Виднейшим представителем другой школы — италийской (ее представители жили в греческих колониях в Италии) — был древ&негреческий математик и философ Пифагор. Пифагору принадле&жит концепция, согласно которой основу явлений природы состав&ляют числа, образующие «порядок». Мысль Пифагора как матема&тика развивалась следующим образом. В основе функционирова&ния мира лежат законы природы, которые могут быть выражены математически в виде определенного соотношения чисел. Оно и образует порядок, которому подчиняются и движение небесных тел, и музыкальная мелодия. Само слово «космос», которое сей&час обозначает все находящееся вне Земли, в переводе с грече&ского — «порядок» (поэтому слова «космос» и «косметика» одно- коренные, косметика буквально переводится как приведение себя в порядок). Небесные тела не вращаются произвольно, а их дви&жение подчиняется закону всемирного тяготения, и, подставляя в формулу данного закона соответствующие числа, мы узнаем, где будет находиться в любой момент времени данное небесное тело. Конечно, закон всемирного тяготения был открыт гораздо позже, но здесь дело в принципе первичности объективных зако&нов природы, выраженных в соотношении чисел, что и имел в виду Пифагор. Отметим также, что в отличие от представителей милетской школы, у которых первоначала являются веществен&ными, материальными (вода, воздух), «число» Пифагора — нете&лесное, нематериальное начало. Число как таковое, как и мысль, нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать. Гегель писал, что учение пифагорейцев — один из промежуточных этапов на пути от признания первоначал физическими к признанию их идеаль&ными, на пути от милетской школы к Платону.
Так постепенно обогащался понятийный аппарат философии, поскольку «число» Пифагора уже не математическое понятие (так же, как «вода» Фалеса — не физическое), а философское. Соот&ветственно расширялась база философских исследований.
Чем боль&ше слов существует в языке, тем больше предложений может быть составлено. Точно так же, чем больше понятий существует в фи&лософском языке, тем плодотворнее процесс философствования.
Демокрит
Особо следует остановиться на учении Демокрита (ок. 460— ок. 371 до н.э.), и не только потому, что он ввел понятие идеи — понятие, которое затем вошло в качестве главного в философ&скую систему, послужившую основой нового направления.
Мельчайшие неделимые и непроницаемые частицы, из кото&рых состоят все тела, Демокрит называл идеями (другое, ставшее общепринятым, название этих частиц — атом). Атомы («эйдосы») бесконечны по числу и отличаются размерами, положением, по&рядком и внешними формами, которые также бесконечно разно&образны — шаровидные, пирамидальные, крючковатые и т.п.
Атомы не имеют чувственно воспринимаемых качеств. «[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мне&нии — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в дей&ствительности же [существуют только] атомы и пустота»[69].
Демокрит допустил наличие пустоты между атомами, чтобы объяснить возможность их движения. В Новое время понятие ато&ма вошло в физику для обозначения частиц, из которых состоят молекулы, пустоту стали называть вакуумом.