ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

Тема №11. Текст. Понятие о тексте. Способы построения текста

Текст - это результат мотивированной и целенаправленной речевой деятельности, реализованной в виде конкретного речевого произведения, адресованного читателю или слушателю.

К обязательным признакам текста можно отнести следующие текстовые категории:

1. категория информативности, реализующаяся в формах актуальной, тематической, концептуальной (смысловой) и жанр о воспецифической информации;

2. категория связности, обнаруживающая себя во всех видах связи, обеспечивающих последовательность и взаимосвязь отдельных частей, фактов и положений в тексте;

3. категория коммуникативности, реализующаяся в многочисленных способах и средствах ориентации на интересы коммуниканта-читателя или слушателя;

4. категория целостности, понимающая под собой отнесенность текста к определенной речевой ситуации и через нее - к тому или иному конкретному типу текстов, типичные компоненты, структура и композиционные формы которых осознаются читателем или слушателем как жанровопостоянные и воспроизводимые;

5. категория отдельности, или замкнутости, определяющаяся формальными границами начала и конца текста и реализующаяся в различных видах зачинов и концовок текстов.

По степени самостоятельности тексты разделяют на:

• первичные - текст-оригинал;

• вторичные - тексты, созданные на основе содержания первичных (например, конспект, пересказ, аннотация, реферат и т.д.);

• первично-вторичные - обзоры литературы, школьные сочинения, сообщения на основе различных материалов, отчеты и т.д.

По способам развертывания содержания тесты относят к моноперспективным, если

основой структурной организации содержания текста является одна какая-нибудь

перспектива. Полиперспективным называется текст, если основой структурной организации содержания текста являются несколько перспектив сразу.

Таких текстов, естественно, больше.

К перспективам развития темы относят приемы и средства развертывания содержания текста. Текст-автобиография, например, развертывается во временной и пространственной перспективе, текст-описание картины - в пространственной и т.д.

Единицами, из которых строится целое, в языкознании считаются такие элементы, которые обладают всеми или большинством главных признаков, присущих целому.

Точкой отсчета в этом смысл является текст и его признаки: связность, смысловое и

стилистическое единство и другие категориальные признаки текста.

Большинством из этих признаков обладают абзацы, сложные синтаксические целые и отчасти - предложения.

Рассмотрим подробнее абзац.

Очень важным для структуры текста является абзац. Абзац - это типографская единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений. В одном из предложений абзаца обычно указывается тема. Нередко в абзаце формулируется и его главная мысль. Предложение, в котором формулируется главная мысль абзаца, называется концептуальным.

Тематическое предложение в абзаце позволяет определить тему абзаца и строго придерживаться ее развития в других предложениях абзаца, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме.

В художественной литературе тема абзаца может получить выражение не в одном, а нескольких предложениях. Если в абзаце нет своего тематического предложения, то это значит, что он является материалом обеспечения темы или какого-нибудь положения, получивших отражение в предшествующей части текста.

2. Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным.

Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

3. Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или в конце абзаца.

Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темы в абзаце. Оно содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения, требующие распространения, детализации тем или иным способом путем приведения подробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления, противопоставления и т.п.

Нередко тематическое предложение в абзаце отсутствует, это значит, что абзац является продолжением распространения (детализации) темы, обозначенной в предшествующем абзаце.

Концептуальное предложение абзаца - это предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может сосуществовать в абзаце с тематическим предложением, но чаще в абзаце наличествует либо тематическое, либо концептуальное предложение.

Способы распространения темы или мысли в абзацах могут быть представлены следующими наиболее распространенными приемами:

1. Детализация.

Например: «Сражение началось. Восемь тысяч африканских всадников с левого фронта обрушились на правый фланг римлян и рубили их конницу. После этого, промчавшись в тылу легионов, они рассеяли конницу противника на левом фланге» (По А. Митяеву).

2. Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическом предложении.

3. Сопоставление и противопоставление.

4. Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом или концептуальном предложении.

Например: «Вулканы здесь не причиняют вреда людям. Города и поселки построены на почтительном расстоянии от огнедышащих гор, да и сами извержения стали более редкими и перестали быть сюрпризами - ученые научились довольно точно их предсказывать» (По А.

Шилову).

5. Причинное обоснование соДержания тематического преДложения.

6. Указание на слеДствие из соДержания тематического преДложения абзаца.

7. ОпреДеление понятий, ввеДенных тематическим преДложением.

Например: «некоторые люди смешивают слова аффект и эффект. Между тем это два разных понятия. Дадим их определение. Аффект - это нервно-психологическое возбуждение с утратой волевого контроля вследствие временного торможения деятельности коры головного мозга. А эффект - это 1) действие какой-либо причины, силы, результата, следствие чего-либо; 2) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо.

8. Аналогия - распространение темы путем указания на аналог.

9. ВыДеление из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.Д., обозначенных в тематическом преДложении абзаца, оДного какого-нибуДь с послеДующей его Детализацией.

10. Формулирование вывоДа из соДержания тематического преДложения.

Например: «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и вы посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний - то, что обыкновенно называется счастьем, - а цель жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. И чем охотнее и полнее вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждениям, отняв у него цель жизни, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете» (По К.Д. Ушинскому).

11. Вопросно-ответный способ распространения тематического преДложения в абзаце.

12. Дополнение мысли, отраженной в тематическом преДложении абзаца.

13. Нагнетание, усиление темы абзаца.

14. ПоДтвержДение главной мысли абзаца.

15. ПреДположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуального преДложения абзаца.

Например: «Справедливо говорят, что в языке отображается мудрость народа. Вероятно, поэтому он покоряет чувствительностью и логичностью, щедростью и бережливостью, поражает своей, если хотите, своеобразной находчивостью» (По Г. Клаусу).

16. Указание на условие осуществления или истинности утвержДения (отрицания), сДеланного в тематическом преДложении абзаца.

Например: «Но что может помешать человеку добиться своей цели в науке, если он этого очень хочет? Ничто! Если есть одержимость и работа до самозабвения» (По В. Макарову).

Довольно часто в тексте абзацев есть слова и словосочетания, которые подсказывают способ распространения темы. Такими словами и словосочетаниями могут быть следующие:

Речевые подсказки способов распространения темы

...вот почему...

...так, например, ...

...сравним...

...привеДем в поДтвержДение...

...объясним это тем, что...

...укажем Детали...

...как и..., зДесь мы обнаруживаем

Способы распространения темы

указание на следствие приведение примеров сопоставление и противопоставление подтверждение объяснение детализация аналогия

По функции - назначению в тексте - можно выделить два вида абзацев: самостоятельные, служащие для передачи фактуальной и концептуальной информации, и служебные, которые можно разделить на однонаправленные (суммирующие или резюмирующие содержание того или иного фрагмента текста) и двунаправленные (суммирующие и резюмирующие

содержание предшествующего фрагмента текста и одновременно переводящие к новой теме). Категория отДельности текста

Текстовый зачин

Зачин - начальная часть текста. Назначение зачина во многом совпадает с функцией экспозиции: он содержит указание на время и место действия, называет персонажей, а в текстах нехудожественных жанров вводит фоновые сведения, необходимые для незатрудненного понимания основной информации о предмете речи.

Самыми распространенными типами зачинов являются следующие их виды:

1) фактуальные;

2) тематические;

3) концептуальные.

Фактуальный зачин

Фактуальный зачин представляет собой такой тип зачинов, в котором:

1) текст начинается с сообщения фактов, тем или иным образом сгруппированных в опреДеленной послеДовательности;

2) текст начинается с истории вопроса или ввеДения фона Для основной информации.

Фактуальные зачины представлены на практике различными фоновыми сведениями,

призванными способствовать незатрудненному восприятию основной информации.

Фактуальные зачины такого типа характеризуют либо время, отраженное в произведении, либо историю вопроса, либо различные совокупности фактов, так или иначе (по смежности, по ассоциации и т.д.) связанных с основным содержанием.

Концептуальный зачин

Концептуальные текстовые начала представляют собой такой тип зачинов, в котором:

1) формулируются основные положения текста;

2) привоДятся цитаты, соДержащие такие концептуальные положения, которые становятся главной мыслью (иДеей) текста;

3) ввоДятся сентенции (какие-либо общеприемлемые жизненные обобщения) или оценки, которые затем Детализируются в тексте;

4) формулируются гипотезы, которые становятся преДметом обсужДения.

Тематический зачин

Тематический зачин представляет собой такой тип начальной части текста, в котором:

1) осмысляется, уточняется или переформулируется тема, названная в заголовке текста;

2) опреДеляется преДмет или аспект обсужДения темы;

3) устанавливаются проблемы, которые составляют соДержание и объем темы.

Функции текстовых зачинов В литературе отмечаются следующие функции зачинов:

1. Фоновая (или релятивная) функция, характеризующая зачины:

• создающие баланс общих (у автора и его читателей) знаний о сфере, предмете и аспектах обсуждения темы;

• дающие представление об известном и общепринятом, о спорном или неизвестном в сфере обсуждения и на этой основе подводящие к предмету речи;

• констатирующие те или иные факты, явления или тенденции с последующим выделением предмета речи.

2. Констатирующая функция - функция, служащая констатации фактов, которые

определили оценки и интерпретационные версии того или иного художественного

произведения.

3. Функция создания текстового ожидания (т.н. катафорическая функция)

4. Функция создания эмоционального настроя у читателя или слушателя;

5. Проспективная функция, характеризующая зачины, упреждающие основную часть текста характеристикой порядка обсуждения проблем, составляющих содержание и объем темы текста.

Использованная литература

Мещеряков В.Н., Пронина А.А. Лингвистический материал текста: материалы курса для студентов-заочников филологических и журналистских отделений. Часть 1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. - 296с.

Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: Тк Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 440с.

I Вопросы для самопроверки

Каковы основные текстовые категории?

Почему абзац является важным элементом структуры текста? Какие виды зачинов можно выделить?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составьте развернутый план по тексту теоретического материала.

ТЕСТЫ

Тест 1. Прочитайте абзац и определите способ его распространения:

"Заслугой студента А.Шахматова русская наука о языке считает не только блестящий анализ новгородских материалов, но и первую публикацию найденных им в Архиве Министерства иностранных дел двадцати грамот. Более того, им предпринимается тщательное

сличение с оригиналами всех хранящихся в архиве и изданных еще в 1813 году грамот, и

начинающему ученому удается внести в эти публикации немало ценных уточнений, снабдить свои поправки палеографическим описанием и лингвистическими примечаниями" (По

В.Макарову).

a) усиление темы абзаца;

b) подтверждение темы абзаца;

c) дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении;

d) детализация.

Тест 2. Прочитайте абзац и определите способ его распространения:

" В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, стоя у доски во время лекций и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки- студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр" (По Н.Волкову).

a) формулирование вывода;

b) приведение примеров;

c) дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении;

d) детализация.

Тест 3. Какой порядок предложений будет правильным для получения правильно построенного абзаца?

Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать.2) Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. 3) Некому в пояс кланяться. 4)Нечего буржуинов бояться. 5)Живи да работай - хорошая жизнь. 6) Хорошо! (А.Гайдар. Военная тайна).

a) 1, 2, 3, 4, 5, 6.

b) 6, 1, 4, 3, 2, 5.

c) 6, 2, 1, 4, 3, 5.

d) 5, 2, 1, 3, 4, 6.

Тест 4. Если абзац начинается со следующего предложения, какой способ его распространения предполагается: Это был чудесный день.

a) приведение примеров.

b) детализация.

c) определение.

d) сопоставление или противопоставление.

Тест 5. Какой порядок предложений будет правильным для получения правильно построенного абзаца?

И казалось, что конца-краю этим фронтам и бандам нет и не будет. 2) Стрелки сбиты, крестовины повынуты, сзади путь разобран и мостик сожжен. 3) Впереди где-то фронт, и с боков фронты, а кругом банды. 4) На полустанке ни души; кругом лес. 5) Помню я как-то... 6) Вечер.. 7) Въехали мы на какой-то полустанок. (А.Родимцев. Машенька из Мышеловки).

a) 5, 6, 7, 2, 3, 1, 4.

b) 6, 5, 7, 4, 2, 3, 1.

c) 5, 6, 7, 4, 3, 1, 2.

d) 5, 6, 7, 4, 2, 3, 1.

Тест 6. Если абзац начинается со следующего предложения, какой способ его распространения предполагается:

Теперь разрешите, прежде чем мы перейдем к дальнейшему вопросу, разъяснить, что мы понимаем под термином "демократическое государство".

a) предположение.

b) подтверждение главной мысли абзаца.

c) вопросно-ответный способ.

d) определение понятия, введенного тематическим предложением.

Тест 7. К какому типу абзацев по функции относится следующий:

"Из сказанного вытекает, что однородность хода времени можно проверять по тому, насколько точно выполняется закон сохранения энергии" (Пути в незнаемое).

a) констатирующий.

b) суммирующий.

c) связочный.

d) подводящий к новой теме.

Тест 9. К какому типу абзацев по функции относится следующий:

" А это и был особый знак, на котором пробовал сейчас писать Джордж Буль. И если бы посторонний заглянул в тот момент к нему в книжку, она наверняка показалась бы ему сплошной сеткой иероглифов, - зашифрованные письмена. Так что лучше уже сразу сказать, что подразумевал Джордж Буль своими буковками и значками" (Пути в незнаемое).

a) констатирующий.

b) суммирующий.

c) связочный.

d) подводящий к новой теме.

Тест 9. К какому типу абзацев по функции относится следующий:

"Пусть символ единицы означает весь мир или всякий мыслимый класс предметов, которые

действительно существуют: Х, У... - члены разных классов или понятий. Скажем, Х - класс людей, У - класс смертных. Тогда предложение "Все люди смертны" можно выразить как Х=У." (Пути в незнаемое).

a) констатирующий.

b) суммирующий.

c) связочный.

d) подводящий к новой теме.

Тест 10. Какое из предложений абзаца будет тематическим (требующим расширения)?

"1) Под действием процессов, происходящих в глубинах земной коры, осадочные и магнитные породы испытывают сильное нагревание и сжатие. 2) В результате этого они изменяются и приобретают новые свойства. 3) Например, известняк превращается в кристаллическую породу - мрамор, песчаник - в кварцит, гранит - в гнейс. 4) Горные породы, претерпевшие изменения на глубине, называют метаморфическими."

a) 2.

b) 3.

c) 4

d) 1.

Тест 11. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования:

"Современное состояние науки позволяет ученым мечтать о решении такой сложнейшей проблемы, как моделирование человеческого мозга. Об этом много говорят и пишут. Однако насколько реально это сейчас и насколько необходимо?" (Эврика-79).

a) сопоставление.

b) кульминация.

c) парадокс.

d) подведение к вопросу.

Тест 12. Ключевыми в следующем абзаце являются слова:

"В спорте, как ни в какой области человеческой деятельности, всегда точно, четко решается вопрос: кто победил, кто потерпел поражение. Здесь есть критерии. Именно в спорте люди учатся уважать бесспорную истину, честную борьбу. Победа в спорте - результат очевидной истины". (Ю. Алянский).

a) спорт, вопрос, победа, поражение.

b) область деятельности, критерии, истина, борьба.

c) точно, критерии, бесспорная истина, победа.

d) спорт, вопрос, честная борьба, очевидная истина.

Тест 13. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования:

"В последние годы ученые и инженеры пытаются решить проблему перевода автомобильного транспорта на новый вид энергии путем замены двигателя внутреннего сгорания электродвигателем с химическими источниками тока. Чем объяснить интерес научной общественности к электромобилям? В чем трудности их создания? Какие перспективы сулит новый двигатель?" (Эврика-79).

a) сопоставление.

b) кульминация.

c) парадокс.

d) подведение к вопросу.

Тест 14. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования:

"Разумная жизнь в далеких мирах. Одно только установление существования внеземной цивилизации будет величайшим открытием, обещающим немыслимые блага. Тема космических братьев по разуму не сходит со страниц научных и научно-популярных изданий вот уже более пятидесяти лет. Чем вызван этот интерес землян к..? И так ли уж ..? рассмотрим ряд вариантов этой возможной ситуации.". (Эврика-87).

a) сопоставление.

b) кульминация.

c) призыв представить что-либо.

d) подведение к вопросу.

Тест 15. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования:

"Дует легкий ветерок. Стелется, гнется ковыль. не оторвать взгляда. Эх, уйти бы за седым ковылем далеко-далеко по необозримой степи. Здесь так хорошо! И грустно." Эти строки - начало одного из рассказов новой книги татарского писателя Амирхана Енакиева. Уроженец Башкирии, выросший.., писатель рассказывает о .".

a) цитата.

b) кульминация.

c) парадокс.

d) подведение к вопросу.

<< | >>
Источник: О.Г.Каменская, Р.А.Кан, Е.Т.Стрекалова, М.Н.Запорожец. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Учебное пособие для студентов. Тольятти 2005. 2005

Еще по теме Тема №11. Текст. Понятие о тексте. Способы построения текста:

  1. СИСТЕМА СТРАТЕГИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
  2. Некоторые вопросы структурного изучения текста
  3. Структурно-стилистическая организация текстов (на примере речевого жанра «беседа»)
  4. ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА И ПРАВИЛЬНОСТИ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  5. Тема 3. ПРИЕМЫ (СПОСОБЫ) ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
  6. Правила построения текста индивидуального правоприменительного акта
  7. 1.1. Понятие «педагогический дискурс» в научной литературе
  8. 3.7. Поликодовые тексты в учебно-педагогическом дискурсе
  9. Идеал достоверности и личная история в текстахДекарта
  10. Текст или «система»?
  11. Тема 2. Исторические типы философии
  12. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века
  13. Концептуализация предлогов в философском и поэтическом тексте