<<
>>

§ 51. Особенности русского профессионального произношения в публичной речи

Выступление лектора, оратора, юриста, диктора (например, в информационном или в превентивном объявлении), речь преподавателя надо рассматривать как ряд действий, решающих те или иные задачи: убедить, доказать, информировать, предупредить, объяснить, передать знания, заявить о своей квалификации и т.д.

В известной мере это лежит в русле риторики как науки о способах убеждения, о разнообразных формах языкового воздействия на аудиторию с учетом ее особенностей, с целью получения желаемого эффекта [см. Общая риторика, 1986, 10].

Задачи и действия образуют иерархическую систему: выступление в целом решает какую-то определенную главную задачу, или, по терминологии К.С. Станиславского, сверхзадачу, подчиняющую себе все остальные, частные задачи. Действия, при помощи которых решаются эти частные задачи, бывают разными, но все они подчиняются главной задаче - сверхзадаче. Так, лектор и преподаватель имеют определенную задачу - тему и цель своей лекции, занятия. Чтобы выполнить ее, например, лектору, он должен в течение лекции решить ряд частных задач: вызвать интерес слушателей, разъяснить теоретические положения, доказать справедливость одних из них, опровергнув другие, проиллюстрировать их примерами, устранить сомнения аудитории и т.д. «Налаживание» профессионального произношения в речи начинается, таким образом, с волевых процессов - необходимости воздействовать на психику других людей [Цеплитис, Катлапе, 44, 50].

Отклонения от нормы, небрежность артикуляции в подчеркнутых во фразе словоформах мешают слышать публичную речь, а значит, и слушать. Причина на первый взгляд малозначительна - эмоциональное неодобрение части аудитории, неприятие ею произношения, уязвимого с точки зрения орфоэпии публичной речи; однако неблагоприятное впечатление, когда звуковое оформление не отвечает ожиданиям, оборачивается потерями в речевом воздействии.

Успех в работе над совершенствованием русского произношения будущего педагога, оратора и т.д. в решающей степени зависит от его социально-психологических задатков: чувства ответственности за свое поведение в официальной обстановке, стремления к профессиональному совершенствованию, от уровня культуры, системы ценностей и взглядов, воспитанных в специалисте жизнью в коллективе, семье и им самим, от присутствия духа (когда сознание и воля должны служить оптимальному выполнению задачи в дискомфортных условиях «давления зала»), от способности управлять своими действиями (в том числе речевыми, т.е. избежать «зажатости») и т.п. Казалось бы, лингвистическая проблема - выработка профессионального произношения - оказывается у субъекта тесно связанной с поведением вообще, ее нельзя отделять от общей психологической задачи, которая является личностным стимулом, переплавляющим знание в поступки.

Приметы профессионального произношения, как и разговорного (сниженного), не охватывают всех участков звучания, большую часть которого составляют безвариантные элементы.

Русская профессиональная речь педагога, оратора, юриста и т.д. при соответствующих стилеобразующих факторах (обстановка речи, характер аудитории, тема и содержание речи и проч.) должна быть избавлена от описанных выше (см. § 50) разговорных (эллиптических) произносительных особенностей и от просторечия (типа [^)Лш’е]).

В этом проявится сознательное начало в формировании звукового уровня говорения. Будущий специалист, для которого публичная речь - профессия, должен длительное время контролировать свое произношение, прежде чем свободно, более или менее автоматически станет употреблять профессиональные варианты. Выдающийся языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ писал: «Ослаблению и исчезновению... фонем и других психофонетических элементов противостоит упражнение в торжественной речи высокого стиля в школе, в канцелярии, на сцене, с кафедры, на официальных заседаниях, на народных собраниях» [Бодуэн де Куртенэ, II, 1963, 340].

Необходимо добиваться, чтобы профессиональная речь отличалась хорошей д и к ц и е й, позволяющей слышать сказанное всем и во всех уголках обширного помещения. Слышимость является одним из основных требований к публичной речи; содержание речи или лекции могут быть превосходными, но все это сведет на нет невнятное звучание. Хорошая слышимость достигается работой над постановкой голоса, увеличением выносливости речевых органов, слаженности движений языка, губ, мышц нижней челюсти. Мастерство публичного выступления в отношении его дикции и слышимости представляет собой не столько сумму знаний, сколько совокупность умений и навыков.

При публичном выступлении число синтагм в тексте увеличивается, они становятся более дробными из-за большего внимания к отдельным словоформам и смыслового (интонационного) их выделения; соответственно увеличивается продолжительность пауз в тексте и его компонентах [Черемисина, 1989, 60-61]. Интонационные центры, оформляя «узловые» места (ремы) текста, требуют в выделенных участках полных вариантов произнесения; общее представление о них дано нами в первом разделе пособия. Вместе с тем, как показывает опыт, есть необходимость дополнительно обратить внимание на ряд черт, характеризующих произношение и дикцию в профессиональной публичной речи.

В «теневых» интонационных позициях, в соответствии с меняющимся темпом как особенностью ритма, даже в профессиональной речи, уместны и ослабленные произносительные варианты «проходных» по своему значению слов. Так на практике бывает у опытных дикторов, актеров. Отметим, что тщательное произнесение всех словоформ текста без разбора, в том числе интонационно неподчеркнутых, может восприниматься на слух как досадный педантизм, ученическое произнесение.

1. В некоторых сочетаниях согласных не допускается полного выпадения согласного [Гвоздев, 1967,I, 30], например, в словах типа сре[цС]тва, бра[цС]кого, ро[цС]тво, заво[цС]кой и др. надо стремиться произнести согласный [с] (ослабленный); то же в словах антифашис[цс]кий, коммерсан[цС]кий, пропагандистский и др. [Орфоэпический словарь, 1997, 677] (об упрощенном произношении в нейтральной речи см.: [Каленчук, Касаткина, 1997]); в словах стенографис[т]ка, громоз[т]кий, поез[т]ка, ме- с[т]ком, повес [т]ка и др. надо стараться произнести звук [т]; в словах гиган[цС]кий, капитулян[цС]кий, голлан [цС]кий, дилетан- [цС]кий, парламен[цС]кий и т.д. - произносить звуки [цс]; в словах типа студен[т]ка, пациен[т]ка и др. стремиться произносить согласный [тЪ в слове пос[т]скриптум - также звук [т]. В торжественной речи, в стихах и проч. слово бездна произносится со звуком [д], который в разговорной речи чередуется с нулем: здесь [б'езнъ] комаров [Матусевич, 1976, 277].

2. Рекомендуется следить за произношением долгих согласных в словах мировоззренческий (и однокоренных), безветренный, восстание (и однокоренных), восстановить(ся) (и однокоренных), замерзший [ш:], расстрел (и однокоренных), численность, безответственность, прессованный ([с:, н:], преемственность, безукоризненность, (по)ссориться, двадцать, тридцать, пятьдесят [Аванесов, 1984, 782]. При равноправности произношения нормально кратких и долгих согласных следует предпочесть в профессиональной речи удлиненные согласные в словах типа расстояние, расстаться (и однокоренных), рас- страивать(ся) (и однокоренных).

3. В тщательном, профессиональном произношении сохраняется [й] в заударных окончаниях прилагательных и порядковых числительных (милые, старые, первые; то же в единственном числе), а также в конце основы глаголов (знает, умеет, выбирает и др., то же в других лицах). Не рекомендуется пропускать инициальный [й]; в начале слова и после предлогов или предшествующего слова на твердый согласный нельзя произносить звук [ы], например, в сочетаниях отказ Европы, в единственном, пол-Египта, цвет естественный и т.д. [Агеенко, Зарва, 1984, 18].

Вместе с тем нежелательно и нарочито четкое произнесение [j] в концах слов, в особенности в финали синтагм. В этом случае - и это чувствуется, например, в микрофонной речи - за [j] возникает глухой фрикативный [х'], например, с наградв[]х]. «Излишество артикуляции есть такой же недостаток, как и слабость артикуляции» [Сережников, 1926, 97].

В практике публичных выступлений дикция оказывается тесно связанной с орфоэпией. Основное внимание в отработке следует направлять на дикционное оформление согласных звуков, в особенности [j], губно-зубных [в, в', ф, ф']. Так, в глаголах на -д(т)ствовать надо следить за произнесением второго от конца [в], например, госпо[цСтвъ]вать, так же руководствоваться, отсутствовать, препятствовать, соответствовать и т.д. [Аванесов, 1984, 181-182]. То же в словах нравственный, безмолвствовать, рыболовство и т.д. (кроме основ чувств- и здравств-). Нельзя допускать произношение аффрикаты [ч'] с ослабленной смычкой либо совсем без затвора, которое, к сожалению, распространено среди носителей литературного языка (в словах типа точка, почта, вчера, ключ, речь, значит, начинать и т.д.) [см. Развитие фонетики современного русского языка, 1971, 268-289]. То же относится к сочетаниям [ш'ч'] в случаях типа исчез, неисчислимый, бесчеловечный, из числа и т.д.

4. В сочетаниях знаменательных слов типа нес шубу, рос широким, где свистящий [с] встречается внутри синтагмы с [ш] последующего слова, не рекомендуется сливать их в один общий звук [ш:] [Гвоздев, 1967, I, 26]. Встречаются и другие случаи неверного произнесения согласных и гласных в результате слияния слов в пределах синтагмы; так, нежелательна звонкость конечного согласного перед сонорным звуком в начале следующего слова (год мира, порыв любви, шуб несколько и т.д.); сочетания типа пред их (взорами), долг им (отдать) не рекомендуется произносить со звуком [biL это воспринимается как погрешность[15]; в сочетаниях типа лишь годы, лист дубa, кусок дерева и т.д. конечные глухие согласные первого слова остаются глухими и перед звонким согласным, начинающим второе слово.

5. В профессиональном произношении может быть ослаблено ассимилятивное смягчение согласных в сочетаниях: [в]ме- сте, [в]верх, [д]ве, че[т]вертый, [с]тена, [с]лвва, един[ст]венный, сле[цст]вие, о[б]ьем, торже[ст]венный, по[д]ъем и др. Твердые согласные перед мягким чаще встречаются в словах книжного стиля: во[з]величить, последовательно, жи[т]ница, друже- [ст]венный, бесnреnя[цст]венный, отве[цст]венный и т.д. [см. Гвоздев, 1967, I, 80-81].

6. Имеются также явления безударного вокализма, на которые следует обратить внимание в професиональной речи. Так, одна из важных тем в орфоэпии - проблема иканья-еканья, т.е. произношение [и ]-образных или [е]-образных гласных на месте фонем < э, о, а> после мягких согласных и [j] в 1-м предударном слоге (в словах типа телеграмма, впервые, летать, ледовый, счастливый, частично, предъявить, единственный и т.д.). Эту проблему надо рассматривать в связи с противопоставлением двух типов говорения: а) выступления ораторов на митингах под открытым небом, публицистическое выступление или проблемная лекция в условиях большого зала, при обращении без микрофона ко многим слушателям, когда замедляется темп речи и выступающий дробит фразы на меньшие синтагмы, при этом непроизвольно стремится к выделению, подчеркиванию большего числа словоформ, и б) нефорсированное чтение, «контактная» речь для одного-двух человек, к тому же лишенная экспрессии.

Одним из средств выделения, подчеркивания словоформ в тексте и является еканье, т.е. употребление безударных [е, еИ, еЬ, ье] и подобных (в l-м предударном слоге на месте < э, о, а> после мягких согласных и [j]). В публичной речи еканье обеспечивает лучшую слышимость и лучшую узнаваемость коммуникативных единиц. В публичной профессиональной речи это делается по врожденному навыку, который заложен в повседневном общении, когда мы хотим что-либо подчеркнуть, на что-либо обратить внимание. Еканье появляется в чтении, в спонтанной речи вне аутоконтроля и связано со смыслом текста и его частей, взаимодействует с определенным интонационным участком, может передавать экспрессию. Так выделяется словоформа, например, в важном по смыслу начале сверхфразового единства (при новом «ходе мысли») или в последней фразе текста, содержащей вывод, противопоставление и т.д., в реме высказывания; оно проявляется в условиях фразового ударения или в других условиях интонационного выделения, в особенности если слово экспрессивно окрашено (например, бесстыдство, верзила и др.).

Еканье может быть и чтецким недостатком - результатом побуквенного воспроизведения малоосвоенного слова, сигналом усталости, если чтение вслух непривычно, или в качестве рефлекса чтеца на временный «провал» внимания к тексту, когда таким средством (чеканным выделением) чтец старается эту сосредоточенность восстановить. Кстати, у тех, кто демонстрирует беглость чтения, иканье буквально подавляет еканье при общей невыразительности интонации.

В той степени, в какой интонация в текстах высокого стиля (по лексико-грамматическим показателям) - движение тона, паузация, распределение интенсивности - отличается от интонации при чтении текстов сниженных стилей, еканье как произносительная черта может чаще встречаться при чтении стихов, в высокой публицистике и т.д. В чтении же информационных текстов, имеющих привычную модальность, еканье встречается редко и в зависимости от определенных композиционно-смысловых условий (см. выше). Еканье не является «сильной» приметой высокого произносительного стиля (см. другое мнение: [Русский язык и советское общество: Фонетика, 1968 113]).

Иканье ныне стало массовым явлением и нейтральным для восприятия фоном, в качестве которого в условиях зрительного зала, в речи без микрофона может быть звук [ие] или [иЬ]. Однако следует предостеречь от отчетливого иканья в замедленной речи, в выделенных словах, интонационно подчеркнутых во фразе: это снижает силу воздействия, уменьшается значительность речи; недаром иканье используется актерами как речевая краска в комических текстах [Ганиев, 1982, 97-109].

7. Снижают впечатление от профессиональных выступлений и другие особенности безударного вокализма. Так, нельзя нулизовать безударные гласные (допускать их выпадение) в случаях типа состоять, молодожены, выданы, голосовать, переписал, магазин, предоставить, алюминшвый и др. (о виртуальных условиях ослабления см. предыдущий параграф). Нельзя также допускать редукции [ы] до степени [ъ] в словах выполнять, опытный; полным (ходом), маршировать, догадываться, широко, была и др. [см.: Развитие фонетики современного русского литературного языка, 1971, 257]. Просторечным и недопустимым является нарочитое бытовое аканье в выделенных во фразе словах, а также произношение [ы] вместо [ъ] в словах типа компромeтиpовать, замечательный, профсоюзная (организация).

Упражнение 34. Подберите связный текст объемом приблизительно 150 слов, представляющий потенциальный интерес для слушателей. Представим, что вы должны огласить его перед публикой. Проведите подготовительную работу над ним в соответствии с требованиями, указанными в настоящей главе.

Мобилизуйте свои дикционные способности, прочтите текст после интонационной разметки 3—4 раза вслух (в качестве репетиции), затем запишите свое чтение на носитель. Прослушайте свое исполнение, проследите, выполнены ли при чтении требования к дикции из пп.1—7 § 51.

Желательно, чтобы вашу фонозапись послушали заинтересовавшиеся лица, способные дать более или менее объективный отзыв. Снова запишите свое чтение и на этот раз дайте прослушать его преподавателю.

Вопросы и задания

1. Расскажите, приводя примеры, о равноправных вариантах нормированного произношения.

2. Какие (по крайней мере) два типа произношения различал Л.В. Щерба в нормированной речи? (Известно ли вам о предшественниках Л.В. Щербы в учении о стилях произношения?)

3. Чем отличается произношение публичной (кодифицированной) речи от произношения в непринужденной (разговорной, аллегровой) речи? Приведите параллельные примеры словоформ или их сочетаний.

4. Можно ли говорить об однородности реального произношения при порождении составных частей публичной и обыденной речи?

5. На чем основана разборчивость бытовой речи и каковы требования к дикции и разборчивости в публичной речи? Назовите эти основные требования и признаки дикции в (четком, тщательном) произношении.

6. Каков оптимальный порядок (путь) в обучении стилям (кодам) произношения и в чем состоит его цель?

7. Расскажите, в какой мере необходимы навыки тщательного (профессионального) произношения для политиков, администраторов, участников переговоров (в том числе юристов), для преподавателей, лекторов, для представителей других публичных профессий?

8. Что, кроме отсутствия самоконтроля, мешает неопытному оратору четко произнести речь?

9. Расскажите о позиционных условиях (при порождении звучания) для проявления эллипсиса и ослабления артикуляции в разговорной (аллегровой) речи.

10. Насколько важно для риторики учение о профессиональном (четком, тщательном) произношении?

11. Изложите требования к тщательному произношению. Подкрепите ответ примерами.

12. Расскажите о роли еканья-иканья в 1-м предударном слоге. Приведите контрастирующие примеры.

13. Может ли учащийся самостоятельно обучиться тщательному произношению в профессиональной (публичной) речи? Какова роль преподавателя в этом процессе? Как можно использовать при обучении звукозаписывающую технику и видео?

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов Р.И. Вопросы сценического произношения // Культура речи на сцене и на экране. - М.: Наука, 1986. - С. 5-21.

Баринова Г.А. Фонетика // Русская разговорная речь / отв. ред. Е.А. Земская. - М.: Наука 1970. - С. 40-128.

Бернштейн С.И. Язык радио. - М.: Наука, 1977.

Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. и др. Стили произношения и типы произнесения // Вопросы языкознания. - 1974. - № 2. - С. 64-70.

Вещикова И.А. Произносительный стиль; Фонетика функциональных стилей // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 307-310, 570-572.

Ганиев Ж.В. Об адекватном описании русского нормативного произношения (в соответствии с учением акад. Л.В. Щербы ) // Вопросы языкознания. - 2008. - № 3. - С. 121-128.

Добродомов И.Г. Недооткрытая фонема /?/ русского языка // Система языка и языковое мышление / отв. ред. Е.Ф. Киров; ред.- сост. Г.М. Богомазов.- М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - С. 226-245.

Земская Е.А., Ширяев Е.Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная? // Вопросы языкознания. - 1980. - № 2. - С. 61-72.

Каленчук М.Л. О расширении понятия позиция // Фортунатовский сборник. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - С. 27-32.

Касаткина Р.Ф. О фразовых условиях фонетической вариативности гласных // Язык: Система и подсистемы: К 70-летию М.В. Панова. - М.: Наука, 1990. - С. 31-43.

Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - 2-е изд., доп. - М.:ВТО, 1977.

Колесов В.В. Литературное произношение в театре. (Советы Л.В. Щербы) // Русская речь. - 1988. - № 3. - С. 62-77.

Лихтман Р.И. К вопросу о произносительных стилях русского литературного языка // Жизнь языка: сб. ст. к 80-летию М.В. Панова / сост. Л.А. Капанадзе; отв. ред. С.М. Кузьмина. - М.: Языки славянской культуры. 2001. - С. 197-270.

Панов М.В. О стилях произношения (в связи с общими проблемами стилистики) // М.В. Панов. Труды по общему языкознанию и русскому языку. - Т. 1 / под ред. Е.А. Земской, С.М. Кузьминой. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 103-136.

Щерба Л.В. О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слов // Л.В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность / под ред. Л.Р. Зиндера и М.И. Матусевич. - 4-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - С. 141-146.

Якубинский Л.П. О диалогической речи // Л.П. Якубинский. Избранные работы. Язык и его функционирование / отв. ред А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1986. - С. 86-170.

Sweet H. A primer of spoken English. - 4 ed., rev. - Oxford: Univ. Press, 1911.

<< | >>
Источник: Ганиев Ж.В.. Современный русский язык : фонетика, графика, орфография, орфоэпия : учеб. пособие / Ж.В. Ганиев. - М.,2012. - 200 с.. 2012

Еще по теме § 51. Особенности русского профессионального произношения в публичной речи:

  1. § 4. ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ЮРИСТА
  2. 3.2. Подготовка к публичному выступлению
  3.   Стили произношения
  4. Часть 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи. Речевое общение
  5. Тема № 5. Культура речи как особая прикладная дисциплина
  6. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  7. Основными социальными факторами, определяющими на настоящий момент развитие и изменения в русском языке, являются следующие.
  8. 1.2. Внешние факторы воздействия на структуру современного русского языка и внутренние законы ее развития
  9. 12. орфоэпические нормы в разных подсистемах. Орфоэпический словарь русского языка.
  10. § 36. О носителе нормативного произношения
  11. § 47. Устранение неблагозвучия в речи
  12. § 48. Фонетические варианты как стилистическая особенность
  13. § 49. Профессиональное значение русской произносительной стилистики
  14. § 51. Особенности русского профессионального произношения в публичной речи
  15. § 56. Некоторые особенности произношения русских отчеств, имен, фамилий
  16. 20. Стилистическая информация о человеке: социальная и профессиональная характеризация.
  17. Тема №3. Правильность речи и нормы литературного языка
  18. Тема №10. Публичная речь. Законы построения публичного выступления