ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Философия возникла примерно 2500 лет тому назад в Древ&ней Греции. Отраслью культуры, которая предшествовала ей и на основе которой она возникла, была мифология. Философия взяла у нее свое содержание, т.е. вопросы: каково происхождение и уст&ройство мира? Что такое человек и в чем смысл его жизни? Что такое истина, добро, красота? И другие. Философия взяла самое важное и от других отраслей культуры, предшествовавших ей. Как геометрия на аксиомах, философия зиждется на интуиции, имев&шей первостепенное значение для мистики. От искусства филосо&фия почерпнула жанр, стиль, воображение и способы передачи чувств. В результате синтеза достижений предыдущих отраслей куль&туры возникло новое качество — первая в истории рациональная отрасль культуры. В дальнейшем философия вбирала в себя и то, что было характерно для возникших после нее отраслей культу&ры, в становлении которых она сама играла важную роль: веру — основополагающую черту религии; проверку, лежащую в основа&нии науки; социальный интерес, на котором зиждется идеология.
- В развитии философии можно выделить три этапа. Первый — античный — этап можно назвать мифологическим, и на нем фи&лософия возникает из мифологии в стране с самой развитой ми&фологической системой — Древней Греции. Второй — средневе&ковый — этап можно назвать религиозным, поскольку в его пре&делах философия занимается в основном обоснованием религиоз&ных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно на&звать научным в том смысле, что главной задачей философии ста&новится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Каждый из этапов делится на три части: становление, создание философских систем, скептицизм по отношению к достигнутым результатам.
- Результаты философской деятельности можно разделить на системы, направления, учения, идеи. Философской системой можно назвать такую концепцию, которая строится на основе синтеза всего предшествующего материала и отвечает на все ос&новные философские вопросы. В истории философии можно вы&делить четыре основные системы: объективный идеализм Плато&на, объективный реализм Аристотеля, субъективный идеализм Канта и субъективный реализм Гегеля. Каждая из них строилась на основе синтеза и модификации предыдущих, так что вместе они представляют собой развивающееся диалектическое целое.
4. Первоначальной формой изложения результатов философ&ского исследования был диалог, воспроизводивший допечатные способы развития философии и достигший расцвета в творчестве Платона. Затем была создана наиболее популярная в философии форма трактата, вершиной которой стали произведения Аристо&теля. У практичных римлян в эпоху империи, когда заниматься философией было не столь престижно, да и небезопасно, достиг&ли расцвета такие формы, как письмо и дневник. В Средние века, особенно в арабском мире, были популярны произведения в виде комментария, а также проповедей. В Новое время, когда филосо&фия широко преподавалась в университетах, стала обычной пуб&ликация курсов лекций, а с появлением научных журналов — публикация статей. В современных условиях используются самые разнообразные формы философских жанров, включая моногра&фии — большие по объему исследования, написанные одним че&ловеком (современный вариант философского трактата), и учеб&ные пособия, одно из которых в ваших руках.