<<
>>

Основные категории диалектики

1. Поясните роль, которую играют категории в познании. В каком смысле следует понимать категории как ступени, моменты познания? В связи с этим проанализируйте положения В.И. Ленина:

а) «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею». (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 85).

б) «Моменты познания...

человеком природы — вот что такое категории логики». (Там же. С. 180).

в) «Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики». (Там же).

Всякая категория является понятием. Но всякое ли понятие можно назвать категорией? В связи с этим определите, какие из перечисленных понятий можно отнести к общефилософским категориям: форма, множество, масса, скорость, случайность, совесть, пространство, жизнь, счастье, стоимость, товар, наследственность, возможность. Аргументируйте свой выбор.

Существуют ли абсолютно одинаковые явления?

а) Чем отличаются стандартные детали друг от друга?

б) Чем отличаются электроны в атоме?

Существуют ли явления, не имеющие между собой сходства?

а) Есть ли общее между различными химическими элементами?

б) Есть ли общее между живой и неживой природой?

В чем различие номиналистического и реалистического взглядов на категории единичного и общего?

Дайте оценку следующему рассуждению с позиций диалектики единичного и общего: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... Небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди — что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой» (Тургенев Н. С. Отцы и дети). К чему может привести игнорирование индивидуальных качеств, особенностей характера людей, к примеру, в воспитании человека?

Определите, к каким философским течениям можно отнести нижеприведенные утверждения, дайте их оценку.

а) Общее существует самостоятельно, независимо от еди-ничного.

б) Общее реально не существует, в действительности существуют только единичные вещи.

в) Общее реально существует, но оно существует через отдельное, проявляется в нем как повторяющееся во многих отдельных вещах.

г) Общее существует только как имя, которое дается вещи познающим субъектом, как термин, с помощью которого он обозначает вещи.

От нижеследующих единичных понятий образуйте особенное и общее:

а) Октябрьская социалистическая революция;

б) А.С. Пушкин;

в) наш институт;

г) земной шар.

Д. Локк объяснял появление общего так: «Душа утомляется от созерцания единичных вещей и начинает обобщать».

Согласны ли Вы с таким объяснением?

Известный педагог К.Д. Ушинский приводит такой диалог мальчиков:

Видел ли ты когда-нибудь птицу?

Конечно. Вот она (показывает на канарейку).

Так ведь это не птица, а канарейка. Да и канарейку ты тоже никогда не видел. ты видел только эту нашу канарейку.

Сформулируйте проблему, которая нашла отражение в этом диалоге. Определите позицию, занимаемую каждым из мальчиков.

Существуют ли примеры превращения единичного в особенное и общее? И наоборот — общего в особенное и единичное? Если «да», то приведите примеры.

Каков философский смысл строк У.

Блейка:

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

Допустим, что мир состоит из единичных, неповторимых вещей, событий, фактов. Какие следствия вытекают из этого допущения в практической, научной деятельности людей?

Еще древние египтяне знали, что любой треугольник со сторонами 3, 4 и 5 будет прямоугольным и что сумма квадратов его катетов будет равна квадрату гипотенузы. Что же нового даст в этом случае теорема Пифагора?

От приведенных ниже понятий образуйте особенное и единичное: а) производство; б) техника; в) литература; г) спорт; д) государство.

Дайте анализ следующим определениям причины:

а) Явление, предшествующее другому явлению.

б) Явление, которое в силу привычки считается источником другого явления (следствия).

в) Врожденная способность человека задавать вопрос «почему?».

г) Явление, порождающее другое явление.

д) Априорная логическая категория, с помощью которой человек упорядочивает свои ощущения.

е) Функциональная зависимость, в которой причина выступает в качестве аргумента.

ж) Взаимодействие явлений, приводящее к изменению каждого из них.

С какой философской системой связаны следующие положения:

а) Все, что движется, движется чем-то другим.

б) Действие прекращается после прекращения действия причины.

Раскройте понятие «индетерминизм». Почему индетерминизм больше всего проявился в квантовой механике, микромире.

Что означало бы наличие в мире первопричины?

Связь каких категорий нарушена в нижеприведенных стихотворных строках? Как их следовало бы перестроить, чтобы они имели смысл?

Потускнело зеркало — солнце померкло.

Лавка упала — земля задрожала.

Бабка чихнула — ветром подуло.

Снял дед кожушок — растаял снежок.

Дайте философский анализ приведенных ниже суждений о причинности:

а) «Причинность — это не онтологическая, а логическая категория» (М. Шлик).

б) «Причинная зависимость, которая приписывается вещам, в действительности не содержится в самих вещах» (К. Пирсон).

в) «Все наши заключения относительно причин и действий основаны исключительно на привычке» (Д. Юм).

г) «Взаимодействие является истиной (конечной причиной) вещей» (Ф. Энгельс).

На семинарском занятии возник вопрос: могут ли разные причины порождать одинаковые следствия? Большинство студентов утверждало, что могут, ссылаясь на то, что пожар, например, может быть следствием брошенной спички или молнии, или неисправности электропроводки, и т. д. В ответ на это другие студенты отмечали, что в приведенном примере смешивается причина с носителем причины. Причиной возгорания всегда является появление огня, носителем его могут быть разные предметы: спичка, разряд молнии, взрыв и т. п.

Дайте анализ рассуждений студентов и выскажите свое мнение по поставленному вопросу.

Дайте философский анализ содержания стихотворения «Гвоздь и подкова» в переводе С. Маршака:

Не было гвоздя — подкова пропала.

Не было подковы — лошадь захромала.

Лошадь захромала — командир убит.

Конница разбита — армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя,—

Оттого что в кузнице не было гвоздя.

В какой степени истинны следующие суждения? Выберите 2—3 наиболее верных из них.

Случайность — это:

а) пересечение необходимостей;

б) непознанная необходимость;

в) явление, существующее наряду с необходимостью и независимое от нее;

г) то, что не нужно человеку;

д) то, что не ожидает человек;

е) форма проявления и дополнения необходимости;

ж) самопроизвольное отклонение от предначертанного идеального пути;

з) несущественная мелочь;

и) проявление несовершенства мира или человеческой деятельности;

к) как и необходимость, есть объективная характеристика

любого явления.

Каждое явление в одном отношении необходимо, а в другом — случайно.

Согласны ли Вы со следующими взглядами на случайность:

а) «Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность» (Демокрит);

б) «Явления, когда они происходят по совпадению, мы называем случайными...» (Аристотель);

в) «В природе вещей нет ничего случайного, но все опре-делено к существованию и действию по известному образу... Случайной же какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания» (Спиноза);

г) «Мы называем случайными явления, причин которых мы не знаем и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть» (Гольбах);

д) «В историческом развитии случайность играет роль, которая в диалектическом мышлении, как и в развитии зародыша, резюмируется в необходимости» (Энгельс).

Тождественны ли понятия «случайность» и «вероятность»?

Должна ли наука избегать случайностей? Как Вы понимаете выражение: «Наука — враг случайностей»? Согласны ли Вы с ним?

Какова взаимосвязь категорий «необходимость», «закономерность», «закон», «свобода»? В связи с этим рассмотрите положение Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей... Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела... Свобода, следовательно, состоит в основном на познании необходимос- тей природы... господстве над нами самими и над высшей природой...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 116).

«Всякое научное мышление... неизбежно руководствуется допущением, что в глубочайшей основе явлений лежит аб-солютная закономерность, не зависящая от произвола и случайности» (Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 100). Из какого понимания соотношения случайности и необходимости исходит М. Планк?

Эквивалентны ли высказывания?

а) Все в мире причинно обусловлено.

б) Все в мире необходимо.

Допустим, что в мире господствует случайность, а необходимости нет. Какие следствия в практической жизни вытекали бы из этого допущения?

«То, что Вы получили на экзамене неудовлетворительную оценку, — это не случайность, на то есть свои причины...» Корректно ли такое суждение с точки зрения диалектики причины и следствия, случайности и необходимости?

Истинны ли следующие определения?

Форма — это:

а) внешняя оболочка явления;

б) способ упорядочения человеческих ощущений;

в) способ организации и способ выражения содержания;

г) активное начало, придающее материи разнообразие и движение;

д) проявление целесообразности в мире.

Какое из утверждений наиболее полно характеризует содержание? Дайте обоснование своему выбору.

Содержание — это:

а) то, что отличает предмет или явление от другого предмета или явления;

б) совокупность свойств, признаков того или иного предмета;

в) главная характеристика, определяющая черта того или иного процесса, предмета, явления;

г) совокупность тех элементов, процессов и их отношений, которые составляют предмет.

Почему между формой и содержанием в процессе раз-вития возникает противоречие?

Какое значение в развитии содержания играет форма?

а) В чем проявляется относительная самостоятельность формы?

б) Может ли одна и та же форма положительно и отрицательно влиять на развитие определенного содержания?

Может ли одно и то же содержание иметь различные формы?

а) Отражается ли на содержании это различие в формах проявления?

б) Выражает ли какая-либо форма данное содержание полностью? Сверьте свой ответ по работам В.И. Ленина (см.: Полн. собр. соч. Т. 6. С. 385; Т. 41. С. 88—89).

Известный русский лингвист К. Щерба придумал фразу, которая, как он утверждал, представляет собой чистую форму и не имеет никакого содержания: «Глокая куздра штеко будла- нула кудлатого бокра».

Является ли эта фраза в действительности чистой формой, лишенной всякого содержания? Приведите примеры из облас-ти науки, политики, идеологии и культуры, которые бы показали, как в различных областях человеческой деятельности используется тот факт, что одно и то же содержание может принимать различную форму.

Можно ли сказать, что

сущность — это:

а) абсолютно неизменная первооснова вещи;

б) то, что человек считает важным;

в) относительный, исторически меняющийся предел познания явления;

г) то, для чего вещь предназначена творцом;

д) устойчивая система законов функционирования и развития явления?

В чем состоит единство и противоположность сущности и явления?

И. Кант считал, что между явлением и сущностью вещей, «вещью в себе» лежит непроходимая пропасть, и перескочить через нее человеческому разуму не дано. Эту мысль он проводит в «Критике чистого разума». Однако в «Критике практического разума» он заявляет, что переход от явления к сущности возможен, но не для разума, а для веры.

а) Дайте анализ философским воззрениям И. Канта.

б) Какой смысл имеет «явление» в философии И. Канта? В связи с этим проиллюстрируйте примерами высказывание В.И. Ленина: «Сущность является. Явление существенно».

Существует ли некая конечная сущность и возможно ли ее исчерпывающее познание? Каким образом наука постигает сущность? Объясните мысль К. Маркса: «...Если бы форма про-явления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 384). Почему невозможно совпадение сущности с формой ее проявления?

Что такое кажимость, видимость? В каком отношении находятся категории «кажимость» и «сущность».

Явления преходящи, временны, изменчивы. А изменяется ли сущность? Как с возникновением теории относительности углубились представления о сущности пространства и времени? Проанализируйте в этой связи и дайте философскую оценку следующим высказываниям:

а) Сущности вещей существуют извечно и останутся вечно жизненными.

б) Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка к сущности второго порядка, и т. д. без конца.

Можно ли утверждать, что сущность вещи — это объективная реальность, ведь она не дана человеку в ощущениях?

Может ли сущность быть одновременно и явлением? Ответ аргументируйте.

Возможно ли существование таких сущностей, которые бы ни в чем не проявлялись?

Какова взаимосвязь категорий сущности и закона? Можно ли сказать, что законы порождают явления? А наоборот: явления формируют законы?

Как Вы понимаете следующие высказывания?

а) Закон (сущность) глубже явления.

б) Явление богаче закона (сущности).

Свой ответ аргументируйте.

Огонь может возникнуть от спички и молнии, атомного взрыва и сжатия. Значит, одно и то же явление может иметь самую разнообразную сущность. Так ли это? Обоснуйте свой ответ.

Может ли одна и та же сущность иметь различные проявления? Может ли одно и то же явление иметь разную сущность? Приведите примеры.

Можно ли сущность вещи отождествлять с ее качеством, а явление — со свойством?

Почему следует отличать возможное от действительного и как отличить их друг от друга? В каком виде существует возможность?

Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности? Обо-снуйте свой ответ.

Какова взаимосвязь между следующими категориями:

а) необходимостью и возможностью;

б) возможностью и случайностью,

в) возможностью и вероятностью?

Какова роль субъективного фактора деятельности людей при превращении возможности в действительность в развитии общества? Возможно ли предотвратить ядерную войну, сохранить мир и цивилизацию?

Проанализируйте возможности развития коллектива, в котором Вы учитесь. Все ли возможности используете Вы лично для своего всестороннего развития?

Определите, какие из приведенных ниже событий:

а) формально возможны;

б) реально возможны;

в) невозможны.

Аргументируйте свой ответ:

а) Создан «вечный двигатель».

б) Из зерна пшеницы вырастет дуб.

в) Найдено доказательство «великой теоремы» Ферма.

г) Создана «мыслящая машина».

д) Заключено соглашение о запрещении ядерного оружия.

е) Человечество вернулось к рабовладельческому строю.

Может ли абстрактная возможность, минуя стадию ре-альной возможности, перейти в действительность? Аргументируйте свой ответ.

Почему следует отличать возможное от действительного?

Возможность способна превратиться (при определенных условиях) в действительность. Допустимо ли говорить об обратном переходе, т. е. о переходе действительности в возможность? Означает ли уничтожение какой-либо действительности ее полное исчезновение или она переходит на уровень возможности?

Проанализируйте следующие предложения и укажите виды возможностей, о которых идет речь:

а) Вырастить ель из семян тополя.

б) Всем людям жить до 200 лет.

в) Вам самим полететь в космос.

Можно ли предвидеть, какой будет сельскохозяйственная техника через 10 или 100 лет?

Все реальные возможности превращаются в действительность? Можно ли предвидеть и планировать возможности?

Может ли абстрактная возможность превратиться в реальную? Обоснуйте свой ответ.

«Мысль содержит возможность того положения вещей, которое в ней мыслится. То, что мыслимо, также возможно...» Правильно ли это высказывание?

Согласны ли Вы со следующими взглядами на возможность: «Всякое возможное событие должно когда-нибудь наступить. Случайным или возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть»? Аргументируйте свой ответ.

Иллюстрацией какой возможности могут служить следующие примеры Гегеля: «Возможно, что сегодня вечером луна упадет на землю, ибо луна есть тело, отделенное от земли, и может поэтому так же упасть вниз, как камень, брошенный в воздух; возможно, что турецкий султан сделается папой, ибо он — человек, может как таковой обратиться в христианскую веру, сделаться католическим священником и т. д.»?

<< | >>
Источник: В.А. Мейдер. Практикум по философии: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер . — Волгоград: Изд-во ВолГУ,1999. — 96 с.. 1999

Еще по теме Основные категории диалектики:

  1. 2.2. Категории диалектики.
  2. Категории качества, количества, меры.
  3. Основные категории диалектики.
  4. Основные категории диалектики
  5.   2.7.2. Философские категории и понятия медицины  
  6. РЕЛЯТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ
  7. 3. Законы и принципы диалектики
  8. Категории целостности
  9. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
  10. Источники, аспекты, основные результаты и перспективы когнитивного осмысления истории изучения глаголов речи
  11. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Общие принципы марксистской теории в свете диалектики общего и особенного, сущности и явления
  12. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Плюралистические извращения диалектики исторического процесса.
  13. Категории философии марксизма
  14. Вопрос 2. Диалектика как метод экономической теории.