<<
>>

СТРОГАЯ и СВОБОДНАЯ РАЗНОВИДНОСТИ НЕЙТРАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ВНЕЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОСТОРЕЧИЕ

Рассмотрим, в каком отношении друг к другу находятся эти две разновидности нейтрального стиля произношения. Значительное число языковых особенностей, в том числе основа произношения — фонетическая система во всех ее основных чертах,— является общим для обеих разновидностей.

Естественно, что эти особенности должны быть обязательны для каждого, кто считает себя владеющим литературным произношением. Они образуют, так сказать, орфоэпический минимум, который, безусловно, должна давать школа.

Однако имеется довольно большое количество языковых явлений и фактов, где, при наличии в строгой разновидности нейтрального стиля одной произносительной нормы, в свободной разновидности допускается двоякое произношение. Строгая разновидность в основном сохраняет исторически сформировавшиеся нормы. Новые явления с трудом проникают в нее. Они постепенно накапливаются в свободной разновидности нейтрального стиля, что и ведет к появлению произносительных вариантов. Свободная разновидность нейтрального стиля в равной мере допускает произношение тй[хъ]й, тй[х’и]й; мою [с], мою [с’]. В противоположность этому в строгой разновидности нейтрального стиля предпочитается произношение одного из этих вариантов, а именно тй[хъ]й, мою [с]. Это значит, что в пределах обиходно-бытовой речи, при отсутствии установки на ее безупречное звуковое оформление, можно не требовать обязательного произношения по нормам строгой разновидности. Последнее желательно в тех случаях, когда требуется безукоризненное языковое оформление, например в сценической речи, звуковом кино, в речи дикторов радиовещания и телевидения, а также в разных формах публичной речи, в речи учителя-словесника и т. д.

Таким образом, в нейтральном стиле произношения, который, естественно, является основным при изучении русского языка, выделяются два произносительных концентра. Первый концентр,

вмещающий в себя явления, не отличающиеся в строгой и свободной разновидностях нейтрального стиля, абсолютно необходим и обязателен для каждого говорящего на русском литературном языке. Второй концентр включает в себя явления, допускающие два варианта: оба они могут употребляться в разных ситуациях общественно-бытовой практики.

Однако при установке на безупречное языковое оформление обязателен только один из них. Это и есть строгая разновидность нейтрального стиля произношения, высшей формой которого является сценическое произношение.

Кроме нейтрального стиля и ответвляющихся от него, если так можно сказать, в разные стороны стилей высокого и разговорного, следует отметить еще просторечный стиль, находящийся уже за пределами литературного языка. В прошлом это — мещанско-городское московское просторечие, на базе которого в свое время формировались орфоэпические нормы (недаром Пушкин говорил об удивительно чистом языке московских просвирен). Часть особенностей просторечного стиля впоследствии утратила свое значение нормы, вытеснившись соответствующими элементами книжного произношения. Ср. произношение скрипеть, гриб, принц, вишня, цалует, допустимое в XIX в., которое в настоящее время находится за пределами литературного языка и характеризует просторечие.

Именно то обстоятельство, что литературные нормы в основном формировались на базе московского просторечия, привело к такому парадоксальному факту, что нередко выбывшие из состава норм разговорного стиля черты могут характеризовать одновременно как просторечный стиль, так и строгую разновидность нейтрального стиля в отличие от свободного. Так, например, произношение огурё [шн] ый, кирпй [шн] ый можно услышать как в речи «правнучки» пушкинской просвирни, так и в сценической речи (и притом не только в характерных ролях, но и в собственной, конечно культивированной, актерской речи).

Высказанные здесь замечания о разных стилях произношения необходимо помнить при изучении произносительных норм современного русского языка. В дальнейшем изложении описываются нормы нейтрального стиля произношения и лишь в необходимых случаях указываются произносительные варианты разговорного или высокого стиля.

1.8.

<< | >>
Источник: Русское ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ, ИЗДАНИЕ ШЕСТОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ, МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1984. 1984

Еще по теме СТРОГАЯ и СВОБОДНАЯ РАЗНОВИДНОСТИ НЕЙТРАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ВНЕЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОСТОРЕЧИЕ:

  1. СТРОГАЯ и СВОБОДНАЯ РАЗНОВИДНОСТИ НЕЙТРАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ВНЕЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОСТОРЕЧИЕ
  2. Содержание