<<
>>

Г лаваI. ПРОГРЕССИВНАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕЧАТЬ О СОВЕТСКОЙ МОЛДАВИИ


История нашей страны, народов СССР, в том числе молдавского, всегда вызывала широкий интерес прогрессивной зарубежной общественности. И это закономерно, так как человечество не может не учитывать опыт первого в мире социалистического государства в строительстве нового, социалистического общества.

Начиная с 1917 г. за рубежом увидели свет тысячи статей, сообщений, высказываний и другого рода материалов, в которых освещались героическая борьба трудящихся масс России за осуществление Октябрьской революции, установление Советской власти в центре и национальных окраинах, в том числе в Молдавии, сопротивление, оказанное интервентам.
На страницах прогрессивных органов печати Франции, Англии, Италии, США и других стран сообщалось о победе революции и установлении власти Советов в России. Передовые люди мира были полностью на стороне революционного народа Советской России; солидаризировались с борьбой российского пролетариата против тирании и эксплуатации, за свободу и мир на земле. «Нет сегодня на земле страны, которая бы более страстно боролась за идею братства людей, чем Россия, восставшая против привилегий и эксплуататоров», — писала 1 августа 1918 г. американская газета «Нью-Йорк ивнинг кол»1.
Объективная оценка истории СССР и социалистического строительства нашла широкое отражение в прогрессивной американской литературе, например и книгах «Первые 50 лет», «Влияние Ленина на Соединенные Штаты», «Семья народов»2.
За 60-летний период успешного развития Советской Молдавии в братской семье народов СССР в зарубежной прогрессивной печати, по неполным данным, было опубликовано более 5 тыс. статей, материалов, высказываний, оценок, откликов зарубежных политических деятелей, участников международного коммунистического и рабочего движения, деятелей науки, культуры — людей самых различных профессий, социального положения, политических взглядов и убеждений. Однако всех их объединяет стремление объективно оценить жизнь молдавского народа, его революционную борьбу и успехи в строительстве нового общества.
Как известно, воспользовавшись слабостью молодой Советской республики, войска королевской Румынии при поддержке международного империализма, прежде всего Англии и Франции, захватили часть Советской Молдавии — Бессарабию. 27 марта (9 апреля) 1918 г. «Сфатул цэрий» под дулами румынских пулеметов проголосовал за так называемое «присоединение» Бессарабии к Румынии.
Незаконность решения «Сфатул цэрий» была настолько очевидной, что об этом не могла умолчать даже буржуазная печать. Так, французский «Журнал о России» писал 9 мая 1918 г: «Румыния аннексировала Бессарабию... Румынские солдаты присутствовали при голосовании и угрожали штыками тем, кто протестовал»3.
Обращаясь к событиям 1918 г. и роли контрреволюционного «Сфатул цэрий» в аннексии Бессарабии, американский журналист Вильям Максвелл отмечал, что «Сфатул цэрий» — это «опереточный парламент, созданный из представителей организаций, существующих только на бумаге». «Эта клика румынских агентов и местных контрреволюционеров,— писал В. Максвелл, — начала свою деятельность с провозглашения Молдавской Республики как части Российской Демократической Республики, а затем пригласила румынскую армию»4.
Главной целью империалистических замыслов Румынии, действовавшей по указке Антанты, было подавление революции и «поддержка белогвардейских генералов Каледина и Краснова»5. Разоблачая дипломатические ухищрения западных держав и королевской Румынии в вопросе о захвате Бессарабии в 1918 г., В. Максвелл подчеркивает, что, «воспользовавшись временным отступлением советских войск перед наступлением австро-немецких войск на Украину», Румыния нарушила подписанное ею соглашение от 5 марта 1918 г. о выводе войск с территории Бессарабии в течение двух месяцев. Ее заботой было «организовать процедуру узаконения своего захвата Бессарабии». «Сочетание террора и подкупа было использовано с целью вымогательства у никого не представляющего «Сфатул цэрий» объединения с Румынией на основе автономии Бессарабии»6. А 26 ноября 1918 г. в «Сфатул цэрий» «была разыграна пародия на голосование за полный союз Бессарабии с Румынией без всякой автономии»7.
Прогрессивная печать выступила с осуждением империалистической политики Англии, Франции, Италии, подписавших так называемый Парижский протокол, в соответствии с которым они пытались «узаконить» аннексию Бессарабии Румынией. Так, «Юманите» писала 29 октября 1920 г., что «передача Бессарабии Румынии была совершена против воли народов, населяющих эту провинцию, желаниями которых никогда никто совершенно не интересовался»8.
Зарубежная прогрессивная печать отмечала, что население Бессарабии оказывало сопротивление захватчикам. «Быстрое наступление частей Красной Армии... а также выступление местного населения, желающего сохранить земли, полученные при разделе земельных владений, оказывали сопротивление румынской оккупации, установленной с помощью кровавого террора»9.
Признания захватнического характера оккупации Бессарабии королевской Румынией в 1918 г. можно встретить на страницах других прогрессивных газет и журналов. Только за 1918—1940 гг., по неполным данным, более 40 органов прогрессивной зарубежной печати, в том числе «Юманите», «Ля ви увриер», «Унита», «Руде право», «Роте фане», «Федерасьон Балканик», «Драпо руж», «Дейли уоркер», «Интернационале пресе-корреспонденц», «Трибуна», «Уоркер уикли», «Лейбор дефендер» и многие другие10, постоянно выступали с разоблачением эксплуататорской, террористической политики, проводимой в крае королевской Румынией.
Прогрессивная печать явилась пропагандистом, агитатором и организатором международной солидарности с борьбой трудящихся края за воссоединение с Советской Родиной. 8 июля 1922 г. газета «Руде право», сообщая о бесчинствах оккупантов в Бессарабии, призывала мировую общественность выступить против белого террора в крае. «Несмотря на провозглашенную амнистию, преследования продолжаются, и тюрьмы заполняются рабочими. В течение нескольких месяцев было убито много выдающихся борцов рабочего класса... Общественное мнение Бессарабии сильно возбуждено. Бессарабские студенты протестуют против политических убийств... Вместо того, чтобы освободить политических заключенных, их отвозят в отдаленные места, где безнаказанно убивают полицейские агенты на глазах у всей „демократической Европы4*»11.
Отмечая тяжелое положение трудящихся оккупированной Бессарабии, бельгийская газета «Драпо руж» (№ 200, 25 августа 1925 г.), освещавшая процесс над участниками Татарбунарского восстания, писала, что «после оккупации румынские власти первым делом вернули помещикам крестьянские земли. Уже одного этого было бы достаточно для того, чтобы вызвать восстание. Но это мероприятие оказалось только первым актом режима террора, который вскоре превратил Бессарабию в настоящий ад...»12 «Положение трудящихся масс в Бессарабии непрерывно ухудшается под влияием кризиса и бесхозяйственности румынских оккупантов. 70 процентов бессарабских рабочих не имеют работы. Крестьянские массы голодают... Только в 1928 году, согласно официальной правительственной статистике, от голода страдало 400 тыс. крестьян...»13
«Румынская оккупация, — подчеривал американский журнал «Совьет Раша тудэй», — привела к экономической катастрофе». Бессарабия «была отрезана от ее крупнейшего рынка — России и связей с Одессой, которая служила транзитным пунктам для ее торговли с другими странами, ее экспорт зерном и фруктами сократился. Железнодорожная сеть, соединявшая ее с Россией, была почти без движения. На Днестре, где раньше наблюдалось оживленное движение, пристани пришли в упадок. Население превратилось в дешевую рабочую силу для Румынии»14. Весьма существенной была разница в выделении экономических средств для оккупированных Бессарабии и Северной Буковины. По данным этого же журнала, «из общего числа 42 биллионов леев, вложенных в румынскую промышленность, только 1,7 биллиона леев было вложено в Бессарабии и Северной Буковине; из 260 тыс. промышленных рабочих Румынии только 18 тыс. были в этих районах; из 580 тыс. л. с. всех вырабатываемых в Румынии мощностей только 35 тыс. приходилось на Бессарабию и Северную Буковину; и только каждый тридцатый автомобиль в стране можно было обнаружить там»15.
Большое внимание прогрессивная печать уделяла разоблачению белого террора в Бессарабии, освещая борьбу за освобождение из тюрем политзаключенных, революционное движение в крае, а также наиболее значительные выступления трудящихся Франции, Англии, Германии, Италии в поддержку революционных сил Бессарабии, борющихся против оккупационного режима. На страницах многих прогрессивных газет публиковались сообщения о голоде в Бессарабии, об обнищании рабочих и крестьян края, антисоветских провокациях империалистов в Бессарабии, борьбе Советского Союза за мирное решение бессарабского вопроса в 1918—1940 гг.16
Трудящиеся Бессарабии связывали свои надежды на свободу и благосостояние с Советским Союзом. Они поднимались на борьбу за свое социальное и национальное освобождение против оккупационного режима, что также находило отражение в материалах зарубежной прогрессивной печати.
«Среди наиболее значительных восстаний, — отмечает В. Максвелл, — были: Хотинское 1919 года и Татарбу- нарское 1924 года. За первые десять лет оккупации число убитых достигло 30 тыс. Провинция Бессарабия держалась на осадном положении. Юридическая история этого периода состоит из однообразного процесса массовых судилищ с обвиняемыми в группах от 3 до 500 человек... Наряду с обычной репрессией существовала эксплуатация путем взимания налогов и преследования. За первые 10 лет оккупации более чем 300 тыс. человек покинули Бессарабию, массовая эмиграция продолжалась и в последующие годы»17.
Материалы печати 30—40-х гг. дают прямой и убедительный отпор тем буржуазным ученым, которые стремятся ныне обелить оккупационный режим в Бессарабии в 1918—1940 гг. «На протяжении долгого времени Бессарабия — так назывался этот район раньше, — пишет корреспондент канадской газеты «Канадиэн трибюн» Берт Уайт, — была одним из самых отсталых районов в Европе. Она занимала первое место по заболеваемости туберкулезом и последнее по употреблению мыла. Почти 80% женщин и 70% мужчин были неграмотными; «грамотными» чаще всего назывались люди, прозанимавшиеся только один год и умевшие расписаться»18.
Как отмечает французский журналист Жан Гакон, «периодические восстания рабочих в Хотине, Бендерах и Татарбунарах, которые были жестоко подавлены, являются доказательством тому, что монархия Гогенцоллернов и Зигмарингенов не была идеальным опекуном трудящихся», период нахождения Бессарабии в составе королевской Румынии «оставил горькие воспоминания о нищете, вызвавшей потоки эмиграции, особенно после кризиса начала 30-х годов, после закрытия предприятий, переведенных в Валахию (т. е. Румынию. — Лвг.)»19.
Огромным событием в истории молдавского народа явилось освобождение Бессарабии в июне 1940 г. и воссоединение ее с Советской Родиной. Такие газеты, как «Дейли уоркер», «Юманите», и другие приветствовали торжество исторической справедливости. «В своих договорах с Румынией Советское правительство, — писал «Совьет Раша тудэй» в июле 1940 г., — никогда не признавало захвата Бессарабии»20. С другой стороны, румынская буржуазия «делала все возможное для искоренения большинства украинского населения Бессарабии и поощрения политики «недоверия и вражды к великому соседнему государству»21, т. е. к Советскому Союзу.
Освобождение Бессарабии в 1940 г. явилось закономерным результатом последовательной борьбы трудящихся края и Советского правительства против империалистической политики королевской Румынии и ее западных покровителей, за воссоединение края с Советской Родиной. Зарубежная пресса этого периода «отражает принципиальные позиции коммунистов в бессарабском вопросе, их авангардную роль в движении солидарности с трудящимися Бессарабии»22. В ней публиковались важнейшие документы солидарности, обращения, послания, письма, отчеты о митингах и собраниях, их резолюции в поддержку борьбы трудящихся края за свое социальное и национальное освобождение.
Прогрессивные зарубежные издания сообщали, что алые знамена реяли над селами и городами Бессарабии уже тогда, когда румынские войска поспешно уходили за Прут. Местные жители приветствовали приближавшуюся Красную Армию. Рабочие и крестьяне принимали меры по борьбе с грабежами, разоружали подразделения румынских войск, пытавшихся вывезти награбленное. «В Бричанах, — писала 5 июля 1940 г. газета американских коммунистов «Дейли уоркер», — крестьяне разоружили целую румынскую роту солдат. Несколько солдат молдавского и украинского происхождения отказались ехать в Румынию и заявили, что останутся в Бессарабии»23. В эти же дни «Юманите» сообщала, что «Бессарабия, освобожденная от ига румынских бояр, встречает солдат Красной Армии как дорогих друзей. Повсюду видны веселые, улыбающиеся лица, тротуары полны народа, слышны возгласы: «Здравствуй, товарищ!». На улицах и на площадях возникают митинги»24.
«В каждом городе и в каждой деревне Советской Молдавии люди сегодня, — писала 2 июля 1940 г. «Дейли уоркер» (№ 158), — празднуют освобождение своих братьев, находящихся в Бессарабии и Буковине, от которых они были отрезаны на протяжении 22 лет силами капитализма». И далее отмечалось: «Рабочие и колхозники Молдавии принимают на митингах резолюции, в которых выражают свою солидарность с освобожденными народами Бессарабии и Буковины и шлют им горячие братские приветствия»25.
Большое внимание прогрессивная печать уделяла решениям VII сессии Верховного Совета СССР об образовании союзной Молдавской ССР. Газета «Юманите» 9 августа 1940 г. отмечала, что «Верховный Совет единогласно и с огромным воодушевлением принял решение о создании союзной Молдавской республики и о принятии Прибалтийских стран в состав Советского Союза»26.
Аргентинский журналист, коммунист Педро Тадиоли в своей книге «Молдавия глазами аргентинцев», вышедшей в Буэнос-Айресе в 1978 г., пишет об этой исторической дате: «2 августа 1940 г., согласно воле героического молдавского народа, изгнавшего захватчиков, VII сессия Верховного Совета СССР одобрила закон о создании Молдавской Советской Социалистической Республики. В феврале 1941 г. первая сессия Верховного Совета Молдавии одобрила Конституцию Молдавской Советской Социалистической Республики»27.
Оценивая историческую важность мирного решения бессарабского вопроса, китайская газета «Шеньчжоу жи бао» подчеркивала, что Советский Союз доказал на деле возможность мирного решения спорных вопросов. «Для решения спорных вопросов между государствами, — писала эта газета, — вовсе нет необходимости прибегать к войне... С точки зрения обеспечения мира путь, найденный Советским Союзом, является наиболее благоприятным, так как он избавляет народы от бедствий войны»28.
Ликвидация оккупационного режима и буржуазно-помещичьего строя в июне 1940 г. и восстановление Советской власти в Бессарабии коренным образом изменили жизнь в крае. В освобожденных районах начали осуществляться коренные социально-экономические преобразования, что нашло широкий отклик в зарубежной прессе.
На страницах прогрессивной печати освещался ход осуществления революционных преобразований в Советской Молдавии в тот период. «В соответствии с советскими законами, — писала 13 июля 1940 г. «Юманите», — земля распределяется между крестьянами, которые имели мало земли или совсем ее не имели. Крестьяне приходят к зданию сельсовета. Их мечта осуществилась, для них начинается новая жизнь благодаря Советскому Союзу, созданному Лениным»29. «Дейли уоркер» 17 августа 1940 г. опубликовала текст декрета Президиума Верховного Совета СССР о введении на территории Бессарабии законов СССР об отмене частной собственности, о национализации земли и других мерах, направленных на восстановление и укрепление Советской власти в крае. «Согласно этим законам, — сообщала газета, — вся земля в Бессарабии, все полезные ископаемые, леса, воды становятся собственностью государства, т. е. собственностью народа»30.
Этот небольшой промежуток времени, пишет П. Та- диоли, «характеризуется необыкновенным подъемом в политической, экономической, общественной и культурной жизни республики»31.
Мирная жизнь молдавского народа, как и всех советских людей, была прервана вероломным нападением гитлеровской Германии и ее сателлитов, в том числе королевской Румынии.
В годы Великой Отечественной войны молдавский народ плечом к плечу с представителями братских республик мужественно сражался за освобождение Советской страны.
Зарубежные авторы отмечают, что «вероломное и бандитское нападение фашистской Германии прервало счастливую жизнь молдавского народа»32. МССР «была оккупирована румынами и немцами во время второй мировой войны, четыре пятых ее городов и сел были разрушены»33.
Отмечая активное участие молдавского народа в борьбе против фашизма, органы печати сообщали: «Партизаны в оккупированной немцами Молдавии взрывали мосты, склады с боеприпасами, рельсы. Советские солдаты-молдаване храбро сражались в Белоруссии, иа Украине и в Российской советской республике»34.
Сражаясь в рядах Красной Армии и партизанских отрядах, молдавский народ вписал еще одну героическую страницу в свою историю. П. Тадиоли подчеркивает: «Наконец, в 1944 году... край был освобожден от захватчиков. 85 тыс. солдат и офицеров, партизан и партизанок были награждены орденами и медалями. 16 из них удостоены звания Героя Советского Союза[*]. Так же как и другие районы СССР, оккупированные немецкими захватчиками,
Молдавия перенесла... страдания и понесла огромный экономический ущерб». «Материальный убыток, причиненный оккупацией, исчисляется в 11 млрд. рублей. Это разру- щенные промышленность и сельское хозяйство, школы, театры, поликлиники, тысячи погибших...»35
Послевоенный период в истории Советской Молдавии и республиканской партийной организации освещается в зарубежной прогрессивной печати как героический этап, как часть «советского чуда». Рабочие, крестьяне, ученые, сыновья героев Великой Отечественной войны при помощи всего советского народа в невероятно короткий срок восстановили свою экономику. «Молдавия, — пишет П. Та- диоли, — подлинное свидетельство тому, что советские люди достигли огромных успехов в создании социалистической экономики. Ее заводы, электростанции, больницы, школы являются доказательством советского «чуда», которое нарушает привычные нормы, указывает на его источник, заключающийся в совокупности Советской власти, социализма, КПСС и народа, уверенного в своей судьбе, не боящегося за свое будущее»36.
Многие прогрессивные органы информации, в том числе «Юманите», «Ругаландс авис», «Унита», «Канадиэн трибюн» и другие, освещали на своих страницах успехи и достижения МССР в области восстановления и развития народного хозяйства. Наибольший интерес представляют статьи и материалы, опубликованные в «Канадиэн трибюн», «Ругаландс авис», «Юманите», в книгах «Встреча с будущим» немецких журналистов, «Молдавия глазами аргентинцев» П. Тадиоли и др.
В 1969 г. в МССР побывала группа журналистов газеты «Нойес Дойчланд» из ГДР. На основе своих наблюдений они написали книгу «Встреча с будущим», изданную в том же году в Лейпциге. «В послевоенное время в Молдавской ССР, — отмечают немецкие журналисты,— возникло свыше 500 фабрик, среди них более 180 современных крупных предприятий и совершенно новых отраслей промышленности. Молдавия производит сегодня сложные машины и оборудование»37.
П. Тадиоли подчеркивает, что в МССР «промышленная продукция увеличилась по сравнению с 1941 годом в 21 раз... До Октябрьской революции производство электроэнергии практически не существовало. В настоящее время электростанции Молдавии вырабатывают более 8 млрд. киловатт-часов, машиностроение и обработка металлов возросла в республике более чем в 300 раз по сравнению с 1940 годом»38.
Итальянский журнал «Реальта советика» обращает внимание на тот факт, что после воссоединения молдавского народа с Советской Родиной в 1940 г. «Молдавская республика не только перевела свое сельское хозяйство на социалистические основы, «но также заложила фундамент современной индустрии, которая сегодня бурно развивается. За пятилетку 1971—1975 гг. прирост продукции, намеченный XXIV съездом КПСС, достигнет 56—59%. За предыдущие пять лет прирост продукции составил 60%»ЗР.
Такую же положительную и объективную оценку получило развитие промышленности в МССР на страницах других зарубежных печатных органов. Так, шведская газета «Ругаландс авис» отмечала, например, что «промышленность в республике быстро развивалась, и в процентном отношении прирост в промышленности МССР выше, чем в среднем по Советскому Союзу»40. Далее приводятся интересные данные об истории производства шелка в Молдавии, мощностях Бендерского шелкового комбината, о сотрудничестве с другими заводами и фабриками СССР. Шелковый комбинат в Бендерах, писала газета, «является одним из самых больших в Советском Союзе. Там работают 4800 человек. Длина всей материи, выработанной за год, могла бы опоясать весь земной шар по экватору»41.
Большой интерес представляет посвященный МССР раздел книги американского коммуниста Майка Дэвидоу «Города без кризисов», вышедшей в Нью-Йорке в 1976 г.42 В главе «Братская помощь Кишиневу» Майк Дэвидоу рассказывает о плане грандиозной реконструкции столицы Советской Молдавии. «Основной упор был сделан на застройку новых жилых кварталов, — пишет М. Дэвидоу. — В период с 1971 по 1975 гг. было введено в строй около 35 тыс. новых квартир вместе со школами, детскими садами и яслями, поликлиниками, магазинами. Новые микрорайоны были озеленены, что типично для Советского Союза. Недавно выстроенный Молдавский театр оперы и балета — гордость Кишинева»43.
В книге особое внимание уделяется братской помощи народов СССР, оказанной столице Советской Молдавии. М. Дэвидоу подчеркивает, что в разработке проектов гостиниц, новых кинотеатров, типографий, драматического театра и других зданий оказали помощь архитекторы Киева, Ленинграда, Тбилиси и других городов. «Молдавской республике была оказана конкретная всесторонняя помощь. Однако самым важным в этой помощи, — подчеркивает М. Дэвидоу, — является тот всепокоряющий дух, который вдохновлял жителей Кишинева на преобразование города. Десятки тысяч людей заявляли о своей готовности внести свой вклад в реконструкцию города, безвозмездно отработав 100 часов. Тысячи жителей принимали участие в субботниках и воскресниках»44.
Зарубежная печать отмечает высокий уровень прогресса в промышленности МССР, качество промышленных товаров, отвечающих уровню мировых образцов. Подчеркивается, что хорошая техническая оснащенность предприятий и культура производства дали возможность развивать экономическое сотрудничество с зарубежными странами, увеличивать количество промышленных товаров, предназначенных на экспорт. Промышленная и сельскохозяйственная продукция Молдавии экспортируется более чем в 60 стран мира.
Примечательны в этом плане и высказывания многочисленных зарубежных туристов из развитых капиталистических стран. Так, один из швейцарских туристов, почтовый служащий из Женевы Поль Эрман после посещения Выставки достижений народного хозяйства МССР подчеркнул, что для туристов из Швейцарии настоящим открытием стал раздел индустрии. «Мы познакомились,— пишет П. Эрман, — с интересными образцами точных приборов изделий электротехнической, пищевой и легкой промышленности, которые экспортируются во многие страны. Каждому ясно, что для преодоления былой отсталости, кроме огромных усилий самого молдавского народа, потребовалась помощь всей страны. Именно в этом мы видим преимущества социалистической системы»45.
«Знакомство с Молдавией позволяет сделать самые оптимистические выводы в отношении ее экономики»,— подчеркнул Ямато Иоита, ответственный секретарь Общества японо-советской дружбы. — Здесь отчетливо заметна общая тенденция к прогрессу, характерная для всего советского образа жизни»46.
Широкое освещение в зарубежной прогрессивной печати получили различные аспекты развития сельскохозяйственного производства в МССР, в частности история создания колхозов в МССР в 1948—1950 гг., их структура, современное состояние. Так, П. Тадиоли отмечает, что «сегодня сельскохозяйственное производство республики — это 450 крупных колхозов, 154 совхоза-завода, 94 специализированных совхоза, 342 предприятия-объединения сельскохозяйственного, аграрно-промышленного и научно-промышленного типа. Аграрно-промышленное интегрирование стерло границы между промышленностью и сельским хозяйством»47.
Многие зарубежные авторы, туристы, приезжающие в нашу республику, единодушно отмечают высокую культуру земледелия в современной Советской Молдавии. Так, профессор университета штата Мэриленд (США) Эрл Ньюсом заявил, что в Молдавии его и коллег «поразила красота ухоженных зеленых полей, большие массивы виноградников и садов»48.
Представитель промышленно-аграрного комплекса «Лу- догория» из Народной Республики Болгарии Штефан Житков, рассказывая корреспонденту «Советской Молдавии» о своих впечатлениях от знакомства с достопримечательностями Молдавии, отметил тщательную обработку полей, ухоженных виноградников, пальметтных садов, высокую культуру земледелия49.
Подчеркнув, что в Молдавии обрабатывается 90% полезных земель, П. Тадиоли отметил: «Это один из самых высоких показателей в стране»50. «Если вы взглянете на карту Молдавии, — пишет Берт Уайт, — то увидите, что своими очертаниями она напоминает большую гроздь винограда. Республика занимает первое место в СССР по выпуску виноградных вин... В 1945 году республика могла собрать лишь 15 тысяч тонн винограда. В этом году (1968 г. — Авт.) урожай достигнет 750 тысяч тонн. Перед войной здесь было 81 тысяча га фруктовых садов, а после войны — только 35 тысяч. Сейчас здесь садами занято 183 тысячи гектаров»51. Корреспондент газеты «Нойес Дойчланд» Вернер Голдштейн после посещения нашей республики подчеркнул, что Советская Молдавия — «страна виноградных лоз и белых городов, технического прогресса и высокого уровня образования, являет собою достижение Великого Октября»52.
Многие зарубежные журналисты, туристы, представители деловых кругов отмечают прежде всего успешное развитие виноградарства и садоводства в республике, высокую культуру земледелия. С восторгом пишут они об успехах виноградарей Советской Молдавии в послевоенный период, подчеркивают, что война разрушила более 220 тыс. гектаров виноградников, нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству МССР. Так, итальянский журнал «Реальта советика» — орган общества дружбы и культурных связей «Италия — СССР», в специальной статье об истории экономики и культуры нашей республики пишет, что виноградники — основное богатство Молдавии. «Молдавская земля не менее пригодна для этой культуры, чем знаменитые земли Шампани»53. Далее подчеркивается, что после того, как по Молдавии «прошелся меч фашистского варварства, большая часть виноградных кустов, яблонь и груш посажены заново»54.
Большой интерес представляет книга болгарского журналиста Таджера Салиса «Солнце виноградной лозы», в которой на основе конкретных данных, личных впечатлений раскрываются процесс интеграции аграрного и промышленного производства и развитие виноградарства и садоводства в Молдавской ССР55.
Некоторые газеты отмечают многокультурный характер сельского хозяйства МССР. Например, «Ругаландс авис» пишет: «...Здесь также выращивают сахарную свеклу, подсолнечник, зерно и бобовые культуры... Если вы путешествуете вдоль Днестра, то перед вами открывается прекрасный и бесконечный вид на цветущие поля, виноградники, табачные плантации, фруктовые сады, окруженные уютными зелеными рощами»56.
Одной из характерных особенностей сельского хозяйства Советской Молдавии является высокий уровень его механизации, химизации и электрификации. Это, в частности, отмечалось в зарубежной периодической печати. Так, мексиканский журналист Рауль Морен Вонче подчеркивает, что «тенденция к облегчению труда особенно заметна в животноводстве. Межколхозный комплекс в Те- ленештах — предприятие уникальное, опрокидывающее все привычные представления»57.
На Теленештском комплексе «техника находится на службе человека и благодаря этой технике стало возможным достижение все более высоких уровней в производстве сельхозпродукции...», — отмечают кубинские студенты58.
П. Тадиоли подчеркивает, что за годы Советской власти потребление энергии сельскохозяйственным работником увеличилось в 34 раза. В 1977 г. в республике работало «73 500 тракторов, 11 тыс. комбайнов... более 200 тысяч других видов сельскохозяйственных машин. Пахота, сев, сбор зерновых, фуража и подсолнечника полностью механизированы ...Все колхозы и совхозы республики снабжаются электроэнергией. Большинство из них соединены с центральными государственными электростанциями. Для нужд полей вырабатываются миллионы киловатт- часов»59
Многие зарубежные журналисты, представители различных аграрных организаций и фирм говорят о значении молдавского опыта ведения сельского хозяйства для своих стран. «Для современной Португалии, — пишет председатель профсоюза работников торговли г. Порту Антонио Феррейра Жорж, — очень важен ваш опыт ведения сельского хозяйства»60.
Видные зарубежные специалисты по сельскому хозяйству, посетившие МССР, дали высокую оценку опыту Молдавской ССР в развитии сельского хозяйства на новой, научной основе61.
«Внедрение комплексной механизации в сельском хозяйстве Молдавии стало возможно благодаря широким структурным и качественным изменениям в сельскохозяйственном производстве. Речь идет об осуществленной 3 Молдавии 'концентрации и интеграции сельскохозяйственного производства, а также о специализации и кооперировании между отдельными сельскохозяйственными предприятиями»62.
Неподдельное восхищение вызывают у зарубежных гостей, журналистов, ученых успехи и достижения молдавского народа в области культуры, образования, медицинского обслуживания населения. Это закономерно, ибо часть нашей республики — Бессарабия — в годы оккупации ее королевской Румынией была крайне отсталой. В крае, где только один из десяти умел расписываться, где не было ни одного высшего учебного заведения, где умирали тысячами от голода, туберкулеза и других болезней, после воссоединения со Страной Советов за короткий исторический срок достигнуты огромные успехи во всех областях культурной и социальной жизни. Поэтому прогрессивные зарубежные средства массовой информации широко освещают количественные и качественные достижения культурного строительства в Молдавской ССР.
П. Тадиоли верно отмечает, что «культура, которая в свое время была достоянием счастливой элиты, в СССР превратилась в достояние всего народа. Октябрьская революция, покончившая с эксплуататорскими отношениями, сделала доступными достижения культуры для широких масс»63. «Объективный принцип социалистической культурной революции, — подчеркивает П. Тадиоли, — состоит в полном обновлении культуры общества, в создании культуры социалистической по содержанию и национальной по форме: создание новой культуры невозможно без освоения всего самого лучшего и передового, что есть в культуре и искусстве всех времен и народов»64.
Такие зарубежные журналисты и ученые, как Майк Дэвидоу, Мириам Мортон, Сольвейг Кнудсен, Берт Уайт, Педро Тадиоли, Николай Георгиев, Константин Дуфев, Таджер Салис, и многие другие отмечают огромные достижения Советской Молдавии в области образования, строительства культурных учреждений, библиотек, клубов, домов культуры, развития народного творчества.
У многих прогрессивных журналистов и писателей, знавших Молдавию только по произведениям А. С. Пушкина, складывалось представление об отсталом народе, непросвещенном крае. «Моя поездка по Молдавии,— подчеркнул в интервью газете «Вечерний Кишинев» прогрессивный индийский поэт и журналист Раджив Саксена,— подарила мне незабываемые впечатления. Здесь я написал несколько стихотворений. Молдавия стала не такой, какой ее видел Пушкин. Из его стихов я узнал о нищете людей, живших тогда. И счастлив был увидеть, что не стало этой нищеты в Молдавии. Для меня красота природы, — продолжал Раджив Саксена, — ничего не значит без красоты человека. И здесь, в Молдавии, я еще раз понял необходимость и важность социализма. И мира — без которого у человека не будет возможности становиться еще лучше и красивее»65.
«Более 100 лет назад великий русский поэт А. С. Пушкин отбывал здесь ссылку. Очень жаль, — пишет канадский журналист Берт Уайт, — что Пушкин не может увидеть Кишинев сегодня. Он нашел бы процветающий современный город... город с зелеными парками и спортивными площадками; центр образования; город 92-х молодых промышленных предприятий»66. По словам Б. Уайта, А. С. Пушкин «был бы взволнован, посетив изумительную библиотеку, содержащую 1,5 миллиона томов, драматический, оперный и другие театры — свидетельства расцвета культуры»67.
Глубокий и всесторонний процесс эстетического воспитания детей в Советской Молдавии поражает зарубежных деятелей культуры. Об этом свидетельствует, в частности, книга Мириам Мортон «Искусство и советский ребенок. Эстетическое воспитание детей в СССР», изданная в 1972 г. в Нью-Йорке68. В основу этой книги были положены исследования, проведенные ее автором в МССР. Несмотря на не совсем точные формулировки в оценке событий и фактов, Мириам Мортон стремится непредвзято рассмотреть постановку эстетического воспитания детей в Молдавской ССР. Так, анализируя методы и средства обучения молдавскому языку, М. Мортон детально прослеживает процесс воспитания эстетического чувства на уроках в обычной общеобразовательной школе69.
М. Мортон, посетив уроки истории в одной из общеобразовательных школ г. Кишинева, пишет, что «учителя истории проводят специальные дискуссии о роли искусства в каждом из изучаемых исторических периодов. Это практикуется преимущественно в старших классах... Если учитель достаточно хорошо информирован и полон энтузиазма, он умело стимулирует интерес своих учащихся, направленный на получение больших знаний за пределами школы»70. Кроме того, она подчеркивает, что «в каждой школе организована целая сеть кружков по интересам. Их возглавляют учителя, иногда им помогают студенты последнего курса, специализирующиеся в той или иной области искусства... В Молдавии вряд ли найдется школа, в которой бы не было своей творческой литературной группы, ансамбля народных инструментов, поэтического кружка, хорового или танцевального коллектива, своего рисовального кружка, а также драматической группы или группы кукольного театра»71. Для подтверждения этого вывода она ссылается на работу кишиневского Дворца пионеров, давая его коллективу высокую оценку72.
Современные прогрессивные средства массовой информации широко освещают достижения молдавской культуры, знакомя читателя с замечательными произведениями классической и современной молдавской литературы. Лучшие работы молдавских литераторов изданы в Болгарии, Венгрии, во Вьетнаме, ГДР, на Кубе, в Монголии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии73 и в ряде других стран. Представляя венгерскому читателю сборник рассказов молдавских писателей «Водопад», газета «Неп- сабадшаг» (3 июня 1972 г.) писала, что эти рассказы «открывают перед читателями сельский мир, прекрасный и неповторимый. Интересны сюжеты, хорошее оформление всего сборника... Литература этого маленького народа вместе с общественными историческими изменениями вызывает у венгерских читателей восхищение»74.
Известные зарубежные писатели, как, например, Дьердь Белиа (ВНР), Александр Барщевский (ПНР), Фам Тхань (СРВ), профессор Кисида Ясумаса (Япония) и другие отмечают в ряде своих интервью газете «Советская Молдавия» многообразие, красоту, интересный, самобытный характер молдавской литературы, ее связь с жизнью народа, убедительность и художественное мастерство молдавских писателей75.
Благожелательный и беспристрастный отклик находят на страницах зарубежной прогрессивной печати успехи молдавского кино. Так, газета итальянских коммунистов «Унита», опубликовав материал под заголовком: «СССР открывает XXXI кинофестиваль в Каннах»76 и высоко оценив фильм режиссера Э. Лотяну «Случай на охоте» («Мой ласковый и нежный зверь»), поместила фотографию Светланы Тома — исполнительницы одной из главных ролей в этом фильме, которым 16 мая 1978 г. открылся кинофестиваль в Каннах77.
«Студия «Молдова-филм» в Кишиневе, — подчеркивала газета «Националь цайтунг» (ГДР), — относится к одной из самых молодых студий СССР, но снятые там фильмы, такие как «Дмитрий Кантемир», являются неповторимыми в своем национальном колорите...»78
В целом зарубежная прогрессивная печать очень доброжелательно подходит к молдавским фильмам, отмечает их поэтичность, трогательность, простоту, фольклорный характер, национальную самобытность, драматичность, правдивость. Признаются мастерство и талант их создателей, подчеркивается, что молдавские фильмы отражают высокие нравственные принципы, благородные, гуманные идеи, которые движут их авторами.
За рубежом хорошо известны лучшие фильмы и имена кинорежиссеров: «Лэутары» и «Табор уходит в небо» (Э. Лотяну), «Последний гайдук» (В. Гажиу), «Мосты» (В. Паскару), «Дмитрий Кантемир» (В. Иовицэ) и др.79
Многие зарубежные газеты и журналы, в том числе «Дунантули напло» (ВНР), «Берлинер моргенпсст» (Западный Берлин), «Стейтсмен», «Хинду» (Индия), «Националь цайтунг», «Нойес Дойчланд» (ГДР), «Комерсиу ду Порту», «Секулу» (Португалия) и другие, в ярких, колоритных красках представляли своим читателям историю музыки, искусства и танцев Молдавии, опубликовали интересные рецензии на выступления молдавских артистов. Восторженные отзывы сопутствовали выступлениям Марии Биешу, Тамары Чебан, Петри Захария, Николае Су- лака, ансамблей «Флуераш», «Жок», «Флоричика» (ре- зинского районного Дома культуры), «Виорика» (тираспольского Дома культуры) и др.
«С первого же раза, когда артисты вышли на сцену, и до самого конца спектакля, зрители не переставали восхищаться чарующим искусством «Жока», — писала «Ко- мерсиу ду Порту» 4 апреля 1976 г.80. «...Это слияние силы и изящества, простоты и сложности, тонкости и жизненного веселья. Все это, — отмечает другая португальская газета «Секулу» (15 мая 1976 г.), — выражает темперамент народа Молдавии и возводит таким образом народный танец на уровень искусства»81.
Таким образом, анализ, изучение и обобщение материалов зарубежной прессы, высказываний туристов, деловых людей зарубежных стран говорят о доброжелательном отношении прогрессивной зарубежной общественности к молдавскому народу, признании его героической истории, самобытности и самостоятельности его национальной культуры.
Прогрессивная печать отмечает гигантские успехи молдавского народа, достигнутые за годы Советской власти под руководством Коммунистической партии, во всех областях материальной, духовной и социальной жизни. Эти достижения изумляют, восхищают и радуют наших зарубежных друзей.
<< | >>
Источник: В. И. Мокряк, А. Г Морарь, А. В. Хействер. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (Критика буржуазного «молдавоведения») Издательство «Штнинца», 1983. 1983

Еще по теме Г лаваI. ПРОГРЕССИВНАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕЧАТЬ О СОВЕТСКОЙ МОЛДАВИИ:

  1. Г лаваI. ПРОГРЕССИВНАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕЧАТЬ О СОВЕТСКОЙ МОЛДАВИИ