<<
>>

После этого, значит по причине этого

(POST HOC, ERGO PROPTER HOC)

Часто временнyю связь путают с причинно-следственной. Эта ошибка возникает в результате смешения причинной связи с простой последовательностью во времени.

Знаменитым литературным символом формулы "после этого, значит по причине этого" является галльский петух-шантеклер, который был убежден в том, что своим криком он вызывает восход солнца.

Многие из суеверий и суеверных ожиданий основаны на этом смешении причинной связи с временн?й. Характер-ный пример. Перед началом нашествия Наполеона на Россию в 1811 году в районе Северного полушария пролетела яркая комета; над большей частью России небо было красное. Затем началась война и многие люди сделали вывод о том, что коме-та и была причиной войны.

Или, идя на охоту, первобытный человек чертил на земле изображение животного, которое он хотел убить, и про-тыкал его копьем. Если охота была успешной, он был убеж-ден, что причиной этого был совершенный им обряд. А если успеха не было? Тогда он, наверное, думал, что рисунок был плохим, и рисовал животное еще раз.

Понятно, что уже в древности возник скепсис по от-ношению к такого рода выводам. Об этом писал римский ора-тор и философ Цицерон. Некий Диагор попросился на ко-рабль. Его, по-видимому, не сразу, а после уговоров взяли и что же? Началась сильная буря. Перепуганные пассажиры лег-ко определили причину бури по приведенной выше формуле. Беда приключилась после, а значит, вследствие того, как они согласились взять Диагора на корабль. Диагор же весьма ост-роумно опровергнул их вывод. Он, показав им на множество других кораблей, терпящих то же бедствие, спросил, неужели они считают, что и на тех кораблях везут по Диагору?

В другой раз друг Диагора обратил его внимание на то, как много в храме табличек с изображениями и надписями, из которых следует, что они были пожертвованы людьми, обещавшими богам их пожертвовать, вследствие чего они и спаслись во время бури. «Так-то оно так, — ответил Диагор, — только здесь нет изображений тех, которые также обещали пожертвования, но буря их потопила» (Трактат «О природе богов». XXXVII).

* * *

<< | >>
Источник: Балашов Л. Е.. Занимательная философия: Учебное посо-бие.. 2005

Еще по теме После этого, значит по причине этого:

  1. Предвидение виновным последствий предстоящего деяния
  2. 158. Теоретические попытки обоснования причинной связи
  3. «Работа с прохладцей». Три причины малой производительности труда.
  4. 1.2. Последовательности для систем связи по технологии DS-CDMA
  5. ИДЕЯ СУДЬБЫ И ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ
  6. 1. Боръба партии и Советского правительства за ликвидацию последствий неурожая в Поволжье и первые итоги восстановления сельского хозяйства к концу 1921 г. 
  7. ДО — ВО ВРЕМЯ — ПОСЛЕ? (Вместо предисловия)
  8. [ПОСЛЕСЛОВИЕ К КНИГЕ В. КАРПЕНТЕРА «ЭНЕРГИЯ В ПРИРОДЕ»]
  9. Глава третья.ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НОРМ О ПОВЫШЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  10. 2.1. Освобождение от уголовной ответственности при совершении преступлений «последующей конкретной опасности»
  11. § 2.2. Причины глобализации мира и глобальные проблемы человечества
  12. После этого, значит по причине этого
  13. Глава 2. Опыты, подтверждающие эту теорию
  14. II ПРОГРЕСС, ЕГО ЗАКОН И ПРИЧИНА
  15. О страстях вообще и в связи с этим обо всей природе человека
  16. ГЛАВА VIII ОБ АРИСТОКРАТИИ О ТОМ, ЧТО ГОСУДАРСТВО С АРИСТОКРАТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ ДОЛЖНО СОСТОЯТЬ ИЗ БОЛЬШОГО ЧИСЛА ПАТРИЦИЕВ; О ЕГО ПРЕВОСХОДСТВЕ И О ТОМ, ЧТО ОНО БОЛЕЕ, ЧЕМ МОНАРХИЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ К АБСОЛЮТНОМУ И ЧТО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ОНО БОЛЕЕ ПРИСПОСОБЛЕНО К СОХРАНЕНИЮ СВОБОДЫ
  17. § 1. Изучение истории западноевропейской сельской общины в российской медиевистике последней четверти XIX - начала XX вв.
  18. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОИ ЖИЗНИ КИТАИСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ