ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§1. Фонетические средства выразительности.

Благозвучие речи. Звукопись в художественной речи

436. Проанализируйте в данном ниже тексте чередования гласных и согласных звуков. Выделите фонетически выразитель­ные слова, и поэтические строки.

Охарактеризуйте интонацию, с которой следует читать это стихотворение. Укажите трудные (ес­ли они есть) для произношения сочетания звуков. Родной язык

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи ¾ как дым алтарный!

Как вызов яростный ¾ мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей ¾ отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.

Я пред тобой склонен лицом.

И все ж бороться не устану

Я, как Израиль с божеством.

Нет грани моему упорству

Ты ¾ в вечности, я ¾ в кратких днях.

Но все ж, как магу, мне покорствуй,

Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства по наследству

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, ¾ ты ответствуй,

Иду, ¾ ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты ¾ мститель мой, Ты ¾ мой спаситель,

Твой мир ¾ навек моя обитель,

Твой голос ¾ небо надо мной!

(В. Брюсов)

437. Ниже даются два отрывка ¾ прозаический и поэтический. Определите "степень звучности" каждого из них, подсчитав коли­чество согласных и гласных, звонких, шумных, сонорных звуков. Как "степень звучности" влияет на художественную выразитель­ность текста?[146]

1. Иногда на шоссе у пирамидки щебня, над которым пустынно и нежно гудел телеграфный столб, облупив­шийся сизыми струпьями, он останавливался и, опира­ясь на велосипед, глядел через поля на одну из тех лес­ных опушек, что бывает только в России, далекую, зуб­чатую, черную, и на ней золотой запад был пересечен одним только лиловатым облаком, из-под которого ог­ненным веером расходились лучи.

И глядя на небо, и слушая, как далеко-далеко на селе почти мечтательно мычит корова, он старался понять, что все это значит ¾ вот это небо, и поля, и гудящий столб; казалось, что вот-вот сейчас он поймет, ¾ но вдруг начинала кружиться голова, и светлое томленье становилось нестерпимым (B. Набоков).

2. Грёзы

Мне снилось вечернее небо

И крупные звезды на нем,

И бледно-зеленые ивы

Над бледно-лазурным прудом,

И весь утонувший в сирени

Твой домик, и ты у окна,

Вся в белом, с поникшей головкой,

Прекрасна, грустна и бледна...

Ты плакала... Светлые слезы

Катились из светлых очей,

И плакали гордые розы,

И плакал в кустах соловей,

И с каждою новой слезою

Внизу, в ароматном саду,

Мерцая, светляк загорался

И небо роняло звезду.

(С. Надсон)

438. Ниже дается отрывок из книги А. Вознесенского "Ров". Какова основная мысль, которую подчеркивает автор?

Есть ли формула поэзии? Глубже всех услышал ее в шуме времен ссыльный Пушкин поздним сентябрем 1823 года:

... ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум...

Эту музыкальную фразу можно произносить с ударе­нием на каждом слове: "ищу ¾ союза ¾ волшебных ¾ звуков ¾ чувств ¾ и ¾ дум".

Прислушайтесь, какое гулкое "у" ¾ осени, разлуки, чужого моря, журавлиных труб ¾ в этой чудной триаде ¾ "звуков, чувств и дум"!..

Определение "волшебных" адресовано не только зву­кам, но и чувствам, но и думам (не мыслям, а думам!).

Помощь старших ¾ мастеров "племени младому, незна­комому" должна звучать не в поучениях, а в волшебном звучании ими созданных строф. Порой неловко прочи­тать в "Дне поэзии" у старшего собрата такое, к приме­ру, отражение эпохи НТР:

Заструится дымок над трубою,

за калиткой снежок заскрипит,

И, как спутник,

снегирь над тобою

просигналит

"пи-пи... пи-пи-пи..."

(В. Журавлев)

Ай-яй-яй, как говорится, избавь нас боже, от элегиче­ских "пи-пи"!

439.

В данных ниже отрывках найдите нарушения благозву­чия. За счет чего они возникли?

1. Выживешь ¾ паршивым и ледащим на снегу

очнешься леденящем,

Ни на что здесь права не имея, даже схоронив своих

детей.

Станешь волком, на луну скулящим, если нет народа

в настоящем

И не угадать его в грядущем посреди чужих тебе

степей...

(Ю. Гусинский)

2. Такого удара она не могла выдержать. Изо всех сил сдерживая себя, она, придерживаясь за дверную ра­му, дрожа всем телом, медленно вошла в комнату и бес­сильно опустилась на кровать (Б. Назаров).

3. Есть неостывший страх,

в калильне пережженный,

и не остывший прах,

под сердцем сбереженный.

Я напрочь был бы нищ

без этих сбережений ¾

несметных пепелищ,

несчетных поражений.

(Н. Кислик)

4. Здесь, где простор, как в дворцовом зале, и бес­сонно сторожкое эхо, любое движение улавливается и продолжается пересыпкой шороха, шелеста, чирканья, шеборшания. Подошвы моих ботинок были из фибры, костяной твердости. Скользнешь, крутнешься, оступишь­ся ¾ воздух распорется, расщепится, зашурхает от писка, свиристения, протяжного звука, начинающегося с легкого удара, подобного в целом звуку рубанка, строгающего доску (Н. Воронов).

5. Вполне резонен вопрос: не устарели ли сегодня не­которые юридические барьеры, не преграждают ли они путь гражданской инициативе?

6. Спрашивается, могли ли витебчане получить объ­ективную информацию, если репортажи подверглись тщательной "чистке"?

7. Думаю, что в такое экономически тяжелое для страны время безболезненно можно было обойтись без демонстрации средств и сил Воздушного Флота. Целе­сообразнее бы было сотни тонн топлива направить для нужд наших аграрников.

8. Творческая деятельность Пушкина началась в пору теоретических споров между карамзинистами и шишковистами (из дипломной работы).

440. Проанализируйте звуковую организацию речи. Укажите типы звуковых повторов и их стилистические функции.

1. Жестоки у ножных костяшек

Кольца, в кость проникает ржа!

Жизнь: ножи, на которых пляшет

Любящая.

¾ Заждалась ножа!

(М. Цветаева)

12. Спит спокойно старый слон ¾

Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, ¾

То-то теплое местечко!

(С. Маршак)

3. ¾ Кра! ¾ кричит ворона, ¾

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано,

Грош украл он

Из кармана,

Карандаш,

Картонку,

Пробку

И красивую

Коробку!

(В. Орлов)

4. Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу, стёртую перекатами, ¾

Если до крови лоскут истончал, ¾

Залатаю золотыми я заплатами,

Чтобы чаще Господь замечал...

(В. Высоцкий)

5. В нашу прозу с ее безобразьем

С октября забредает зима.

Небеса опускаются наземь,

Точно занавеса бахрома.

Еще спутан и свеж первопуток,

Еще чуток и жуток, как весть,

В неземной новизне этих суток,

Революция, вся ты, как есть.

(Б. Пастернак)

6. Что же мы, что же мы,

неужто ж размоложены,

неужто ж нашей юности

конец пришел?

Неужто ж мы ¾ седыми ¾

сквозь зубы зацедили,

неужто ж мы не сможем

разогнать прыжок?

А ну те-ка, тикайте,

на этом перекате

пускай не остановится

такой разбег.

Еще ведь нам не сорок,

Еще зрачок наш зорок,

еще мы не засели

на печи в избе!

Давайте перемолвим

безмолвье синих молний,

давайте снова новое

любить начнем.

(Н. Асеев)

7. Любовь! Любовь! И в судорогах и

в гробе

Насторожусь ¾ прельщусь ¾

смущусь ¾ рванусь.

О милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не

прощусь.

(М. Цветаева)

441. Используя материал параграфа, расскажите о звукообразных и звукоподражательных словах. Что такое ономатопея?

<< | >>
Источник: Плещенко Т.П.. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. ¾ Мн.2001. ¾ 544 с.. 2001

Еще по теме §1. Фонетические средства выразительности.:

  1. 9.2. Психотехника использованияречевых и неречевых средств
  2. Образец анализа текста по предлагаемому плану в старших классах.
  3. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  4. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОЙ ФОНЕТИКИ
  5. Диалектная лексика. Типы диалектизмов. Диалектные слова как источник пополнения общенародных лексических средств. Использование диалектных средств в художественной литературе (функции и приемы ввода в текст). Лексические ошибки, связанные с неуместным употреблением диалектизмов.
  6. 14. Фонетические подсистемы и выразительные возможности фонетики.
  7. 11.Семантическая классификация антонимов. Антонимы как средства создания выразительности.
  8. § 5. Типы и стили речи
  9. § 7. Средства выразительности в тексте
  10. § 4. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  11. Средства концептуализации не
  12. Концептуализация предлогов в философском и поэтическом тексте