<<
>>

Вопрос 50. Альтернативы диалектики

  1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами.
    Зачастую данные теории противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

  • • метафизика;
  • • "негативная" диалектика;
  • • софистика;
  • • эклектика;
  • • догматизм;
  • • релятивизм.
  1. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
  • • метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;

==152==

  • •              на              многие              сходные вопросы метафизика смотрит с позиций,

противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

  • •              по              вопросу              связей старого и нового — если диалектика признает

наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

  • •              по              вопросу              о причине движения — согласно метафизике дви

жение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

  • •              по              вопросу              взаимосвязи количества и качества — сторонники

метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

  • •              по              вопросу              направленности движения, развития - если диа

лектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

  • •              в              системе              мышления — если динамический способ мышления

сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

  • •              в              отношении              к окружающей действительности — диалектика

видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";

  • •              в              отношении              к познанию — согласно диалектике познание есть

постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

  • •              в              отношении              к окружающему миру - диалектика видит мир

целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества

==153==

только для ознакомления

и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.

  1. В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей ("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.

"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир. Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980). Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, отличающие ее от обычной "консервативной":

  • •              диалектика              может быть только "негативной" — критической,

диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;

  • •              диалектика              должна постоянно, в каждом предмете, явлении

искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

  • •              новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут

же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

  • •              "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного

значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;

  • •              отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив

(нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

  1. Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

  • •              эклектика;
  • • софистика;
  • • догматизм;
  • • релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 50. Альтернативы диалектики: