<<
>>

Природа и общество

1. Укажите, какое из определений понятия «природа» наиболее точное.

Природа — это:

а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

б) биосфера Земли;

в) вся материальная действительность;

г) та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей;

д) биосфера и ноосфера;

е) наша бесконечная Вселенная.

«Создание из биосфера ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история.

Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка» (Вернадский В.И. Размышления натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977. Кн. 2. С. 32).

Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имел в виду, когда писал о требовании проявления человечества как единого целого? В этой связи ответьте на вопрос: «Входит ли в содержание понятий «природа», «природная среда» то, что В.И. Вернадский назвал «ноосферой»?

Что общего между законами природы и законами общества?

Дайте анализ следующему положению: «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1947. С. 171). И в этой связи ответьте:

а) Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным?

б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

Дайте философскую оценку следующей точки зрения: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

Древнегреческий историк Диодор считал, что многочисленность населения в Египте дала возможность воздвигнуть множество грандиозных пирамид и других сооружений.

Прав ли Диодор, не принимает ли он видимость за сущность? Является ли многочисленное население Древнего Египта решающим условием, основным звеном цепи событий, приведших к строительству гигантских пирамид? (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 521—522).

Некоторые современные буржуазные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество

развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции. В чем ошибочность подобных рассуждений? Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?

Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающаяся система?

Обоснуйте актуальность следующих мыслей Ф. Энгельса: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX в. глобальный характер?

Как Вы понимаете положение К. Маркса о том, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню?

Как совместить научно-технический прогресс и сохранение окружающей среды?

Что Вы знаете о современной демографической ситуации в основных регионах мира?

Эволюционируют ли сами закономерности антропогенеза, т. е. могут ли быть переходные законы между законами общества и природы?

«Условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организаций, и потому закон народонаселения надо изучать для каждого такого организма отдельно, а не "абстрактно", без отношения к различным историческим формам общественного устройства». Согласны ли Вы с автором?

«Охрана окружающей среди — дело каждого». Как со-временному человеку понимать эти слова? Какое участие принимаете Вы лично в реализации этой задачи?

Каковы основные пути формирования экологического сознания у сельского труженика, горожанина, студента?

Дайте анализ следующего высказывания К. Маркса о том, что при быстром развитии производительной силы все

старые машины должны быть заменены более выгодными, т.

е. должны быть совсем выброшены. Земля, напротив, постоянно улучшается, если правильно обращаться с нею.

Какое специфическое содержание понятий «окружающая среда», «природная среда», «географическая среда» обусловливает их различия?

Материальное производство становится все более «грязным», все более опасным в смысле нарушения экологического равновесия. Сторонники движения «зеленых», в частности, отсюда делают вывод, что в мировом масштабе производство надо не наращивать, а сворачивать либо искусственно сдерживать. Что Вы знаете о движении «зеленых»? Можно ли (или нельзя) согласиться с этой точкой зрения?

К. Маркс писал, что экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Сравните исторически различные типы производства (ремесленное, промышленное, автоматизированное) и функции, которые выполняют в нем человек и техника на отдельных фазах производственного процесса подготовки, управления, выполнения и контроля. Покажите, что в ходе комплексной автоматизации центр тяжести труда перемещается на подготовительные фазы производства, а в ходе роботизации — на управление, выполнение и контроль.

Известно, что численность населения, его прирост, плотность оказывают влияние на развитие производительных сил и всего общества. А как влияет развитие производительных сил на изменения численности населения, его плотности, возрастную структуру общества и т. п.?

Проанализируйте отношение между понятиями «революция» и «социальная революция» и в этой связи ответьте на вопросы:

а) Что такое научная (промышленная, техническая) революция?

б) Какие Вы знаете типы революций в науке и технике?

в) В чем сущность НТР, чем она отличается от прежних революций в истории науки и техники?

Французский социолог П. Блетон пишет, что «...членами среднего класса будут те, кто признает принцип частной собственности, ценности и права индивида в коллективе, охрану морального и культурного достоинства человечества».

Согласны ли Вы с таким подходом к определению социального статуса индивида?

Форма государства — это способ организации политической власти и методы управления. Она включает формы устройства, правления и политический режим. Назовите и дайте характеристику наиболее распространенных в истории человечества форм государств.

Какое общественное образование не относится к политической системе общества: церковь, армия, партия, суд, деканат, союз кооператоров, семья?

Выберите верное суждение:

а) Революция — это насильственное свержение существующего строя.

б) Революция— это высший этап вооруженной классовой борьбы.

в) Революция — это способ перехода от одной общественно- экономической формации к другим формациям более высшего типа.

г) Революция — это государственный переворот.

Какие явления не могут быть отнесены к субъективным факторам революции?

а) Благоприятные международные условия.

б) Сознательность и организованность сил революции.

в) Наличие партии, руководящего авангарда.

г) Наличие революционной теории.

Выберите правильное определение.

а) Народ — это все население общества.

б) Народ — это общность трудящихся,образующих главную производительную силу общества.

в) Народ— это классы и социальные группы,которые способствуют общественному прогрессу.

г) Народ— это трудящиеся массы,не участвующие в распространении материальных благ.

Нацию обычно связывают с общностью экономической, территориальной, языковой и культурной, а также с многочисленностью населения. Какой из этих признаков является самым устойчивым?

На семинаре по философии возник спор. Студент Васильев сказал, что базис общества материален, а надстройка идеальна. В качестве доказательства он привел такой аргумент: политика, идеология, государство и т. п. выполняют какие-то субъективные задачи, поставленные господствующими классами, значит, они субъективны. А все субъективно-реальное — это сфера духовного, а не материального. Ему возразили другие студенты, отметив, что такие элементы надстройки, как армия, церковь, политические партии, — это материальные организации. Кто из студентов прав?

<< | >>
Источник: В.А. Мейдер. Практикум по философии: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер . — Волгоград: Изд-во ВолГУ,1999. — 96 с.. 1999

Еще по теме Природа и общество:

  1. 2. О коррелятивной природе отношений человека с миром  
  2. Вопрос 53. Общество и природа
  3. Природа как объект философского анализа
  4. Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества
  5. Коэволюция как новая парадигма развития системы «природа — общество — человек»
  6. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
  7. Природа и географическая среда
  8. 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество
  9. Глава 1От природы к обществу
  10. ПРИСВОЕНИЕ ПРИРОДЫ КАК ОТЧУЖДЕНИЕ
  11. О различии между организмом и сообществом
  12. Объективная диалектика - развитие реального мира (природы и общества).
  13. Глава IY.ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА
  14. Вопрос 53. Общество и природа
  15. 5.1. Понятие природы. Природа и общество.
  16. 5.2. Взаимодействие природы и общества.
  17. Круглый стол СВОБОДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОЗИДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО ОБЩЕСТВА