ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

Специфика сегментного материала. ИК-2 или ИК-3?

Рассмотрим поучительный пример, который иллюстрирует обманчивость объективных данных тонограмм и необходимость, во-первых, при идентификации акцента апеллировать к фактору значения, а во-вторых, учитывать позицию акцентоносителя в кругу сегментного материала.

В работе Г. И. Ивановой-Лукьяновой [1989] акцентоносители в примерах Вы мою сестру не судите; Вы же ничего не записали; Вы все перепутаете квалифицируются как несущие восходящий тон ИК-3 3. Между тем,

3 Ср. также анализ речи дикторов радио и телевидения в другой работе Г. И. Ивановой-Лукьяновой [2004: 34], где в типичном для ИК-2 контексте с высоким началом автор предполагает использование фонологически восходящего акцента и находит такое произнесение ошибочным: Начнем с московских событий А. Процесс налаживания взаимодействия ветвей власти не сорванА... Мы позволим себе предполо-

если бы на выделенных словоформах фиксировался акцент ИК-3, то тогда повествовательное предложение и императив интонационно не отличались бы от да-нет-вопроса: Вы все перепутаете^?. Действительно ли в рассматриваемых предложениях имеет место фонологический восходящий акцент? Обратимся к более простым примерам, которые предположительно реализуют тот же акцент, что и в примерах, приводимых Г. И. Ивановой- Лукьяновой.

(1) (Тише). Бабушка спит.

Тонограмма 1

жить, что дикторы произносили типичным для речи деятелей массовой коммуникации фонологически нисходящий акцент с поздним таймингом, т. е. в условиях, при которых падению предшествует существенный подъем, а само падение смещается к концу ударного слога или на заударный слог. Иначе все сообщения звучали бы как да-нет-вопросы.

Действительно, нельзя не признать, что на ударном слоге словоформы бабушка — он здесь выделен курсорами — фиксируется восходящее движение тона.

Обратимся к более широкому языковому материалу. Расширим круг анализируемых предложений. Рассмотрим тонограмму предложения (2) как ответа на вопрос Что случилось?'.

(2) Джон умер.

Тонограмма 2

Мы видим, что в предложении (2) односложная словоформа Джон несколько больше смещена в сторону нисходящего склона кривой частоты: подъем приходится на начальные согласные [дж], а на фрагменте [он] частота начинает снижаться. Словоформа Джон выделена курсорами.

Еще один пример, в котором ударный слог еще больше смещен к нисходящему движению тона по сравнению с предложениями (1) и (2), — это предложение (3):

(3) Бодуэн умер.

В примере (3) на ударный слог приходится полностью нисходящий склон кривой. Однако трудно предположить, что предложениям Джон умер и Бодуэн умер, каждое из которых служит ответом на вопрос Что случилось?, сле-

Тонограмма 3

дует давать различную с фонологической точки зрения интонационную интерпретацию. Поэтому возникает гипотеза о том, что акцент, который обслуживает данный смысл, — фонологически нисходящий, но в отсутствие достаточного предударного сегментного материала на ударном слоге он должен реализовать на себе и существенный подъем, необходимый для «набора высоты». Эту гипотезу подтверждает пример (4) с обширным предударным началом, на которое и приходится необходимое восходящее движение тона:

(4) Бодуэн де Куртенэ умер.

В примере (4) небольшое повышение частоты основного тона наблюдается и внутри самого ударного слога. Ударный слог выделен курсорами. Можно предположить, что для данного акцента в русском языке характерен т. н. поздний тайминг, т. е. в определенных сегментных условиях нисходящее движение тона, которое составляет фонологическую сущность данного акцента, приходится на завершающий фрагмент ударного гласного, а также на закрывающие слог согласные.

А судя по примеру (1) нисходящий тон может сдвигаться даже на последующий слог. Мы предполагаем, что в примерах,

Тонограмма 4

приводимых Г. И. Ивановой-Лукьяновой, фигурирует такой же акцент: фонологически нисходящий, но включающий в рамках ударного слога существенный подъем [2].

И последняя тонограмма показывает, что даже в предложении с лексикосинтаксической структурой (1), где акцентоноситель отличается отсутствием предударных слогов и начинается на смычный согласный, рассматриваемый акцент существенно отличается от акцента ИК-3, реализующегося на теме или в да-нет-вопросе. Рассмотрим сравнительную тонограмму предложения (1) {Тише). БабушкаЪ спит и вопроса (5) с той же лексико-синтаксической и линейной структурой:

(5) Бабушка? спит?

Тонограмма 5

Можно видеть, что подъем у ИК-3 вопроса более крутой, чем у ИК-2 в отсутствие предударного начала. Иначе говоря, подъем на ИК-3 совершается в меньшую единицу времени. Кроме того, он и начинается на более низких частотах, чем ИК-2, а завершается на более высоких, т. е. ИК-3 реализуется в большем диапазоне частот. Таким образом, акцент, который фиксируется на акцентоносителе примеров (1)—(4), в терминах Е. А. Брызгуновой мы бы определили как ИК-2 — фонологически нисходящий интенсивный. Об ИК-2 см. Русская грамматика, I: 98—99.

Итак, апелляция к фактору значения и анализ разнообразного сегментного материала позволяют уточнить интерпретацию фонологической сущности акцента. Соответственно иллюстрируется феномен наличия у одной интонационной единицы нескольких фонетических вариантов. Это говорит о том, что при анализе интонационных единиц как двусторонних сущностей языка одной только фонетической транскрипции недостаточно.

<< | >>
Источник: Янко Т.Е.. Интонационные стратегии русской речи в сопоставительном аспекте. — М.: Языки славянских культур,2008. — 312 с.. 2008

Еще по теме Специфика сегментного материала. ИК-2 или ИК-3?:

  1. §2. Содержание криминалистической характеристики детоубийств. Обстоятельства, подлежащие доказыванию
  2. СПЕЦИФИКА ФУНДАМЕНТАЛИЗМА В РОССИИ
  3. 8.18. Внеэкспертные формы использованияспециальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
  4. 2.2. Категории диалектики.
  5. Звуковые средства создания рекламного образа
  6. 33. Почему при всяком движении должен быть кругу или кольцо, совместно движущихся тел 
  7.   МЕХАНИЧЕСКИ-ПАССИВНЫЕ СВОЙСТВА МАТЕРИИ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ ПРОТЯЖЕННОСТИ 
  8. § 1. Категории бытия и материи
  9. I. Творение мира невидимого или ангельского § 41. Понятие об ангелах. Бытие сотворенных духов или ангелов. Всеобщность веры в их бытие и оправдание ее соображениями разума.
  10. Статья 733. Выполнение работы из материала подрядчика
  11. Глава 42(5). О том, что осталось за кадром, или по чуть-чуть обо всем
  12. Примечание [Кантовское построение материи из сил притяжения и отталкивания)
  13. Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение, пространство и время.
  14. Общенаучное понятие материи
  15. Классификация субфонем.
  16. Содержание