<<
>>

4. Пространство и время

Первоначальное представление о пространстве и времени человек формирует отталкиваясь от своего каждодневного, эмпирического опыта. Понятие пространства отражает тот факт, что всякая вещь имеет протяженность, занимает свое место среди других, граничит с другими объектами.

Время характеризует длительность бытия всякого предмета, последовательность смены его состояний. Время характеризует аспект изменчивости. Пространство характеризует структуру устойчивости. Правильно говорить об едином атрибуте пространства и времени. Гегель в "Философии природы" говорил, что движение есть единство пространства и времени. Пространство и время выступают как структурная конкретизация движения. Пространство - это структура устойчивости, а время - структура изменчивости. Всякий объект, явление находятся во множестве других объектов, явлений, в отношениях с ними. Поэтому бытие вне пространства и времени есть по существу бытие вне движения и изменения, вне связей и отношений, это бытие вне материи. Единство атрибутов материи - это фундаментальное положение философии материализма.

Таким образом, пространство и время не есть особые субстанции, а есть атрибуты, свойства материальной субстанции. Выделяют две концепции пространства и времени: субстанциальную и реляционную. Субстанциальная рассматривала пространство и время как особые сущности, существующие вне связи с материальными предметами. Так, Ньютон полагал, что существует чистое пространство, как комната, в которой стоит мебель, и это комната останется той же, если вынести мебель, так же и пространство будет существовать, если исчезнут все материальные вещи. Аналогично он утверждал наличие абсолютного времени как абсолютной длительности, она одинакова и ни от чего не зависит.

Реляционная теория утверждает, что пространство и время не существуют вне и независимо от материальных объектов, они представляют собою формы существования материи.

Так, современник И. Ньютона, Г.В. Лейбниц настаивал, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами.

Научное доказательство этому предоставила теория относительности А. Эйнштейна. Он сам говорил о сущности своей теории: "Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время". Теория относительности доказала единство и неразрывность пространства и времени с материей.

Многообразие форм материи, связанное с ним многообразие форм движения принуждает признать и качественное многообразие пространственно-временных структур, качественно специфических форм пространства и времени.

Основные виды материи - неживая природа, жизнь растительная и животная, общество обладают своими пространственно-временными структурами. Поэтому следует различать пространство-время неживой природы, биологическое пространство-время и социальное пространство и время. Выделение последней формы чрезвычайно важно, ибо оно дает возможность более полно понять своеобразие такого вида материи как общественная жизнь. Социальное пространство, которое вписывается в биосферу, обладает особым человеческим смыслом. Уже в древнейших мифологических системах, например, в мифе о мировом древе запечатлелось представление о качественном различии частей пространства. Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, являющегося мерой изменчивости общественных процессов.

Понятия пространства и времени используются в эстетике: художественное пространство и время. Конечно, у времени единое измерение и никаких других единиц измерения времени, кроме астрономического нет, но нельзя отождествлять изменение времени с его сущностью. В различных формах движения материи разное время. Есть физическое время, вселенское, но есть также и социальное время, культурное. Если к физическому времени вполне применимо утверждение, что прошлое не возвращается, то это нельзя сказать применительно ко времени человеческого бытия, к общественной жизни, где часто прошлое не уходит, а сменяясь настоящим, оно остается в нем в виде "следов", "традиций".

Очевидно, сегодня уже нельзя подходить к анализу времени, пользуясь только его динамичной концепцией. Ряд временных процессов в микромире можно анализировать только с точки зрения "статической" его концепции, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, где нельзя ставить вопрос о прошлом и настоящем, а можно говорить о событиях только с точки зрения "раньше" или "позже".

В изменении связей и последовательности явлений, в длительности процессов, в том, что обычно называют "течением" времени, есть относительный покой, постоянство непреходящего. Бурно несутся струи на поверхности реки, играют водопады, пенится, огибая каменные утесы, вода, а у дна течение незаметно, там царствует покой. Так и Вечность можно образно (и, разумеется, условно) представить как глубинные, постоянные слои времени. Время, следовательно, не составляет исключения во всеобщей связи и единстве изменений и постоянства. А.Ф.Лосев полагал, что в каждом моменте времени незримо присутствует Вечность. Время ни в коем случае не тождественно Вечности, поскольку оно - пребывание Вечности в своем инобытии, это "раздробление вечности". Время есть и не есть Вечность. Временная Вечность и вечное время - определенная и ограниченная актуальная бесконечность.

Семинарское занятие на тему: Философское учение о бытии

1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика

2.Возникновение и развитие философской проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

3. Проблема субстанции. Монизм и дуализм. Развитие представлений о субстанции и его связь с развитием уровня естествознания.

4. Современные трактовки бытия.

5. Развитие учения о материи в истории философии. Материя как субстрат.

6. Понятие материи как субстанции. Ее основные характеристики.

7. Основные свойства и атрибуты материи как субстанции.

8. Мировоззренческая и научная картины мира, их различие и взаимосвязь. Современная наука об основных уровнях организации неживой и живой природы. Особенности социально-организованной материи.

9. Понятие движения, его характеристики. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь.

10. Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени в истории философии и науке. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе, в социальных процессах.

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 4. Пространство и время:

  1. Социальное пространство
  2. Движение, пространство, время
  3.   Пространство-время в специальной теории относительности
  4.   Пространство-время в общей теории относительности
  5. 4. Пространство и время
  6. 9. Пространства и размерности
  7. 3 В философии понятие «пространство» вообще рассматривается как некая трансцендентная сущность, но тем не менее имеющая свое в общем-то определенное значение.
  8. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
  9. Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи
  10. Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности
  11. Пространство и Время
  12. Теория относительности подтвердила выводы философии относительно наличия глубокой связи между пространством и временем
  13. Пространство-время в неживой материи.
  14. Социальное пространство-время.
  15. Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение, пространство и время.
  16. § 2. Социальное время и социальное пространство
  17. 7.2. Пространство и время
  18. Время как фактор, опосредующий асимметрию функций полушарий мозга