<<
>>

Порядок и хаос (часы и облака)


В 1965 году К. Поппер прочитал лекцию "Об облаках и часах". "Облака" у него символизируют беспо-рядок, случайность, неопределенность, изменчивость, не-предсказуемость; "часы" символизируют порядок, зако-номерность, определенность, устойчивость, регулярность, предсказуемость:

"Облака у меня должны представлять такие физиче-ские системы, которые, подобно газам, ведут себя в высшей степени беспорядочным, неорганизованным и более или менее непредсказуемым образом.

Я буду предполагать, что у нас есть некая схема или шкала, в которой такие неорганизован-ные и неупорядоченные облака располагается на левом конце. На другом же конце нашей схемы — справа — мы можем по-ставить очень надежные маятниковые часы, высокоточный ча-совой механизм, воплощающий собой физические системы, поведение которых вполне регулярно, упорядоченно и точно предсказуемо.

С точки зрении простого здравого смысла мы видим, что некоторые явления природы, такие, как погода вообще, появление и исчезновение облачности, предсказывать трудно: недаром мы говорим о "капризах погоды”. С другой стороны, когда мы хотим описать нечто очень точное и предсказуемое, мы говорим: "Работает как часы". Огромное количество раз-личных вещей, естественных процессов и явлений природы располагается в промежутке между этими крайностями: обла-ками слева и часами справа. Смена времен года напоминает не слишком надежные часы и поэтому может быть обнесена ско-рее к правой стороне нашей шкалы, хотя и не слишком близко к ее краю. Я думаю, что вы легко согласитесь со мной, что животных следует поместить не слишком далеко от облаков на левом краю, а растения — где-то ближе к часам. Из живот-ных маленького щенка мы поместили бы левее, чем старого пса. То же самое относится и к автомобилям: мы расставим их в нашей классификации по их надежности: "Кадиллак", я счи-таю, будет стоять далеко справа...

Вероятно, еще правее сле-дует поставить солнечную систему” .

К. Поппер солидаризировался с точкой зрения Ч. Пирса, изложив ее следующим образом:

"Отсюда Пирс делал вывод, что мы вправе предполо-жить, что во всех часах присутствует определенное несовер-шенство, или разболтанность, и что это открывает возмож-ность проявления элемента случайности в их работе. Таким образом, Пирс предполагал, что наш мир управляется не толь-ко в соответствии со строгими законами Ньютона, но одно-временно и в соответствии с закономерностями случая, слу-чайности, беспорядочности, т. е. закономерностями статисти-ческой вероятности. А это превращает наш мир во взаимосвя-занную систему из облаков и часов" .

В своей лекции К. Поппер хорошо показал как не-состоятельность претензий лапласовского детерминизма на объяснение всех явлений, так и недостаточность физи-ческого индетерминизма.

* * *


Бесконечность вглубь и вширь

* * *


Смешение: порядок и хаос

(жизнь и умирание)

(Лицо человека и дерево без листьев)

* * *

<< | >>
Источник: Балашов Л. Е.. Занимательная философия: Учебное посо-бие.. 2005

Еще по теме Порядок и хаос (часы и облака):

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. О ФОРМЕ ДУШ
  3. ФАУСТОВСКОЕ И АПОЛЛОНОВСКОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ
  4. Поэтический мир Тютчева
  5. СООБЩЕНИЕ СТАВКИ ГИТЛЕРАОТ 12 АПРЕЛЯ 1945 Г.
  6.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ  
  7. Примечания 
  8. УКАЗАТЕЛЬ АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ, ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ[17]
  9. 9.ПРОСВЕЩЕНИЕ
  10. 8.9. Группа (групповая материя)
  11. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИ
  12. VI. Гамма — или Раб истории
  13. С
  14. С
  15. Порядок и хаос (часы и облака)
  16. 8.9. Группа (групповая материя)
  17. Причинность и детерминизм