<<
>>

Логика

Аристотель является создателем формальной логики, которой мы пользуемся и по сей день. Логика для него является «органоном» (инструментом) мышления. Логика — это наука о правильном мышлении.

Все свои логические работы Аристотель называл «Органон», который включал в себя трактаты «Категории», «Топика», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «О софистических опровержениях», «Об истолковании».

Аристотель установил основной закон формальной логики — закон запрета противоречия и связанный с ним закон исключенного третьего. Первый, как мы уже говорили, онтологически формулируется следующим образом: «Невозможно, чтобы одно и тоже вместе (совместно, одновременно) было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле». Логический аспект этого закона заключается в том, что «нельзя говорить верно, вместе утверждая и отрицая что-нибудь». Иными словами, нельзя что-либо одновременно утверждать и отрицать. Скажем, нельзя сказать, что данный человек одновременно является образованным и не является образованным. Если, например, он имеет диплом о высшем образовании, но не грамотен или не знает литературы или истории своей страны, то его образованность является ограниченной. Поэтому он вроде бы одновременно образован и не образован, но тут противоречия не возникает, потому что образованность тут понимается в разных смыслах, в одном — официально, формально, в другом — содержательно.

Аристотель является творцом первой системы категорий, о которой говорилось выше. Первые сущности в «Категориях» — это отдельное единичное. А вторые сущности — это формы. Первые сущности — всегда подлежащие, всегда субъект суждения. А виды и роды (формы) как вторичные сущности могут быть предикатами для первичных сущностей. Например, в суждении: «Сократ стоит», субъект — Сократ, предикат — «стоит». Стоики считали, что категории Аристотель вывел из грамматических различий слов, и это весьма возможно.

Категории являются мыслительными формами описания реальности. Но они имеют для себя в реальности объективный прообраз — роды бытия.

Основная структура логики была намечена Аристотелем. Он выделил понятия и категории как «единицы», как бы «клеточки» мышления. Учение о понятии — это «фундамент» логики. Если уподобить мышление языку, то понятие является аналогом слова как «единицы» языка. Кроме того понятия выражаются в языке, но слово и понятие не совсем совпадают. Одно понятие как «единица» мышления может выражаться в разных словах. Понятие «философ» может быть выражено и другим словом — «мыслитель», например, или словосочетанием: «человек, который задает смысложизненные вопросы» и т.д.

Слова складываются в предложения по определенным правилам, так же складываются в суждения и понятия. Примером суждения может быть суждение: «человек бежит». Для суждения обязательно наличие субъекта («человек») и предиката («бежит»).

И третья часть фундаментального основания логики — это учение об умозаключении. Умозаключение — это соединение двух или более суждений по определенным правилам, которые позволяют сделать истинный вывод. Ядро аристотелевского учения об умозаключении — это учение о силлогизме. Силлогизм состоит из двух суждений, два из которых — это посылки, а тре-

тье — заключение. Посылки связаны общим «средним термином». Например:

Все люди смертны. Сократ — человек. Сократ смертен

Большая посылка Меньшая посылка Заключение

В этом силлогизме «средним термином» является понятие «человек». Именно оно позволяет отождествить эти два суждения и вывести заключение о смертности Сократа. Мы можем получить в силлогизме верный вывод посредством умозаключения, не обращаясь к непосредственному опыту. Таким образом, созерцая и размышляя, мы можем находить истину.

Истина — это соответствие субъективных размышлений объективному порядку вещей. А ложь — это отсутствие такого соответствия, «в заблуждении тот, мнение которого противоположно действительным обстоятельствам».

Истина и ложь не заключены в самой действительности: «истинное и ложное есть сочетание мыслей» (О душе. III, 8, 432а10).

Если посылки истинны и правила связи между ними по форме соблюдены и по содержанию эта связь необходима, т.е. аподиктична, то мы получаем научное доказательство. Таким образом, основания научного доказательства были сформулированы Аристотелем. Он же определил индукцию как восхождение в мысли от отдельного единичного к общему.

Диалектика для Аристотеля не является путем к истине, каким она была для Платона. Его закон запрета противоречия исключает сочетание противоположностей в действительности. Невозможно одновременно существовать и не существовать в одном и том же отношении. Поэтому сфера диалектики для Аристотеля — это сфера возможного, сфера вероятностных умозаключений. Например, относительно суждения «Завтра должна произойти морская битва» мы можем высказывать прямо противоположные суждения. Диалектика — это вероятностная логика.

<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме Логика:

  1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ
  2. ЕДИНСТВО ЛОГИКИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
  3. § 1 3. Спор о практическом характере логики
  4. Диалогическая онто-логика культуры
  5. ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ
  6. Математика, естествознание и логика (0:0 От Марк[с]а)
  7. 2.2.1. Онтологика отношений
  8. 2.3 Философия языка "Трактата": логика языка versus логика мышления
  9. 1. Возникновение и этапы развития формальной логика
  10. Логика и система философии.
  11. 3. Тождество диалектики, логики и теории познания.
  12. Некоторые замечания о формальной и диалектической логике.
  13. Понимание Л.С.Выготским внутренней речи и логика диалога
  14. А. Логика диалога логик — диалогическое преобразование философской логики культуры
  15. В. Логика парадокса, понимание логики культуры как парадоксо-логики
  16. Логика мышления