу. Сторонники социального атомизма, отрицая идею божественного происхождения общества и государ­ства, рассматривали индивидов в качестве суверенных, самосто­ятельных, автономных «атомов». Совокупностью этих «атомов» и является общество. Принцип социального атомизма получил ло­гическое завершение в виде теории «общественного договора», разработанной представителями английского эмпиризма XVII века (Гоббс, Локк) и французского Просвещения (Монтескьё, Руссо).

Взгляды на проблему «общественного договора» Томаса Гоббса (1588-1679) были выражены им в трактате «Левиафан» в контек­сте рассуждений о происхождении государства.

Согласно Гоббсу, появлению государства предшествовало «естественное состояние», в котором первоначально пребывали люди, обладавшие абсолютной свободой и находившиеся в состо­янии абсолютного равенства. Поскольку воля индивида не была ограничена теми или иными социальными правилами и норма­ми, он в первую очередь стремится к удовлетворению своих по­требностей, преследуя собственные интересы. Эти интересы,

в свою очередь, могли входить в противоречие с интересами дру­гих.

В связи с этим отношения между людьми в «естественном состоянии» Гоббс характеризует известной латинской послови­цей «Человек человеку волк» („Homo homini lupus est“).По мне­нию Гоббса, жизнь людей в этот период можно уподобить со­стязанию в беге, когда каждый участник стремится опередить других соревнующихся. В подобном социальном состоянии си­лой, сдерживающей людей от всеобщей войны и, как следствие, самоуничтожения, выступает инстинкт самосохранения, застав­ляющий следовать «естественному» принципу: «Не делай дру­гому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отноше­нию к тебе»[21]. В условиях «естественного состояния» все люди от природы равны как в отношении умственных, так и физиче­ских способностей. Соответственно, никто не может «претен­довать на какое-нибудь благо для себя, на которое другой не мог бы претендовать с таким же правом»[22]. При равенстве надежд и способностей в «естественном состоянии» у людей отсутству­ет частная собственность. Но при этом у каждого наряду с рав­ными правами и возможностями присутствует постоянный страх за свою жизнь. Люди начинают желать мира и спокойствия, ра­зум же подсказывает им единственный путь их достижения - со­здание государства.

По мнению Гоббса, государство представляет себой систему, существующую во взаимодействии своих частей, где душа - это верховная власть, память - советники, суставы - судебные и ис­полнительные органы, здоровье - гражданский мир, болезнь - гражданские волнения, смерть - гражданская война. Оно возни­кает тогда, когда вместо войны всех против всех утверждаются гражданский закон и порядок. Достигается это через предостав­ление государству всех прав, которыми обладал человек в «есте­ственном состоянии».

Создавая государство, люди отчуждают свои права на одного человека - в условиях монархии, на представителей определенно­го сословия - в условиях аристократии, на представителей разных сословий - в условиях республики. По мысли Гоббса, лучшей фор­мой правления является абсолютная монархия, при которой вер­ховный правитель воплощает в себе права всех людей.

При этом правитель должен заботиться о богатстве и благоденствии граждан. Нужно создать такие условия, в которых люди, с одной стороны, хотели бы трудиться, но при этом были бы запрещены всякие из­лишества. В качестве важного средства управления государством и человеком Гоббс рассматривал религию. Но при этом правитель должен внимательно следить за образом жизни служителей куль­та для того, чтобы их образ жизни соответствовал их произноси­мым проповедям.

Поскольку государственная власть является абсолютной, то и подчинение ей должно быть безусловным. Мерилом добра и зла в рамках государства выступают действующие в нем законы. В каж­дый отдельный период истории государства в нем действуют опре­деленные законы, соблюдение которых гражданином рассматрива­ется как добродетель, а несоблюдение - как порок. Таким образом, по мнению Гоббса, свобода в рамках отдельного государства со­стоит в добровольном подчинении существующим в нем граждан­ским нормам при функционировании сильной власти.

Только при соблюдении всех вышеуказанных условий госу­дарство будет процветать.

Еще одним представителем социальной философии XVII в. был Джон Локк(1632-1704), разработавший принципы естествен­ного права, в которых отразились интересы набиравшего силу бур­жуазного класса. «Естественный закон» состоит из божественного повеления и не может быть оспорен ни одним человеком.

Подобно Гоббсу Локк рассматривал «естественное состоя­ние» как наличие у индивидов «полной свободы» и абсолютного равенства, подчеркивая, в свою очередь, то обстоятельство, что

«состояние свободы - это тем не менее не состояние своеволия»[23]. Как отмечал философ, «в состоянии полнейшего равенства... то, что один может сделать. должен по необходимости иметь пра­во сделать каждый»[24].

Но в отличие от Гоббса Локк видел основу равенства людей не в отсутствии у них собственности, а как раз в том, что индивид является собственником по природе. Философ был убежден в том, что материальная собственность, которой владеет индивид, есть результат его труда.

Кроме того, «каждый человек обладает некото­рой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав»[25]. В конечном итоге Локк сформулировал три основных неотчужда­емых права, которыми обладает каждый человек: на жизнь, сво­боду и собственность. Логическим следствием принятия трех вы­шеуказанных прав является правовое равенство людей. При этом закон должен обеспечивать каждому индивиду возможность по­лучения собственной выгоды при условии соблюдения свободы и частных интересов других людей.

Однако Локк, подобно Гоббсу, видел в естественном состоя­нии определенную опасность, поскольку даже при подобных ус­ловиях в обществе находятся преступники. Хотя каждый человек имеет полное право защищать свою собственность, он не всегда в состоянии самостоятельно поймать правонарушителя. Именно в этом случае ему приходит на помощь государство, защищаю­щее жизнь и имущество. Таким образом, государство существует для того, чтобы обеспечивать безопасность жизни и собственно­сти своих граждан. При этом законодательная и исполнительная власть в государстве должна быть разделена.

Идеи Локка получили широкое распространение на континен­те прежде всего благодаря их популяризации известными предста­вителями французского Просвещения.

4.4.

<< | >>
Источник: Философия: учеб. пособие / Л. В. Балтовский, Е. П. Гурьев, С. Ю. Каргапольцев [и др.]. - СПб.: СПбГАСУ,2019. - 211 с.. 2019

Еще по теме Социальная философия Нового времени: