<<
>>

Законы диалектики

Почему В.И. Ленин назвал закон единства и борьбы противоположностей «ядром диалектики»? Какое место занимает он среди других законов диалектики?

Укажите правильное определение диалектического про-тиворечия.

Это:

а) отношение тождества и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс развитию;

б) взаимоисключение противоположностей;

в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять,.

Обоснуйте положение о том, что противоречивые, взаимоисключающие противоположные тенденции присутствуют «во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)» (см.: Ленин В.И.

Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317).

Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память.

Проверьте, являются ли полярно противоположными следующие отношения: кислое — сладкое,молодой — пожилой,порок— невинность,смешной — серьезный,материальный — субъективный.

Укажите противоположное следующему: ошибка, объек-тивный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность, сознание, сознательность.

Все ли противоречия, которые действуют в мире, одинаковы по своему характеру? Чем отличаются объективные противоречия от противоречий в познании, мышлении?

Что означает выражение Ленина: «...Единство противоположностей условно, временно, а борьба — абсолютна»? Возможно ли существование противоположностей друг без друга?

Один из персонажей романа Д. Гранина «Искатели» говорит: «У меня такая теория: если новая техника нужна, она сама пробьет себе дорогу, как бы я ни сопротивлялся ей. Я вроде фильтра. То, что преодолеет меня, заслуживает право на су-ществование.

Диалектику помнишь? Новое рождается в борьбе со старым. Так вот я — это старое». В чем заблуждался персонаж?

Определите метод мышления у автора следующего вопроса: «Что будет с человеческим обществом, когда оно разрешит все свои противоречия?».

Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из эллинов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте философский анализ соображений древних мыслителей.

Найдите верное суждение среди нижеприведенных:

а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.

б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.

в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.

г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.

С какими видами противоречий Вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Приходится ли Вам их разрешать и каким способом?

Объясните «новое мышление» в современном обществе как проявление диалектики сознания. Какими путями формируется, реализуется новое мышление? Какой подход к разрешению противоречий современного мира и нашего общества оно предлагает? Покажите реальные примеры становления нового мышления в понимании экономических, политических, национальных и других проблем развития нашего общества.

Покажите значение противоречий в развитии научных теорий. В связи с этим проанализируйте высказывание физика М. Планка о том, что для настоящего теоретика ничто не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепризнанной теорией: ведь здесь, собственно, начинается его работа.

16. На семинарском занятии возникла дискуссия. Студент Матвеев сказал, что внутренние противоречия играют решающую роль в развитии системы, поскольку именно через внутренние противоречия осуществляется саморазвитие любого материального объекта.

Ему возразил студент Петров, который заметил, что деление противоречий на внутренние и внешние относительно, поэтому вопрос о том, что важнее — внутренние или внешние противоречия, — теряет смысл.

Кто из студентов прав? Аргументируйте свой ответ.

17. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?

18. В каких из приведенных ниже афористических выражений можно увидеть отражение тех или иных сторон закона единства и борьбы противоположностей?

а) Крайности сходятся.

б) Нет худа без добра.

в) Не бымо бы счастья, да несчастье помогло.

г) Наши недостатки есть продолжение наших достоинств.

д) Чем хуже — тем лучше.

е) Клин вышибают клином.

На семинаре по философии обсуждался вопрос о том, обострение каких противоречий привело к тяжелому состоянию экономики нашей страны? Студенты назвали следующие противоречия:

а) между возросшими потребностями трудящихся и их удовлетворением;

б) между устаревшими производственными отношениями и производительными силами нашего общества;

в) между трудящимися и бюрократией;

г) между устаревшей юридической, политической надстройкой и базисом;

д) между командно-административной системой управления и изменившимся состоянием социально-экономического развития нашего общества;

е) между устаревшими теоретическими моделями экономического развития и реальным положением в обществе.

Дайте оценку предложенным ответам студентов и выскажите свое мнение по этому вопросу.

Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «качество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расходятся.

а) Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.

б) Качество— это система важнейших необходимых свойств предметов.

в) Качество — это свойство, отличающее предмет в данном отношении.

В разных отношениях вещь обладает разными качествами.

г) Качество — это философская категория, обозначающая какую-либо сторону предмета познания, рассматриваемую как це-лостный его признак в процессах сравнения с другими предметами.

Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «количество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?

а) Количество — «это ...безразличная к бытию, внешняя ему определенность» (Гегель. Г.В. Соч.: В 14 т. Т. 1. С. 228).

б) «Количество — объективная определенность качествен-но однородных явлений или качество в его пространственно- временном аспекте, со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филос. энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 552).

в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 236).

Может ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две разные вещи иметь одно и то же качество?

«Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 547). Как Вы понимаете эту мысль Ф. Энгельса? Означает ли она, что вещи первичны по отношению к своим качествам? Вытекает ли из этого, что вещи более реальны, чем их качества?

24. Какова взаимосвязь между количественными и качественными изменениями?

а) Любое ли количественное изменение приводит к качественным изменениям?

б) Что происходит с веществом при увеличении или уменьшении температуры или давления?

в) Проиллюстрируйте высказывание Ф. Энгельса о том, что «химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 387).

г) Дайте анализ взаимосвязи количественных и качественных изменений в сельскохозяйственном производстве. Какие необходимо создать условия, изменения в этой отрасли экономики, чтобы обеспечить ее качественные преобразование и подъем в современных условиях?

д) На какую особенность закона перехода количественных изменений в качественные обращал внимание Гегель, приводя кажущиеся забавными примеры из споров древнегреческих философов: становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос? создаст ли прибавление одного пшеничного зерна кучу?

Отнимите «чуть-чуть меньше» или добавьте «чуть-чуть больше» к следующим качествам человека: осторожность, честолюбие, разговорчивость, невозмутимость, точность, мягкость, доверчивость, принципиальность, строгость. К чему это приведет? Объясните поговорку: «Все хорошо в меру».

Проанализируйте в этом же аспекте древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

Демокрит утверждал: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — цвет, в действи-тельности же существуют только атомы и пустота» (Цит. по: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60—61).

Развивая эту идею, английский философ Дж. Локк разделил все качества предметов на первичные и вторичные. Такие качества, как форма, плотность, скорость, по Локку, абсолютны и не зависят от субъекта, поэтому они первичны. Цвета, запахи, звуки и все прочее производны от первичных. Они не присущи самим предметам, а являются результатом воздействия на наши органы чувств первичных качеств. Поэтому, считал Локк, вторичные качества относительны, субъективны.

Дайте философский анализ этим концепциям.

Какие реальные количественные отношения выражаются функциями, векторами, матрицами, мнимыми числами?

В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?

а) Вода камень точит не силой, но частым падением.

б) Лучше меньше, да лучше.

в) Тише едешь — дальше будешь.

г) Побеждают не числом, а уменьем.

д) От великого до смешного — один шаг.

е) Поспешишь — людей насмешишь.

ж) Семь раз отмерь — один раз отрежь.

з) Талант есть труд.

и) Кто много доказывает, тот ничего не доказывает.

к) Повторенье — мать ученья.

Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»?

Можно ли считать соответственно революцией и эволюцией следующие примеры перехода к новому качеству?

а) Взрыв ядерного устройства и замедленный распад в реакторе атомной электростанции;

б) образование нового вида путем мутаций и путем приспособления и естественного отбора;

в) переход к новому социальному строю путем вооруженного восстания и путем реформ;

г) переход к новой парадигме (концепции, стилю мышления) в науке и последовательное преобразование отдельных частей системы научного знания.

31.

Между психологом и физиком возник спор. Психолог считает, что красный и синий цвета отличаются качеством, это видит каждый, кто не является дальтоником. По мнению физика, отличие чисто количественное и состоит в длине волн. Кто из них прав?

32. Что означает категория диалектики «снятие»?

а) Что отрицается и что сохраняется в процессе снятия?

б) В каком виде предшествующая ступень развития содержится в новой?

в) Почему В.И. Ленин говорил, что исторический прогресс проявляется в том, что старое не просто отсекается, а переделывается «осторожно», «постепенно», чтобы ломалось «как можно меньше»?

В связи с этим уясните положение В.И. Ленина: «Не голос отрицания, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания, и притом как важнейший свой элемент, — нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 207).

Завершается ли процесс развития сменой одной формы бытия другой?

а) Существует ли развитие в неживой природе? Как на этот вопрос отвечает геология и астрономия?

б) Бесконечно ли будет существовать земная цивилизация? (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 363).

Проанализируйте революционную перестройку в нашем обществе сквозь призму законов диалектики. В чем ее революционность? Какие скачки призвана она совершить в эконо-мике, политике, сознании? К чему приводит общество игнорирование законов диалектики, дефицит диалектичности в сознании, политике, практической деятельности людей?

В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?

а) Новое — это хорошо забытое старое.

б) Клин вышибают клином.

в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

Известный английский драматург Б. Шоу выступил с речью на чествовании А. Эйнштейна. В этой речи он сравнил науку с религией. Отличие науки от религии, сказал Шоу, состоит в том, что религия «...разрешает все вопросы и всегда оказывается права, наука же всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив при этом десяток новых. Коперник доказал, что Птолемей был неправ, Кеплер до-

казал, что Коперник неправ. Галилей доказал, что Аристотель неправ. Эйнштейн доказал, что Ньютон был неправ...» (Цит. по: Львов В. Эйнштейн. М., 1959. С. 115).

Однако сам А. Эйнштейн в ответной речи не согласился с Шоу. Он сказал, что развитие науки нельзя уподоблять строительству дома: бульдозер сносит хибары, и на гладком месте строится небоскреб. Он сравнил развитие науки с восхождением в гору.

Дайте философское истолкование различий в подходе к развитию науки Б. Шоу и А. Эйнштейна.

37. «Отрицание берет все свои силы из того, что отрицает, из прошедшего; оно не может ни пощадить его из благодарности, ни уничтожить из ненависти» (Герцен). На какую связь между отрицанием и тем, что отрицается, указывал Герцен? Какую роль играет в существовании нового то, что отрицается?

38. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.

Все?

Все...

Однако позвольте, — заметил Николай Петрович. — Вы все отрицаете или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.

Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить» (Тургенев И.С. Отцы и дети). В чем заблуждался Базаров?

Действует ли закон отрицания отрицания в индивидуальном развитии личности? Какие качества в себе Вы считаете прогрессирующими, а какие отмирающими?

Какая разница между объективными законами природы, общества и юридическими законами? Можно ли повлиять на проявление объективных законов?

Определите, с каким философским направлением связаны следующие трактовки:

а) Законы науки — это научные утверждения,которые имеют общезначимый смысл.

б) Законы науки — отражение законов природы и общества.

в) Законы науки — это следствие законов человеческого разума, организующего, систематизирующего различный эмпирический материал.

Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) В каком направлении идет развитие?

б) Что является источником развития?

в) Каков механизм новообразования?

Определите закон диалектики, наиболее полно прояв-ляющийся в следующем высказывании: «Самое верное средство дискредитировать новую политическую (и не только политическую) идею и повредить ей состоит в том, чтобы, во имя защиты ее, довести ее до абсурда. Ибо всякую истину, если ее сделать "чрезмерной", если ее преувеличить, можно довести до абсурда» (Ленин).

Объясните с точки зрения законов диалектики, почему «болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным» (Плутарх).

Определите, действием какого закона диалектики можно объяснить явление, выраженное в словах: «На меня нашло озарение» — или: «Внезапное просветление, вдохновение».

Определите, какие философские направления нашли отражение в следующих суждениях:

а) Законы природы и общества есть продукт творческого мышления людей.

б) Законы природы и общества — это соглашения,принятые научным сообществом.

в) Законы материального мира — это отраженные в сознании человека устойчивые, существенные и необходимые связи, существующие вне сознания.

<< | >>
Источник: В.А. Мейдер. Практикум по философии: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер . — Волгоград: Изд-во ВолГУ,1999. — 96 с.. 1999

Еще по теме Законы диалектики:

  1. Принципы и законы диалектики.
  2. Законы диалектики
  3. Главные законы диалектики
  4. Категории (неосновные законы) диалектики
  5.   Законы диалектики  
  6. Вопрос 49. Диалектика
  7. 3. Законы и принципы диалектики
  8. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
  9. Тема 4. Проблемы  диалектики (2 часа)
  10. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Общие принципы марксистской теории в свете диалектики общего и особенного, сущности и явления