<<
>>

3. Сущность и существование


В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1) Есть ли вещь? 2) Что она такое? 3) Какова она? 4) Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос, как видим, требует установить существование, а второй и последующие - сущность вещи.
У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности, еще не было проведено столь определенного различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к нему и намечались. Четкое различие этих понятий дает римский философ Боэций (ок. 480- 524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики (термин "схоластика" происходит от греческого слова schole - "школа"; "схоластика" - значит "школьная философия"). Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность - это вовсе не одно и то же; только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и их сущность нетождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря, должна быть сотворена божественной волей.
Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с нею, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Фролов И. Т. и др.. Введение в философию. Учебное пособие 3-е изд., перераб. и доп.. 2003

Еще по теме 3. Сущность и существование:

  1. Материя, атрибуты и формы существования.
  2. 2. Сущность и существование
  3.   ПРОТИВ «ПЯТОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ» О сущности материальных вещей и снова о Боге — о том, что он существует  
  4.   3.2. Природа человека 3.2.1. Сущность и существование человека  
  5. § 4. «Парадокс сингулярного существования»
  6. § 85. Объяснение понятия единства сущности и существования в идее субстанции
  7. 10. Тождество сущности и существования
  8. Глава вторая ОБЩАЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
  9. Глава третья. БОГ КАК СУЩНОСТЬ РАССУДКА.
  10. Глава четвёртая. БОГ КАК МОРАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ИЛИ ЗАКОН.
  11. ТЕМ А I СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
  12. Сущность и интуиция
  13. Пятое размышление: О сущности материальных вещей, и снова о Боге – о том, что он существует
  14. ГЛАВА II ЧТО РАЗУМЕЕТСЯ ПОД БЫТИЕМ (ESSE) СУЩНОСТИ, БЫТИЕМ СУЩЕСТВОВАНИЯ, БЫТИЕМ ИДЕИ И БЫТИЕМ ВОЗМОЖНОСТИ
  15. Теорема 36. Познавательная любовь души к богу есть самая любовь бога, которой бог любит самого себя, не поскольку он бесконечен, но поскольку он может выражаться в сущности человеческой души, рассматриваемой под формой вечности, т.е. познавательная любовь души к богу составляет часть бесконечной любви, которой бог любит самого себя.
  16. СУЩЕСТВОВАНИЕ (DIE EXISTENZ)
  17. 2. Сущность и существование
  18. 3. Сущность и существование
  19. Логика сущности.
  20. Истина бытия — сущность;