<<
>>

  XX век  

Философия Канта, Шеллинга, Гегеля действительно является классической в том смысле, что соответствует основным канонам западной культуры. Начиная с Шопенгауэра и особенно Э. Гарт- мана можно говорить о постклассике, поскольку не все каноны ими соблюдаются, хотя связи прослеживаются.
Ницше сигнали&зировал об опасности начала кризиса западной философии, а Шпенглер охарактеризовал кризис в явной форме, поняв сущ&ность западной культуры на ее закате и предсказав ее гибель. От&рицание Хайдеггером метафизики не что иное, как отход от за&падной традиции. Экзистенциалистское обращение к индивиду&альности есть отказ от разработки целостных проблем культуры. Но, не порывая полностью с западными традициями индивидуа&лизма, экзистенциализм своим общечеловеческим (в смысле важ&ности для каждого) характером, быть может, обеспечивает плав&ный переход к всемирной культуре.

Философия XX в. жила под воздействием двух векторов. В соот&ветствии с закономерностями развития своего круга она занима&лась теорией познания, а в соответствии с закономерностями раз&вития в пределах круга — человеком. Платон открыл особый мир идей, и последующая философия занималась соотношением трех миров — природы, человека и идей. Последний вклад в это на- правление мысли внес К.Поппер. Его «третий мир», представля&ющий собой сумму накопленных человеческих знаний, — тот же мир идей, но ограниченный принципами научности и ставший миром человеческих знаний. Это соответствующий западному духу познавательный вариант основной философской проблемы.

Многие философы XIX—XX вв. (Маркс, Ницше и др.) созна&тельно вырывались за рамки философии, и только Хайдеггер пол&ностью остался в ней, подводя ее итоги. От сверхоптимистическо&го гегелевского тождества бытия и мышления он вернулся к скеп&тицизму. Соединив в своем призыве к преодолению метафизики ницшеанскую «переоценку всех ценностей» с попыткой Гуссерля найти сущностные структуры разума, Хайдеггер распространил эту попытку на человека в целом. В его философии человек теряет активность, в том числе познавательную — не только в новоевро&пейском, но и в древнегреческом смысле, и начинает рассматри&ваться как исполнитель воли бытия.

Кризис философии связан с кризисом культуры, в ядре кото&рой она находится. Кризис «чувственной» (по П.Сорокину) за&падной культуры является внешней причиной заката философии. Последний вызван не поражением демократии и церкви, как два предыдущих, а кризисом идеалов гуманизма, на которых базиро&валась западная цивилизация.

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   XX век  :

- Альтернативные философские исследования - Антропология - Восточная философия - Древнегреческая философия - Древнеиндийская философия - Древнекитайская философия - История философии - История философии Возрождения - Логика - Немецкая классическая философия - Онтология и теория познания - Основы философии - Политическая философия - Русская философия - Синектика - Современные философские исследования - Социальная философия - Средневековая философия - Философия и социология - Философия кризиса - Философия культуры - Философия науки - Философия религии - Философы - Фундаментальная философия - Экзистенциализм - Этика, эстетика -
- Архитектура и строительство - Безопасность жизнедеятельности - Библиотечное дело - Бизнес - Биология - Военные дисциплины - География - Геология - Демография - Диссертации России - Естествознание - Журналистика и СМИ - Информатика, вычислительная техника и управление - Искусствоведение - История - Культурология - Литература - Маркетинг - Математика - Медицина - Менеджмент - Педагогика - Политология - Право России - Право України - Промышленность - Психология - Реклама - Религиоведение - Социология - Страхование - Технические науки - Учебный процесс - Физика - Философия - Финансы - Химия - Художественные науки - Экология - Экономика - Энергетика - Юриспруденция - Языкознание -