<<
>>

Какова методика борьбы с национализмом — отравлен-ным оружием «психологической войны» против социа-лизма?

Прежде всего надо раскрыть людям хитрую механику этой идеологической диверсии, заключающейся в том, чтобы незаметно подменить естественные национальные чувства националистическими, то есть вызвать недоверие, а то и враждебное отношение к другим народам, поссорить их между собой; неоправданно идеализировать феодальное или буржуазное прошлое той или иной национальности; противопоставить интернационализм патриотизму; извратить ленинские принципы решения национального вопроса, снизить их привлекательность за рубежом.
Подрывные цели спекуляций на национальных проблемах во все времена заключались в разжигании национальной розни, разобщении трудящихся согласно испытанному «принципу» эксплуататоров и колонизаторов: «разделяй и властвуй».

К национализму, попыткам разжигать недоверие между народами нашей страны империализм прибегал регулярно, особенно в сложные периоды истории: после победы Октября, во время Великой Отечественной войны, в первые послевоенные годы. Большое внимание этому уделяется и в настоящее время. Ныне империалисты никак не желают признавать, что национальный вопрос, оставшийся от прошлого, в Советском Союзе успешно решеп. У нас, как отмечалось на XXVII съезде КПСС, «раз и на-всегда уничтожены национальный гнет п национальное не-равноправие во всех формах и проявлениях. Утвердились, вошли в сознание десятков миллионов людей нерушимая дружба народов, уважение к национальной культуре и национальному достоинству всех народов. Советский народ выступает как качественно новая социальная и интернациональная общность, спаянная единством экономических интересов, идеологии и политических целей» К Понимая это, наши враги за последпее время усилили антисоветские спекуляции на национальном вопросе, абсо-лютизируя, раздувая этнические факторы в жизни общества, противопоставляя их социально-экономическим, классовым. Провозглашая наличие неких мистических, неистребимых начал в национальном сознании, онп делают вывод, что национальная проблема в Советском Союзе столь жо остра, как и па Западе.

Твердят о некоем «конфликте» между социалистическими нациями, о «национальном» ренессансе, который якобы охватил нашу страну в качестве «протеста» против «патологического национализма русских», стремятся подорвать дружбу народов, являющуюся источником силы Советского государства.

Антисоветчики утверждают, что воспитание советских людей в духе социалистического интернационализма и советского патриотизма якобы означает привитие «национального нигилизма» и даже отход от принципа самоопределения наций. Опровергая эту злобную клевету, надо прежде всего подчеркнуть, что интернационализм и патриотизм внутренне присущи рабочему классу, а также всем трудящимся Советского Союза, которые, восприняв пролетарскую идеологию, образовали новую историческую общность людей — советский народ. Буржуазные советологи не хотят видеть и диалектическое единство двух тенденций в нашей стране: развитие национального самосознания, с одной стороны, и сближение наций, интернационализация— с другой. Что же касается советского патриотизма, то он является воплощением диалектического взаимодействия национального и интернационального в сознании советских людей, органически сочетающих любовь к Отечеству, преданность социализму, верность интернационалистским идеалам.

Идеологический противник ратует за изжившие себя формы культуры и быта под флагом «сбережения национальных традиций», изо всех сил пытается отыскать случаи идеализации патриархальщины, устаревших нравов, обычаев и обрядов. Поэтому лучшее средство борьбы с такими явлениями — развитие социалистической по содержанию, многообразной по национальным формам, интернационалистской по духу единой культуры советского народа на базе лучших достижений и самобытных прогрессивных традиций народов СССР, а также популяризация и закрепление социалистической обрядности, которая выполняет идеологически-мировоззренческую, политическую, нравственную, эстетическую, правовую функции, пропа-гандирует советский образ жизни, революционные, боевые, трудовые традиции нашего народа.

Предметом спекуляций - зарубежных радиоголосов порой становятся произведения наших авторов, как подлинно патриотические, так и те, которые грешат неоправданной идеализацией прошлого из-за несоблюдения принципов партийности, классовости, историзма.

«Мы обоснованно гордимся достижениями советской многонациональной социалистической культуры,— говорил на XXVII съезде КПСС М. С. Горбачев.—Вбирая в себя богатство нацио-нальных форм и красок, она становится уникальным явле-нием в мировой культуре. Но важпо, чтобы здоровый интерес ко всему ценному, что есть в каждой национальной культуре, не вырождался в попытки отгородиться от объективного процесса взаимодействия и сближения национальных культур. Это надо иметь в виду и тогда, когда под видом национальной самобытности в некоторых произведениях литературы и искусства, научных трудах предпринимаются попытки представить в идиллических тоыах реакционно-националистические и религиозные пережитки, противоречащие нашей идеологии, социалистическому об-разу жизни, научному мировоззрению» !.

Наши идеологические враги стараются спекулировать и на рецидивах национальной обособленности, кичливости, неуважительного отношения к другим нациям и народно-стям. В этой связи надо стремиться к тому, чтобы каждому советскому человеку были присущи чувства дружбы и братства, объединяющие все нации и народности СССР, высокая культура межнационального общения, нетерпи-мость к проявлениям национализма и шовинизма, нацио-нальной ограниченности и национального эгоизма, к обы-чаям и нравам, мешающим коммунистическому обновлению жизни. Как сказано в новой редакции Программы КПСС, «необходимо последовательно углублять разделение труда между республиками, выравнивать условия хозяйствования, поощрять активное участие республик в экономическом освоении новых районов, развивать межреспубликанский обмен кадрами рабочих и специалистов, расширять и улучшать подготовку квалифицированных работников из граждан всех проживающих в республиках наций и народностей» .

Излюбленный прием фальсификаторов — распространение лжи о «русификации» населения союзных и автономных республик, а также попытка извратить, исказить достижения новой, социалистической культуры народов СССР, представить ее как явление, навязанное русскими, чуждое национальному духу, традициям этих народов. Подобным инсинуациям пропагандист, с учетом местной специфики, опыта своего трудового коллектива, должен противопоставить богатый фактический материал, свидетельствующий о всестороннем развитии культуры любой нации и народности, социалистической по содержанию п национальной по форме.

Среди «доказательств» принудительной «русификации» антисоветчики обычно приводят цифры о растущей численности владеющих русским языком среди советских людей нерусской национальности. Но можно спросить: если бы у нас проводилась политика «русификации», то зачем для десятков наций и народностей создавать письменность, котбрую они раньше не имели? Почему расширяется обучение детей на национальных языках? Советские писатели творят ныне на 77 языках, хотя в прошлом писали на 14. И еще, в нашей стране живут более ста наций и народностей, надо же иметь язык для общения между ними. На каком языке общаться? Не импортировать же для этой цели английский пли французский. У нас и в дальнейшем будет обеспечиваться свободное развитие и равноправное использование всеми гражданами СССР родных языков. Вместе с тем овладение, наряду с языком своей национальности, русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения, расширяет доступ к достижениям науки, техники, отечественной и мировой культуры. Понятна его роль и в дальнейшем укреплении наших Вооруженных Сил.

Западные голоса толкуют об уменьшении процента коренного паселения в национальных советских республиках как якобы показателе «русификации». Например, в Литве проживает 80 процентов литовцев. Но заглянем в довоенные справочники, и суть враждебной инсинуации становится ясной: тогда литовцы составляли 71,3 процента населення. Так что не уменьшение произошло, а, наоборот, рост.

Яркая иллюстрация торжества ленинской национальной политики — судьба трактористки из Казахстана Н. В. Геллерт, немки по национальности, вторичпо избранной депутатом Верховного Совета СССР и делегатом

XXVII съезда КПСС. «Семья моя большая и многонациональная,— говорила в своем выступлении на съезде II. В. Геллерт,— муж — казах, в доме говорим на трех языках — русском, казахском, немецком. И таких семей у нас пемало. Живем и трудимся мы на обновленной казахстанской земле дружно. Целину по зову партии осваивали представители всех братских республик и областей страны» .

Организуя идеологические диверсии против стран социализма, толкуя о «национальном неравенстве» в Советском Союзе, апологеты империализма фактически сваливают с «больной головы на здоровую»: многочисленные национальные конфликты и неразрешимые противоречия обостряют обстановку в самих странах капитала. Проповедь антикоммунизма все чаще сливается там с проповедью шовинизма и расизма. Все вместе нацелено на идеологическую обработку обывателя. Буржуазная пропаганда исподволь разжигает у людей низменные чувства, воспитывает «интуитивную» расовую и национальную неприязнь. В США 40 миллионов представителей национальных меньшинств подвергаются гонениям и дискриминации. Незаконное тюремное заключение индейского лидера JI. Пелтиера, «филадельфийское сожжение» негров — яркие тому примеры. В ЮАР под прикрытием империалистических держав проводится политика расизма и апартеида. Британ-ский империализм подавляет свободу народа в Северной Ирландии, а в самой британской метрополии выходцев из бывших колоний загоняют в гетто. Процесс «геттоизации» иммигрантов — иностранных рабочих усиленно развивается и в других странах Западной Европы .

В последние годы идеологические диверсанты все настойчивее пытаются вбить клин между социалистическими страпами, а также между коммунистическими и рабочими партиями во всем мире. Этим целям служат, в частности, ежегодно проводимые в США так называемые «недели порабощенных стран», сборища профессиональных антикоммунистов и отщепенцев. Щедрая поддержка оказывается националистическому отребью в эмиграции, которое все чаще переходит к политике блокирования под флагом огол-телого антисоветизма. Так, зарубежные «борцы» за «само-стийность» Украины блокируются сегодня с прибалтийски-ми националистами-эмигрантами, сионистами, армянскими дашнаками *.

Однако, сколь хитроумными ни были бы приемы идеологического противника, представители любой советской национальности должны ясно понимать: «трогательная забота» о них во всех случаях есть лишь замаскированный обман, прикрытие идеологической диверсии против каждой союзной и автономной республики, против Советского Союза в целом.

<< | >>
Источник: Кейзеров Н. М., Ножин Е. А.. Идеологическая борьба: Вопросы и ответы.— М.: Политиздат, 1987,— 256 с.. 1987

Еще по теме Какова методика борьбы с национализмом — отравлен-ным оружием «психологической войны» против социа-лизма?:

  1. Глава V«РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  2. Глава 3. Европа и славянский мир
  3. § 2. МЕРЫ БОРЬБЫ С СОВРЕМЕННЫМ БАНДИТИЗМОМ
  4. Что можно сказать о роли критики и самокритики в совершенствовании социалистического образа жплш?
  5. В литературе по проблемам идеологической борьбы встречается термин «лингвистическое оружие». Что это за оружие?
  6. Какова методика борьбы с национализмом — отравлен-ным оружием «психологической войны» против социа-лизма?
  7. Что такое идеологический иммунитет? Как он формируется?
  8. Введение
  9. Аппарат идеологических диверсий
  10. СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ЦЕРКВИ НА СЛУЖБЕ МИЛИТАРИЗМА
  11. БУРЖУАЗНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ НА СЛУЖБЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛА
  12. Ислам и национализм
  13. ПИСЬМ
  14. Космополитизм и антикосмополитизм: противостояние и борьба