<<
>>

«ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ» В РОССИИ


XVIII век в Европе именуют «веком Просвещения». Немецкий философ Иммануил Кант, отвечая на вопрос «Что такое просвещение?», в качестве главного условия просвещения назвал свободу «во всех случаях публично пользоваться собственным разумом»[14].

Просветительское движение в Европе было многообразным, различным в различных странах, да и в каждой стране оно менялось на протяжении XVIII столетия. В Англии, например, оно было следствием революционных событий предыдущего века. Во Франции Просвещение завершилось революцией. В Германии оно было сопряжено с революцией духовной, особенно в области философской мысли. Но каким бы образом ни развивалось просветительство, его общей чертой было стремление к свободе во всех областях жизни общества.
«Век Просвещения» в России несомненно во многом был связан с петровскими преобразованиями. Петр Великий «уздой железной Россию поднял на дыбы» (Пушкин), стремясь приобщить ее к европейской цивилизации, науке и культуре и на этом основании утвердить могущество государства Российского. Но, спрашивается, причем здесь свобода? Разве радикальные преобразования в стране царь не осуществлял «уздой железной»? Разве наследники власти Петра не укрепляли самодержавный строй, играя роль «просвещенного монарха», «философа на троне», как Екатерина II - корреспондентка великих французских просветителей Вольтера и Дидро? Разве эта просвещенная императрица не учинила расправу над Радищевым, воспевшим свободу, не заточила просветителя Н. И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость?

«Если задать вопрос, - заметил Кант, - живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения»[15]. Разумеется, в России не было свободы для крепостного крестьянства, и форточка в «окне в Европу» была наглухо закрыта, когда в нем замаячили призраки революции. И в самой Франции революция не принесла желанную свободу, заменив королевскую власть на диктатуру якобинцев. В Германии «век Просвещения» был «веком Фридриха» - «просвещенного монарха», прусского короля, покровительствовавшего Вольтеру, но правившему по принципу: «Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь*.»[16]И тем не менее именно осознание необходимости свободы было лейтмотивом просветительского движения. Один из деятелей английского Просвещения А. Шефтсбери писал: «Мы живем в век, когда свобода вновь поднимает голову»[17]. И чем сильней был гнет, тем была сильней потребность в свободе.
Эта черта «века Просвещения» по-своему проявилась и в России. Петр I, учреждая Академию наук, провозгласил в ее Регламенте (1725 г.), что «науки никакого принуждения и насилия терпеть не могут, любящие свободу». Для М. В. Ломоносова теория двойственной истины была средством оградить науку от вмешательства богословия, которое стремилось подчинить себе всякое знание. «Не здраво рассудителен математик, - писал ученый, - ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии»3. В XVIII в. осознание абсолютной ценности свободы было ярко выражено не только в творчестве А. Н. Радищева, восславившего ее в оде «Вольность» и в «Путешествии из Петербурга в Москву», но и в сочинениях философа Григория Сковороды, писавшего о свободе:
Что за волность? Добро в ней какое?
Ины говорят, будто золотое.
Ах, не златое, если сравнить злато,
Против волности еще оно блато4.
Идеи свободы Сковорода стремился обосновать в своей философии, будучи «свободным церковным мыслителем»[18], как его называл В. В. Зеньковский.
Своеобразием начала века Просвещения в России было то, что его сторонники самого царя называли первым просветителем. Так, B. Н. Татищев заявлял, что «Петр Великий открыл своему народу путь к просвещению». Зачинателями просветительского движения стали государственные деятели, ученые, писатели, образовавшие «ученую дружину» Петра I.
 
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме «ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ» В РОССИИ:

  1. IX. Общие итоги второго периода в истории науки уголовного права в России
  2. РОССИЯ И ЗАПАД: МИР ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ИЛИ ПЛАНЕТАРНОЙ РАЗОБЩЕННОСТИ?
  3. Введение. Пути становления русской литературы XVIII века и формирование ее национального своеобразия
  4. Заключение. Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века
  5. Незавершенный труд по русской истории XVIII века
  6. «ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ» В РОССИИ
  7. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  8. Глава 4. Россия и славянский мир
  9. Кораблева Т.Ф. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ XYIII ВЕКА
  10. Глава первая Русский язык и русскоязычное образование в царской России и в СССР: страницы истории
  11. Программа возрождения России
  12. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА (С КОНЦА XVII ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКОВ
  13. Введение в историю революционного века
  14. ГЛАВА XI. РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ