<<
>>

Философская мысль времен московской централизации. Русское Средневековье

Центр общественно-политической жизни в XIV веке перемеща­ется на север, начинается процесс московской централизации вла­сти под влиянием с юга монголо-татарского ига, которое длилось в течение 243 лет.

Западная Русь испытывает влияние западноев­ропейской культуры. Считается, что полное освобождение от мон­голо-татарского ига произошло в 1480 г., когда князь Иван III отка­зался выплачивать дань и заявил о независимости Руси. Основная тема сочинений Московской Руси в XIV веке - освобождение от иноземных захватчиков.

Серапион Владимирский (? -1275) - проповедник и писатель, архимандрит Киева-Печорского монастыря. Автор пяти «Слов» (наставлений); первое написано около 1230 г., остальные в послед­ние годы жизни. В религиозно-философских взглядах Серапиона Владимирского основное место отводится идее страха Божьего, и в этом смысле святитель осознает и формулирует задачи, сто­ящие перед Русью[93]. Описывая тяготы монголо-татарского ига, он выражал надежду на освобождение Руси. Порицал княжеские междоусобные споры, социальные пороки. Многие народы, гово­рил Серапион Владимирский, страдали от бед, но крепкие духом выжили и побеждали[94].

В начале XV века отмечается подъем национального созна­ния. Авторство произведения «Задонщина» приписывают Сафонию Рязанцу; здесь в поэтической форме выражено отношение к собы­тиям Куликовой битвы. Одной из главных идей культуры становит­ся соотношение мудрости и морали. Так, в произведении «Повесть о житии Александра Невского» автор отводит Александру Невскому

роль мудрого человека, решающего трудную задачу, согласно ко­торой он должен поставить Русь по возможности в такие отноше­ния к разным врагам, при которых она (Русь) могла бы сохранить свое существование.

В религиозных кругах этого времени появляются еретиче­ские движения, наиболее популярной была ересь стригольни­чества, зародившаяся в Пскове и Новгороде в 70-е гг.

XIV века. Стригольники объединялись в группы, во главе которых стояли на­ставники - «простецы», идеологами считались новгородские дья­коны Никита и Карп. По социальному содержанию стригольни­чество - протест торгово-ремесленного люда против феодальных притеснений церкви, которая владела большими земельными уго­дьями, крепостными, денежными средствами. Стригольники счи­тали, что духовенство должно жить согласно высоким моральным качествам священника, жить по Святому Писанию[95].

В начале XVI века внутри церкви возник конфликт между не- стяжателями и стяжателями. Первые выступали против владения монастырями землями и крепостными, а также против вмешатель­ства церкви в политическую жизнь. Идеологом нестяжателей был Нил Сорский(1433-1508). Он считался человекам «книжным», много путешествовал, был на Афоне, основал монастырь на реке Соре. В сочинении «Предание ученикам своим о жительстве скит­ском» дает ряд наставлений: «...чтобы не поддаться искушениям, инок должен следовать учению об „умном делании“. „умное де- лание“ - это внутренний духовный процесс, совершающийся в глу­боких тайнах человеческого духа, распадающийся на три отдель­ных акта: безмолвие, умную молитву и созерцание.»[96]

Идеи Нила Сорского принимались теми простыми людьми, которые желали освободиться от стяжательской мирской суеты, от ереси и посвятить себя духовной деятельности.

Постепенно нестяжательство стало утрачивать свой аске­тизм, отшельнический и созерцательный характер, на смену ко­торому пришли идеи духовного обновления церкви при сохра­нении ее относительной самостоятельности от светской власти. В 1515 г. Василий III для перевода и исправления некоторых ду­ховных книг просит прислать известного в то время монаха Савву, но он оказался настолько слаб и немощен, что вместо него присла­ли Максима Грека(1470-1556). Его первой большой работой был перевод Псалтыри, одобренный русским духовенством. Будучи достаточно образованным, Максим Грек хорошо знал богословие и античную философию; определяя ей (философии) промежуточ­ное место между божественным и светским знанием, он высоко ценил Платона и Аристотеля, выступал в защиту рационального знания.

Верил в высокое предназначение человека, призванного прежде всего к возвышенной духовной деятельности. Ум человека «самовластен», но он должен научиться искусству управлять ду­шой и телом, и только тот, кто научится управлять собой, может повелевать другими[97].

В начале XVI века формируется концепция «Москва - третий Рим». Автором считался иосифлянин - псковский монах Филофей (1465-1542). Будучи сторонником царской власти для всей русской земли, он утверждал, что династическое родословие русских кня­зей восходит к византийским императорам. Греки отошли от пра­вославия, второй Рим пал, как и первый, и только Москва, говорил Филофей, еще держится правой веры, хотя грехи русских уже пред­ставляют собой серьезную угрозу. Он обращается к Василию III с призывом обратить в христианство все народы в его царстве и взять на себя заботу и управление духовными делами.

В середине XVI века по указу Ивана Грозного(1530-1584) создается «Лицевой летописный свод»[98] для царской библиоте­ки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии сво­да означало «иллюстрированный», с изображением «в лицах». Произведение охватывало время от Сотворения мира до 1567 г., состояло из 10 томов и включало более 10 000 миниатюр; дата соз­дания - 1568-1576 гг.

Для регламентации частной жизни пишется книга Домострой[99], содержащая информацию о поведении домочадцев. Изданный в 1551 г. сборник решений Стоглав[100] касался как религиозно-цер­ковных, так и государственно-экономических вопросов, устанав­ливал правила об иконописании, организации церковной жизни. К концу XVII века наметились тенденции к обособлению фило­софии от религии.

7.3.

<< | >>
Источник: Философия: учеб. пособие / Л. В. Балтовский, Е. П. Гурьев, С. Ю. Каргапольцев [и др.]. - СПб.: СПбГАСУ,2019. - 211 с.. 2019

Еще по теме Философская мысль времен московской централизации. Русское Средневековье: