<<
>>

§ 30. Текст и фоноабзац

Отдельное предложение, хотя оно и обладает признаком грамматической организации, не может выступать в качестве полноценной единицы коммуникации; относительно полное развитие мысли возможно чаще всего в группе тесно взаимосвязанных предложений.

Предложение в синтаксисе является высшей по иерархии единицей, а в тексте оно имеет статус первого нижнего звена текста, так как смысловой и коммуникативной законченностью в общении обладает лишь текст.

Интонация фразы в контексте отличается от звучания одиночной фразы (см. одиночные примеры в упражнениях 19, 20 и др.). Композиционная часть текста, тесное семантико-синтаксическое единство [Солганик, 2007, 92-95], спаянное внутри различными связями между предложениями-фразами, называется в синтаксисе сверхфразовым единством (СФЕ), а его аналог в фонетике - фоноабзацем. Средствами связи в СФЕ служат местоименные слова, лексические синонимы и повторы, союзы и т.д., употребленные в последующих предложениях.

Основой для смысловых связей между предложениями является наличие темы и ремы. Обычно рема (новое) предшествующего предложения становится темой (исходным пунктом) последующего (не обязательно примыкающего) предложения, которое, в свою очередь, требует новой ремы. Проблема СФЕ решается не как надстроечная грамматическая категория над синтаксисом предложения, а как смысловая и композиционная часть в организации текста. Приведем пример СФЕ - фоноабзацев в тексте.

«Подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо. Писать надо так, чтоб читатель видел изображенное словами как доступное осязанию. Такое мастерство возможно лишь тогда, когда писатель сам отлично знает то, что он изображает. Если он пишет недостаточно просто, ясно, значит, он сам плохо видит то, что пишет. Если он пишет вычурно, значит - пишет неискренне. Если пишет многословно - это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит.

Мы оставляем в стороне вопрос о литературном таланте, о врожденном даровании, это вопрос неясный, нерешенный, и решать его - не наше дело. Мы говорим о способности к литературному труду, эта способность заметна у весьма многих начинающих писать... Развиться ей мешает недостаток у молодежи исторических знаний, знаний прошлого, а также весьма узкое знание современной действительности в нашей огромной, безгранично интересной стране, и, наконец, мешает крайне плохое знание родного языка - и речевого и, особенно, литературного» (М. Горький).

СФЕ объединяется единой микротемой, которая является некоторой композиционной частью развития общей мысли целого текста. Микротематическое единство внутри приведенных фоноабзацев, связь и определенное место каждого очередного предложения в них «диктует» постепенное нарастание интонации, связь между интонационными рисунками следующих друг за другом фраз. Таким образом, межфразовые просодические связи являются как бы отражением лексических и синтаксических средств связи между предложениями; просодия может также показывать наличие или отсутствие связи между единицами текста, но не имеет возможности раскрыть семантику этих отношений (что делается на уровне синтаксиса и лексики). Интонационные центры и иерархия ударений указывают на местоположение коммуникативных узлов в частях текста и тем самым готовят базу для семантической интерпретации отношений.

В концах фраз внутри фоноабзаца нет того глубокого падения тона, которое бывает в концах фоноабзаца, раздела или в финале текста; тут нет «настоящих» завершающих точек, голос понижается меньше, чем в конце структурных частей, а паузы между предложениями в какой-то мере являются соединительными. Особенно это заметно бывает в языке художественной литературы. Приведем пример.

«Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены, ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутшись мы в незнакомой стороне.

Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» - закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать» (А.С. Пушкин).

Между предложениями существуют, как это видно из приведенного текста из «Метели» А.С. Пушкина, разные степени близости и разобщенности, что получает выражение в интонационных средствах устной речи. Между фразами в отрывке, как может показаться из сравнения с позднейшей литературой (где получило развитие употребление абзаца как знака препинания), как будто бы нет глубокого падения тона, свойственного финали раздела или текста. В текстах, где абзац имеет одну микротему, паузы между фразами, в отличие от текста «Метели», являются «соединительными».

Итак, границы фоноабзаца в письменной речи передаются обычно особым знаком препинания - «красной строкой», или абзацем, который «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей» [Щерба, 2007, 244]. Все другие знаки препинания - вопросительные и восклицательные знаки, в особенности точки - при устном воспроизведении речи «подчиняются» абзацу как знаку более высокому по своему положению в системе пунктуации, другими словами, интонация фразы зависит от того места, которое занимает предложение в развитии микротемы СФЕ. Пауза на грани- це фоноабзаца, где они регулярны, как правило, больше пауз между фразами внутри фоноабзаца и является одним из показателей этой границы. Это можно проследить на следующем примере:

«В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа» (К.Г. Паустовский).

Длительность звуков в финали фраз таких текстов имеет тенденцию к увеличению по мере продвижения к концу фоноабзаца [см. Златоустова, Потапова, Трунин-Донской, 1986, 84]. СФЕ характеризуется не только единством мысли, но и ее законченностью; качеством смысловой законченности СФЕ обладает в гораздо большей степени, чем предложение. Следует особо сказать и о роли первого предложения СФЕ, его зачина. Первая фраза фоноабзаца произносится четко и чуть медленнее сравнительно с темпом последующих фраз, поскольку обладает наибольшей самостоятельностью. «В большинстве случаев красная строка сопровождается переменой тона или ритма, свидетельствующих о начале нового ряда мыслей» [Щерба, 1983, 131].

Поскольку смысловой и коммуникативной законченностью в общении обладает лишь текст, СФЕ-фоноабзац правильнее рассматривать не как синтаксическую единицу, состоящую из предложений-фраз, а в качестве составной части в организации целого текста, в рамках членения текста на различные композиционные составные части (СФЕ, блоки СФЕ, отрывки, парaгра- фы, главы и т.д.). Правила произнесения текстов, в том числе приемы обучения профессиональному чтению специально рассматриваются в разделе «Орфоэпия».

Необходимо подчеркнуть, что текст является многоуровневым иерархически организованным целым, где центральное место занимает иерархия предикатов, рем, особым образом распределенных по тексту. Учет условий коммуникации, ее целей дает возможность понять природу текста во всей его полноте. При порождении текста центральное место занимает представление о замысле, прогнозирующем начало и конец будущего текста, об иерархии микротем и их блоков, задающих необходимые уровни развертывания замысла в структуру текста. Здесь важнейшую роль играет ориентация на реального или предполагаемого партнера по коммуникации. Произнесение текста производно от этих текстообразующих факторов, фонемный и просодический уровни функционируют в неразрывном единстве и взаимодействии со значащими уровнями языковой организации текста [Жинкин, 1982, 4-7].

Критериями текста являются его цельнооформленность, т.е. наличие начальной, срединной и финальной части, а также связность и определенная коммуникативная установка как необходимое условие для проявления стилистического значения. Мелодическое единообразие текста создается за счет повторяемости ИК. Наиболее заметны интонационные повторы начальных и конечных синтагм во фразах. Такой характер интонационной повторяемости - следствие синтаксической однородности текста, выражающейся в однотипности построения фраз и ССЦ. При этом сложность или простота синтаксиса влияет на характер интонационной повторяемости и отражается в интонационной модели текста.

Принцип построения интонационной модели основан на выявлении типичных И К начальных, срединных и конечных синтагм. Самые простые интонационные модели относятся к текстам официально-делового стиля, а самые сложные - к художественным текстам.

Деление текста на сверхфразовые единства осуществляется лексико-грамматическими, синтаксическими и фонетическими средствами. О границе СФЕ свидетельствуют паузиро- вание, мелодика, ритм, темп и интонационная выделенность (логическое ударение). К пограничным сигналам прежде всего относится изменение мелодики на границах СФЕ, затем - характер паузирования, изменение которого вызывает изменение темпа. Смена темпа указывает на переход от одной микротемы к другой, конец СФЕ характеризуется замедлением темпа, начало - ускоренностью. При чтении художественных текстов в начале СФЕ наряду с ИК-6 (нейтральное употребление) слышится ИК-2 (интонация логического ударения) - своеобразный зачин в развертывании микротемы [Иванова-Лукьянова, 1998, 168-178].

Упражнение 21. Определите микротемы в отрывке из публицистики М. Горького, приведенном выше, в § 30. Старайтесь отличить разную степень понижения тона в завершении фраз, в начале, внутри и в конце фоноабзацев.

Ощутили ли вы разницу между соединительными и финальными паузами в фоноабзацах? После репетиций прочтите вслух указанный отрывок М. Горького. Для сравнения рекомендуется привлечь для чтения отрывок из публицистики М. Шолохова (§ 29), где обозначены в синтагмах типы ИК.

Упражнение 22. Постарайтесь на примере третьего художественного отрывка в § 30 (из цикла К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона») определить на слух разницу в интонациях фраз, находящихся в разных местах фоноабзацев (что связано с разными фазами развития микротемы). Отражается ли разная степень смысловой близости или разобщенности предложений на интонации фраз?

При чтении вслух отрывка из К.Г. Паустовского обратите внимание на различные типы пауз внутри и на границах фоноабзацев. Не забудьте о разнице в понижении тона в конце фраз, фоноабзацев и отрывка в целом.

Упражнение 23.Особой подготовки требует чтение вслух второго по счету отрывка в § 30 (из повести А.С. Пушкина «Метель»). Он не разбит автором на абзацы, однако содержит не одну микротему. Постарайтесь прочитать его вслух, мысленно проставляя в нем «красные строки». Помните, что они, по мысли Л.В. Щербы, «углубляют» предшествующую точку и «открывают новый ход мыслей».

Вопросы и задания

1. Сопоставьте понятия фразы и текста. Охарактеризуйте взаимоотношения этих теоретических понятий.

2. Что объединяет сверхфразовое единство (СФЕ) и фоноабзац?

3. Расскажите о средствах связи предложений в СФЕ и подробнее о теме и реме в предложениях в составе СФЕ. Как осуществляется деление текста на СФЕ?

4. Расскажите о разном падении тона в концах фраз, находящихся внутри и в завершении фоноабзаца.

5. Чем отличется фраза в зачине фоноабзаца?

6. Что писал Л.В. Щерба о смысловом и интонационном своеобразии начала нового абзаца?

7. Что является определяющим при порождении текста?

8. Назовите критерии текста. За счет чего создается мелодическое единообразие текста?

ЛИТЕРАТУРА

Ганиев Ж.В. Русский язык: Фонетика и орфоэпия. - М.: Высш. шк., 1990.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Политиздат, 1982.

Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. - М.: Лабиринт, 1998. Колшанский Г.В. О языковом механизме порождения текста // Колшанский Г.В. Статьи разных лет. - М.: КомКнига, 2005. - С. 183-193.

Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. - 4-е изд. - М.: ЛКИ, 2007.

<< | >>
Источник: Ганиев Ж.В.. Современный русский язык : фонетика, графика, орфография, орфоэпия : учеб. пособие / Ж.В. Ганиев. - М.,2012. - 200 с.. 2012

Еще по теме § 30. Текст и фоноабзац:

  1. §9. Анализ современных данных, связанных с характеристикой "просодики", "просодии ", "интонации ".
  2. ОГЛАВЛЕНИЕ
  3. § 30. Текст и фоноабзац
  4. § 41. Обучение чтению текста
  5. § 48. Фонетические варианты как стилистическая особенность