<<
>>

Средневековая еврейская философия

Еврейская философия развивалась на землях, которые в VII— VIII вв. были захвачены арабами, однако начала свое развитие несколько позднее арабской. Политика арабской власти относительно евреев была либеральной.

Еврейские ученые и философы пользовались источниками, предварительно истолкованными арабами. Многие ученые писали свои научные, а также философские произведения по-арабски. ВIX веке появилось религиозное течение караимов, интерпретирующее Библию, включая в нее новые элементы, приобретенные арабской философией. Концепция караимов была встречена не только критикой традиционных раввинов, но и реакцией возникшего в X веке течения раввинского рационализма, которое боролось с "ересью" караимов при помощи философии. Представители этого течения, Давид бен Мерван (X в.) и Саади (892-942), - это первые еврейские средневековые философы. В X веке в Египте возникло также чисто философское неоплатоническое течение, представленное одним из крупнейших еврейских философов, Исааком Израэли (около 850 - около 955).

В X в. традиция раввинского рационализма, а также новые философские источники достигают еврейской диаспоры, обитающей в арабской Испании. Возникает собственно философская мысль. Течение неоплатонизма получает продолжение в лице Ибн Гебироля (1020-1070). В XII в. появляется течение аристотелиз- ма, родоначальником которого был Ибн Дауд (1100-1180), ему наследовал крупнейший философ еврейского средневековья Моисей Маймонид (1136-1204). Завоевание Испании войсками христиан положило конец развитию еврейской философии: ее представители эмигрируют в Северную Африку.

Обратим внимание на основные проблемы, которые обсуждались в средневековой еврейской философии.

Разум и вера - философия и теология. Давид бен Мерван ставит теологию превыше философии и постулирует строгое отделение языческой философии от религии: эта философия опасна, ибо ведет к ереси.

Зато Саади допускает включение философии в теологию, потому как философия позволяет лучше понять веру Ибн Дауд уже признает определенное родство философии и веры, а также теологии. Философия помогает вере, потому что в Библии достаточно неясностей и она требует рационального анализа. Ибн Гебироль не занимался этой проблематикой, но в своих философских произведениях опирался исключительно на греческую философию, не включающую истинную веру, следовательно, был сторонником их полного раздела. Моисей Маймонид имел сходные взгляды, однако полагал, что в своей философии не отходит от веры.

Понятие Бога. Давид бен Мерван занимается вопросом отношения признаков Бога к его существу: можно ли приписать Богу только негативное определение - то, чем Бог не является. Саади главным образом занимается проблемой единства Бога, обосновывая монотеизм и критикуя христианский догмат Троицы. Ибн Гебироль рассуждает о существе Бога в философских категориях: Бог есть совершенство, в неоплатоническом смысле, единство, и его воля единосущна его существу. Разум не может познать Бога - до него можно дойти только через волю. Моисей Маймонид доказывает существование Бога, апеллируя к выводам Аристотеля о перводвигателе. Также он занимается возможностью познания Бога через человека: существо его непознаваемо, но мы можем что- то узнать о нем, изучая последствия его творчества в нашем мире, и в то же время определяя, чем он не является.

Бог и мир. Саади обосновывает творение мира из ничего и для этого использует аристотелевские предпосылки: цепь причин не может идти в бесконечность. Исаак Израэли принимает чисто неоплатоническую схему возникновения мира, согласовывая ее с тезисом творения из ничего: Бог сотворил из ничего первую интеллигенцию, из которой выходят следующие ступени бытия - первый луч света дает душу животную, из этой души луч дает душу вегетативную (свойственную растениям), из которой образуются сферы неба, а из них - материальные вещи. Эманационный способ происхождения мира принимает также Ибн Гебироль: от чисто духовного Бога рождается интеллигенция, из нее - другая, низшая интеллигенция, а в конце рождается Природа, из которой возникают материальные вещи.

Моисей Маймонид полагает, что мир сотворен Богом, но философия не в состоянии доказать это.

Проблематика человека. Саади занимался основными проблемами познания: он принимал принципиальную правильность человеческого познания - коль скоро душа происходит от Бога, а Бог есть истина, то познание, осуществленное посредством души, должно быть истинным. Исаак Израэли проводит полное исследование проблематики человека. Человек есть соединение духа и тела: душа есть искра божья, живущая в теле в состоянии усыпления. Это состояние преодолевается добродетельной жизнью, и после смерти разбуженная душа может соединиться с мировой душой. Ибн Гебироль под влиянием неоплатонизма рассматривает человека как микрокосм - соединение материальных и духовных частей мира. Человек, возникший в процессе эманации, также может возвратиться к Богу, а путь этого возвращения есть путь досконального самопознания. Концепция человека Моисея Маймонида восходит к аристотелизму. Человек сложен из тела и души, которая обладает вегетативной (природной), чувственной и умственной властью. Наивысшая умственная власть есть возможный интеллект, который обретает познание благодаря сотрудничеству с деятельным (активным) интеллектом - особенной, отдельной от человека интеллигенцией. Целью человека является обретение полного, всеохватывающего познания, и это познание, имеющее место в возможном интеллекте, позволяет человеку после смерти соединиться с особенным интеллектом.

Темы для обсуждения

  1. Основы философско-религиозной картины мира и человека.
  2. Проблема соотношения веры и разума, философии и теологии.
  3. Проблема универсалий.
  4. Основные идеи арабской и еврейской философии в культуре Средневековья.

Литература

  1. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч. 2.
  2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1994. Кн. 3.
  3. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич. М. 1989.
  4. История философии. (Античность и средневековье) / под ред.

Н.              Мотрошиловой. Восток - Запад - Россия. М., 1997.

  1. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч. Коп- лстон. М., 1997.
  2. Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. М., 1992.
  3. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика / Г. Г. Майоров. М., 1979.
  4. Гассел Б. История западной философии / Б. Рассел. М., 1993.
  5. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб., 1994. Т. 2.
  6. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. М., 1991.
  7. Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. СПб., 1996.
<< | >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме Средневековая еврейская философия: