Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным Богу — вот что обещала мне философия», — писал Сенека. Философия делает человека всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом филосо&фии, чтобы обрести подлинную свободу», — советовал Эпикур. Может, и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что филосо- фия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизи&рована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.
Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведе&ния. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.
Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостно&сти, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль под&спудно живет во всех философских сочинениях. Как философ по&могает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумав&шись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места).
Они должны ве&рить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в преди&словии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон при&влекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концеп&цией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдава&ли за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.Философия выполняет помимо познавательной, мировоззрен&ческой, критической также интеграционную функцию. По отно&шению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отно&шению к обществу и природе — в создании социальной и косми&ческой гармонии.
Будущее философии
Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратить&ся по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.
Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою глав&ную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут филосо&фами, а философствование — обычным делом каждого. Филосо&фия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по- видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.
Контрольные вопросы
10. В чем проблема будущего философии?
Рекомендуемая литература
Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.
Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи&лософов. — М., 1986.
Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1989.
Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.