<<
>>

Представляя вече, они являлись составной частью этого института.

Представляя вече, они являлись составной частью этого института.

В качестве составной части государственной организации Древней Руси традиционно изучается церковь. Признавая значительное влияние церковной организации на идеологические и политические процессы, ускорившие превращение Древней Руси в крупную державу, советские исследователи стремились подчеркнуть вторичность, производность этого института на Руси.

Так, Я.Н. Щапов пишет: «Христианская церковная организация появилась здесь в конце Х в., а стала играть какую-то роль в XI в., когда государство уже сформировалось и существовало около двух столетий. Этим обстоятельством и определяются, по моему мнению, условия, в которых возникла церковь на Руси. Не она оказывала определяющее влияние на структуру власти, а, наоборот, государственная структура, выработанная уже ко времени создания церковной организации, определила формы и направления развития, по которым шла церковь»52.

Как представляется, процитированный автор прав лишь отчасти. Древнерусское государство еще не являлось окончательно сложившимся в период Х—XI вв., поэтому процесс взаимовлияния формирующихся государственных и церковных институтов представляется нам не столь прямолинейным. Более правомерно рассматривать церковь как самостоятельный субъект политико-правовой системы Древней Руси, послуживший катализатором развития государства. Из анализа древнерусских княжеских уставов Владимира и Ярослава вытекает, что пожалование княжеской властью десятины со всех доходов в пользу церкви и передача под церковную юрисдикцию целой сферы правоотношений, как формирующихся, так и традиционно регулировавшихся обычным правом, является не столько взаимным закреплением прав и обязанностей церкви и государства, сколько подтверждением прав церкви 53. Обеспечивая становление церкви как института, формирующаяся древнерусская государственность приобретала более высокий культурный и международный статус, новую идеологию, а также усваивала матрицу будущих властеотношений.

Существенное воздействие на церковно-государственные отношения оказали византийские традиции.

Модель церковно-государственных отношений в Византии была выражена в нескольких источниках. Ее основными идеями являются мысль о божественном происхождении княжеской власти, сформулированная в трактате диакона Агапита (VI в.), известная на Руси через Изборник Святослава 1076 г., и тезис о гармоническом сотрудничестве и разделении функций светской и церковной властей. Наиболее ярко эта идея отражена в VI новелле императора Юстиниана, известной на Руси благодаря переводу Древ-неславянской Кормчей (Номоканону): «Величайшие дары Бо-жии, данные людям высшим человеколюбием, — это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине безпорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет добраясимфония, с которыми она для пользы человеческого рода предлагается»54.
<< | >>
Источник: Фалалеева И.Н.. Политико-правовая система Древней Руси IX—XI вв. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета,2003. — 164 с.. 2003

Еще по теме Представляя вече, они являлись составной частью этого института.:

  1. Представляя вече, они являлись составной частью этого института.
  2. § 1. Понятие и система Особенной части уголовного права Российской Федерации
  3. Теоретические предпосылки
  4. О частном и публичном праве в правовой системе России Выступление на научной конференции в Институте государства и права Российской академии наук (Москва, 31 марта 2000 г.)
  5. ОЧЕРК ИСТОРИИ КАФЕДРЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА ХАРЬКОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ЗА 50 ЛЕТ (1920-1970 гг.)
  6. § 2.2. Причины глобализации мира и глобальные проблемы человечества
  7. Глобализация представляет собой новую форму социально-экономического паразитизма
  8. Политический реализм
  9. § 28. Состав слова. Значение частей слова.
  10. 2.3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
  11. § 1. НАУКА КАК ОТВЕТ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
  12. ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -