<<
>>

1. Критерий существования сверхчувственных нефизических сущностей. "

Нечто нефизическое существует сверхчувственно", если оно выделяется в сверхчувственном нефизическом мире в качестве его необходимого элемента посредством С-предикатов естественного языка либо с помо-щью непротиворечивого единичного концепта, либо с помощью непротиворечивого общего концепта, т.е. является содержанием непротиворечивого понятия. В противном случае, т.е. если это нечто в мире выделяется посредством С-предикатов естественного языка с помощью противоречивых концептов, то оно не существует.

Нетрудно понять, что условие непротиворечивости необходимо и достаточно для отделения в сверхчувственном нефизическом мире существующих сущностей от несуществующих, так как сверхчувственные нефизические сущности могут иметь непосредственно лишь мысленные, т.е.

логические, а не чувственно фиксируемые различия. На мой взгляд, этот критерий является более конкретным, более конструктивным по сравнению с другими, предложенными в современной методологии науки, на основе языка классической логики предикатов. Так, например, согласно У. Куайну, "существовать это значит быть значением квантифицируемой пе-

52

ременной" . Очевидно, однако, что прежде чем стать значением кванти- фицируемой переменной, предмет (сущность) должен существовать. Ведь, например, мы не можем выбрать в качестве значений квантифицируемой переменной в языке логики предикатов "круглые квадраты".

Как известно, определенные трудности, связанные с принятием условий непротиворечивости соответствующих концептов и понятий в качестве критерия существования сверхчувственных нефизических сущностей (предметов), исходят от формализованной аксиомы свертываемости, применяемой в логицистских программах сведения арифметики к логике и выходящей за пределы математики. (По существу, эта аксиома формулирует принципы выделения в мире классов предметов по любому непротиво-речиво мыслимому условию). В символическом языке логики предикатов она имеет следующую запись:

3 y V x ((x є y) - F(x)),

где F(x) есть непротиворечиво мыслимое условие, по которому строится определенный класс объектов (сущностей). В теоретико-множественной интерпретации эта аксиома имеет следующее прочтение: существует класс сущностей у такой, что для всякой сущности x тогда и только тогда x принадлежит классу у, когда F(x), т.е. когда x выполняет некоторое непротиворечиво мыслимое условие. Парадоксально, что при непротиворечивом условии x 0 x из этой аксиомы выводимо противоречие, что подтверждает невозможность выделить в мире класс объектов по непротиворечивому условию.

Дедукция противоречия.

3 y V x ((x є y) ~ F(x)) {акс. сверт.}.

3 y V x (x є y) ~ (x 0 x) {подст. x 0 x вм. F(x)}.

V x ((x є a) ~ (x 0 x)) {Удал. 3:2}.

(a є a) ~ (a 0 a) {Удал. V:3}.

Как нетрудно видеть, на шаге 4 возникает противоречие: тогда и только тогда а принадлежит a, когда а не принадлежит а. Однако, как известно, можно избежать этого противоречия, если принять в языке рассуждения теоретико-типовые ограничения, разработанные Б. Расселом. Таким образом, оказывается, что в конечном счете все же можно выделить класс предметов по непротиворечивому условию и есть все основания считать сформулированное выше определение предиката - "нечто нефизическое существует в сверхчувственном мире" - в качестве критерия существования сверхчувственных нефизических сущностей. Данный критерий приложим ко всем непротиворечиво мыслимым в границах теоретического разума сверхчувственным нефизическим сущностям в различных областях познания. Например, если мы относим выражение "субстанция cause sui" к категории единичного понятия и непротиворечиво определяем его как сверхчувственная "сущность, которая причиняет все существующее в мире, а сама ничем не причиняется извне", то это означает, что субстанция cause sui существует в сверхчувственном мире.

<< | >>
Источник: А.Н. Троепольский. Метафизика, философия, теология, или Сумма оснований духовности: Монография. - М.: Издательство "Гуманитарий" Академии гуманитарных исследований,1996. - 176 с.. 1996

Еще по теме 1. Критерий существования сверхчувственных нефизических сущностей. ":

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. 1. Положительная метафизика не имеет в границах теоретического разума предметной области.
  3. 1. Критерий существования сверхчувственных нефизических сущностей. "
  4. Критерий существования в мире эмпирических предметов.
  5. 3. В положительной теоретической метафизике существует эффективная процедура обоснования a priori необходимой истинности ее суждений, расширяющих познание.
  6. 2. Понятие "истина" в положительной теоретической метафизике.Фактическая информативность аналитических суждений метафизики с непустыми субъектами
  7. 3. Истина и гносеологическое отражение.Познаваемость мира в позитивной теоретической метафизике
  8. 2. Анализ чисто философских систематизаций мира на предмет идентификации одной из них в качестве адекватной систематизации мира
  9. 3. Деизм, теизм и пантеизм как теофилософские систематизации мира
  10. 2. Философия метафизики в контексте теокосмизма
  11. 3. Заключение. Метафизика, теокосмизм и оккультное знание