ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ЛЕКЦИЯ 7 РИТОРИКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

План

1. Из истории риторики. Понятие риторики.

2. Риторич еский канон: изобретение, распол ожение, выражение, запоминание, испол нение.

3. Источ ники изобретения (топосы ).

4. Русский риторич еский идеал .

1. Из истории риторики.

(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисципл ина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорош ей речи и кач ественног о текста.

Что такое риторика?

На этот вопрос давались разные ответы. Риторика появил ась в Древней Греции. Для Сократа риторика - это метод и средство искания истины. Для Платона риторика - «умение увлечь души словами».

Основателем риторики сч итают софиста Горгия (485-380 гг. до н.э.). Золотая статуя Горгия была поставл ена в Дельфах. Своей знаменитой О л импийской речью он сумел сплотить г реков против лидиян и персов.

Для Г орг ия риторика - «искусство речи». Для Аристотел я (4 в. до н.э.) риторика - это наука о способах доказател ьства вероятног о, возможног о, правдоподобног о.

Для М .В. Ломоносова риторика - «есть искусство о всякой данной материи красно г оворить и тем прекл онять других к своему об ней мнению».

Отличие риторики и дисципл ин риторич еског о цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностны й аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикл адны м задачам. В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностны м знач ением, обознач ающих владение искусством хорошей речи: благоязы чие, Доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В древности ценностны й элемент вкл юч ал и морал ьно-этич ескую составл яющую. Риторика сч итал ась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи. Морально­этический компонент в современной риторике сохранил ся лишь в редуцированном виде, хотя некоторы е иссл едовател и предпринимают попытки восстановить его значение.

Различия в определ ении предмета и задачриторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сл ожил ись два основны х направления.

Первое направл ение, идущее от Аристотел я, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убеДительную,

эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедител ьности, к способности речи завоевать признание (сог л асие, симпатию, соч увствие) сл уш ател ей, заставить их действовать определ енны м образом. Аристотел ь определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относител ьно каждог о данного предмета».

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основател ей относят Исократа и некоторы х других риторов. Представител и этого направления были скл онны считать хорошей богато украш енную, пышную, построенную по канонам э стетики речь. Убедител ьность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Таким образом, направление в риторике, берущее начало от Аристотел я можно назвать «логическим», а от Исократа - «л итературны м».

В эпоху эллинизма «л итературное» направл ение укрепил ось и

вытеснило «логическое» на периферию дидактич еской и научной риторики. Это произош л о, в ч астности, в связи со снижением роли пол итич еског о красноречия и повышением роли церемониал ьног о, торжественног о краснореч ия после падения демократич еских форм правл ения в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотнош ение продолжало сохраняться. Риторика стала замы каться в сфере ш кол ьног о и университетског о образования, превращаться в л итературную риторику. Она находил ась в сл ожны х взаимоотнош ениях с гомилетикой - учением о христианском церковном проповеднич естве. На определ енном этапе сторонники «л итературной» риторики вообще перестал и заботиться о том, годятся ли их речи для эффективног о убеждения кого-либо. Развитие риторич еской парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 в.

Соотнош ение сил изменил ось в пол ьзу «логического» направления во второй половине 20 в., когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создател и были преимущественно логиками. Они создавал и новую дисципл ину как теорию практич еског о дискурса. Наибол ее весомую часть посл едней составила теория арг ументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста.

Середина 19 века: риторика делится на общую и ч астную. Общая - общая теория прозы ; частная - теория прозаич еских жанров:

- искусство беседы,

- искусство составления писем,

- искусство повествования (анекдоты , жизнеописания, летописи и

т.д.)

- ученость (академич еское красноречие)

- ораторство (торжественное, политич еское, судебное, духовное (г омилетика))

Начало 20 века: риторика делится на: общую теорию вы разительной речи (устная ораторская) и частную: теорияи практика красноречия:

- судебног о,

- академич еског о,

- военног о,

- бытового (светског о),

- духовного,

- торгового и пр.

I половина XX века риторика уступает место доч ерним наукам:

- стилистике,

- поэтике,

- г ерменевтике,

- теории литературы ,

- культуререч и,

- методике преподавания язы ков,

- линг вистике текста,

- линг вистич еской прогностике,

- неориторике.

II полвина XX века:

Синтез этих дисциплин и классич еской риторики приводит к становлению современной риторики - теории и мастерства эффективной речи.

2. Классич еский риторич еский канон

Части, или каноны , риторической разработки речи были определены еще в антич ности. Их состав на протяжении веков существенны х преобразований не претерпел. В неориторике 20 в. изменился лишь объем исследовательског о внимания, уделяемог о отдельны м канонам. Практич ески все неориторич еские исследования касаются арг ументации (один из подразделов канона dispositio) и типов преобразований плана вы ражения и плана содержания (один из подразделов канона elocutio).

Классич еская риторика делилась на 5 частей:

1) изобретение (inventio) - систематизация содержания речей и испол ьзуемы х в них доказател ьств;

2) распол ожение (dispositio) - делениеречи на вступл ение, изл ожение, разработку (доказател ьства своего взгляда и опровержение противног о) и заключение;

3) выражение (elocutio) - учениеоб отборе сл ов, их сочетании, тропах, фигурах, а в зависимости от испол ьзования этих средств - о простом, среднем и высоком стиле речи;

4) запоминание (memoria),

5) испол нение (actio).

1. Нахож Дение или изобретение материала речи или текста (inventio). Нахождение охватывает всю совокупность мыслительных операций, связанных с пл анированием содержания речи или текста. Автору необходимо определ ить и уточ нить тему (если она не задана заранее), выбрать способы ее раскры тия, доводы в пол ьзу отстаиваемог о тезиса и другиеэлементы содержания.

Основными критериями отбора материала явл яются авторское коммуникативное намерение (интенция) и характер аудитории, к которой автор собирается обратиться.

К способам раскрытия темы относится, в частности, будет ли тема подаваться в пробл емном виде или описательно, в виде бесстрастного логического рассуждения или эмоционал ьно. Эти различные способы старая и новая риторика возводит к источ никам или модусам

убедител ьности. Таких модусов три: логос, этоси пафос.

Логос - это убеждение посредством апелляции к рассудку, посл едовател ьностью доводов, построенны х по законам логики.

Этос - убеждение посредством апелляции к признаваемы м аудиторией моральным принципам. Поскольку общие морал ьны е принципы и ценности известны (справедл ивость, ч естность, уважение к святыням, преданность родине и т.д.), автору, жел ающему строить убеждение в этосе, остается лишь подобрать подходящие к случаю и наибол ее близкиеаудитории принципы .

Пафос означает возбуждение эмоции или страсти, на базекоторой и происходит убеждение. Учение о возбуждении страстей было разработано уже в старой риторике.

Были описаны эмоции, успех в возбуждении которых означал и успех в убеждении: радость, гнев, надежда, страх, грусть, энтузиазм, отвага, г ордость и др.

Риторика рекомендует в общем случае подбирать материал так, чтобы активизировать все три модуса убедител ьности. В тексте должна быть представл ена логическая посл едовател ьность рассуждений, доводы должны опираться на морал ьны е принципы и апел л ировать к эмоциям аудитории. При этом модусы убеждения должны быть приведены в

г армонию друг с другом и с темой. Возбуждаемые эмоции должны соответствовать теме. Резкие скачки от рационального убеждения к эмоционал ьной речи недопустимы - нужны пл авны е переходы .

3. Источ ники изобретения (топосы ).

Первый канон риторич еской разработки речи вкл юч ает также

подраздел о содержател ьны х источ никах изобретения материал а, в частности, об источ никах изобретения доводов и аргументов. Эти источ ники выстроены в иерархию - от наиболее абстрактных к наибол ее конкретным. На наибол ее вы соком уровне абстракции находятся так назы ваемы е общие условия дела, описы ваемы е посл едовател ьностью вопросов: Кто? Что? Где? Как? С помощью кого? При посредстве чего? Когда? Зач ем? Поч ему? Каждый из вопросов задает область дал ьнейш их содержател ьны х уточ нений. Эти уточ нения назы ваются риторич ескими местами или топосами (греч. topoi, лат. loci). В современной вузовской риторике они именуются также «смы сл овы ми модел ями»ил и «схемами», а сам подраздел - топикой. Топосы представл яют собой частные

стандартизированны е аспекты рассмотрения любой темы . В риторике за период ее существования накопил ось довольно большое кол ич ество мест, которы е, тем не менее, сводимы к обозримому числу групп. Одна из возможны х г руппировок вы г л ядит сл едующим образом:

1) Условия: Кто? Что?

Топосы: определ ение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобиеи сравнение - сходства и различияи т.д.

1. Род - вид

Роза - чайная, саДовая, Дикая (белая, алая, ч ерная розу).

2. определ ение

- ближайший род * видовы е отл ич ия (отдруг их видов)

Человек - «двуногое беспё рое живо тно е » (Аристотел ь)

Разумное живо тно е

О бщественное живо тно е

Дуб - самое могучее Дерево нашшх лесов.

Береза - самое красивое лиственное Дерево, символ России.

Что такое осень? - это небо, плачущее небо поД ногами. (Шевчук) Простые уДовольствия - послеДнее прибежище сложных натур

(O. Уайлд).

3. Целое - части

Если вы в Москве, уместно сказать и о России.

Говорят о яблоке, уместно сказать о Дереве и саДе.

Отчасти целому- синтез

Отцелого к частям - анализ:

Яблоко, кожура, черенок, мякоть, семечки.

Выдел яются лишь функционал ьно знач имы еч асти, отл ич ител ьны е

эл ементы .

4. Свойства.

4.1. признаки;

4.2. кач ества;

4.3. функции;

4.4. характерны е действия.

Умение выделять: ч астное, особенное, характерное Пример:

И увижу Две жизни ВДалеке за рекой К равноДушной отчизне,

Прижимаясь щекой (И. Бродский) жДанин Иванов украл...

гра

Старик

Мальчишка

Пьяница

Вор

(путь к хуДожест венному творчеству)

5. Сопоставление

a. сравнение - поиски сходства

Сравнение:

Весь мир сравню я с шахматной Доской

А пеиіки — пеиіки это мы с тобой

ПоДвигают, поглаДят и побьют

И в темный ящик бросят на покой (О . Хайям, Рубаи)

Кончаясь в больничной постели.

Я чувст вую рук твоих жар.

Ты Держишь меня, как изДелье,

И прячешь, как в перстень в фут ляр. (Б. Пастернак)

Что наша жизнь? Игра.

Рок мечет - я играю.

И правила игры я к люДям применяю. (М . Л ермонтов)

b. противопоставление - поиски отлич ительног о (противоположног о)

«Война и мир»

«Толстый и тонкий»

«Дни и ночи»

«Мерт вы е Души»

«Живой труп»

«Живые и мертвые»

«СвобоДа и равенство исключают Друг Друга, ибо свобоДа

разруш ает социальное равенство, а равенство поДавляет свобоДу, иначе его не Достичь» (А.И. Сол женицы н)

Братство же... Достигается не социальными средствами, а Духовными.

«Только биолог. изучивш ий всесторонне живую флору и ф ауну, может приступить к исслеДованию палеонтологических останков. Только лингвист, изучивший всесторонне живой язык, может позволить себе Делать преДположения об особенностях языков умерш их. Изучение языков живых Должно преДш ествовать исслеДованию языков умерш их» И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929).

2) Условия: Как? С помощью кого? При посредстве ч ег о?

Топосы: методы, способ и образ действия, взаимосвязанны е субъекты и объекты, инструменты и т.д.

3) Условия: Где? Когда?

Топосы: место - г еог рафич ески, социально (в каких слоях общества); расстояние (бл изко-дал еко); время (утро-день-ноч ь), эпоха (современная, кл ассич еская) и т.д.

4) Условия: Зачем? Поч ему?

Топосы: причины, цели, намерения, посл едствия и т.д.

В современной дидактич еской риторике можно встретить отождествл ение понятий «места» (loci) и «общие места» (loci communes). Между тем, в теоретич еской риторике, начиная от Аристотел я, эти понятия не являются тождественны ми. Под «общими местами» подразумеваются не стандартизированны е аспекты рассмотрения любой темы , а содержател ьно определ енны е места, служившие «для эмоционал ьног о усиления уже имеющихся доводов... рассуждения о необходимости чтить богов, законы, г осударство, заветы предков, а

также о том гибельном ущербе, который грозит этим оплотам

человеческого общества, если обвиняемый не окажется осужденны м (по мнению обвинител я) или оправданны м (по мнению защитника). По отвл еч енности своег о содержания эти мотивы могли одинаково

развиваться в речах по любому поводу: отсюда их название»

(М .Л .Г аспаров).

2. Р асположение изобретенного.

В эту часть входит учение о порядке распол ожения и об основных блоках структуры текста или речи. О снову канона «распол ожение»

составило учение о хрии, или о композиции речи. Набазеучения о хрии

возникли такие современные дисциплины , как учение о

литературной композиции и теория композиции как часть теории текста.

Основных блоков структуры текста или речи насч иты вается от трех (вступление - основная часть - заключ ение) до семи (вступление - определение темы с ее подразделениями - изложение - отступление - арг ументация или доказательство собственног о тезиса - опровержение - заключ ение). К этим блокам можно добавить еще один блок - заглавие текста.

3. Словесное выражение или Дикция (elocutio).

Частью риторики, наиболее тесно связанной с линг вистич еской проблематикой, является канон «словесное выражение», поскольку именно здесь рассматривается орг анизация конкретног о языкового материала, вплоть до подбора слов и структуры отдельных предложений.

Словесное вы ражение должно соответствовать четырем критериям: правильности (отвечать правилам г рамматики, нормам правописания и произнош ения), ясности (состоять из общепонятны х слов в общеприняты х соч етаниях, по возможности невключать абстрактных, заимствованны х и других слов, которые могут быть не ясны аудитории), изящества или украш енности (быть более эстетич ны м, чем повседневная речь) и

уместности. Уместность в традиционной риторике сводилась к г армонии темы и выбора языковых средств, прежде всег о, лексики. Из требования уместности выросла теория трех стилей, согласно которой о предметах низких следовало говорить словами низког о стиля, о предметах вы соких - высокого, а о предметах нейтральных - словами среднего стиля.

Указанны е компоненты канона «словесное выражение» составили основусовременной науки о культуререч и.

4. Памят ь, запоминание (memoria).

Этот канон был предназначен для ораторов, которым требовалось запоминать подг отовленны е ими речи для последующег о публич ног о воспроизведения, и имел более психологический, нежели филолог ич еский характер. В нем содержался перечень приемов, позволявш их запоминать относительно большие объемы текстовой информации, в основном с опорой на комплексны е визуальны е образы .

5. И сполнение, произнесение (actio).

В раздел об исполнении входили сведения и навыки, которы е сег одня относятся к ведению теории актерског о мастерства: владение г олосом - его акцентно-интонационны м бог атством, мимикой, искусство позы и жеста. Ф ормулировались комплексны е требования к поведению говорящего: демонстрировать обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеч енность и др.

Схема доказател ьства мысли: примеры

1. приступ (похвал а/ описание)

2. разъяснение темы

3. причина - доказател ьство: это, так, что

4. противное: если нет, то...

5. подобие

6. пример

7. свидетел ьство

8. закл юч ение - вывод

от общего к ч астному,

от целого к ч астям,

от рода к виду

4) Русский риторич еский идеал.

Подразумевает особую роль катег орий

- г армонии,

- кротости,

- смирения,

- мирол юбия,

- нег невл ивости,

- уравновешенности,

- радости

реал изуется в г армонизирующем воздействии,

- немног осл овии,

- спокойствии,

- правдивости,

- ритмичной мерности отказеот:

- крика,

- клеветы,

- сплетни,

- осуждения бл ижнег о.

Павел Ф л оренский: «БуДьте всегДа Добры к люДям и внимательны . И еще: не осуж Дайте, не суДите старших себя, не пересуж ивайте, старайтесь покрывать грех и не замечать его. Говорите себе: «Кто я что бы суДить, и знаю ли я внутренние побужДения, чтобы осужДать?» ОсужДение рожДается большей частью из з ависти и есть низость. ВозДавайте каж Дому Должное почтение, не з аискивайте, не унижайтесь, но и не суДите Дел, которые Вам не вручены Богом. Смотрите на свое собственное Дело, старайтесь сДелать его возможно лучше, и Делайте все что вы Делаете не Для Других, а Для себя самих, Для своей Души , чтобы ни оДна минута вашей жизни не утекала мимо вас без з начения и соДерж ания».

ЛЕКЦИЯ 8

КУЛЬУРА РЕЧИ План

1. Характеристика понятия «кул ьтура речи»

2. Коммуникативны е кач ества речи.

3. Этич еские нормы речевой кул ьтуры .

4. Речевое поведение ч ел овека.

5. Принцип г армонии реч евог о собы тия.

6. Законы эффективности речи.

7. Принципы коммуникативног о сотруднич ества.

1. Характеристика понятия «кул ьтура речи»

Культура речи шире и глубжестилистики: она включает стил истику, но в оценке качества речи - аксиол ог ич ески. Все под оценочным углом зрения. Надо разл ич ать недостаточ ное владение культурой речи и реч евое поведение. «Нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых сог л аш ений. Существование этих правил заметно тогда, когда они

наруш аются».

Кул ьтура речи включает три аспекта:

• Нормативный;

• Коммуникативный;

• Этич еский.

Нормативный аспект кул ьтуры речи - один из важнейших, но не единственны й. О н предпол аг ает знание л итературны х норм и умение их применять в речи. О днако эффективность общения не всегда достиг ается одной правил ьностью. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомл енность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позвол яющих найти нужные слова для

объяснения сути дела любому ч ел овеку. Среди язы ковы х средств

необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленныезадачи общения. Навыки отбора таких средств составляюткоммуникативный аспект кул ьтуры речи.

Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжел ател ьность, тактич ность и дел икатность составл яют этич ескую сторону общения.

Этические нормы составляют необходимую часть кул ьтуры речи, а кул ьтура речи, в свою оч ередь, является важной частью общей кул ьтуры ч ел овека.

"Итак, культура речи - это такой выбор и такая организация языковых среДств, которые в опреДелённой ситуации общения при соблюДении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в Достижении поставленных коммуникативных заДач", - так определ яет понятие кул ьтуры речи известны й современны й линг вист Е .Н.Ширяев (Ширяев Е .Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М .: Наука, 1995, С. 9-10).

1. Коммуникативны е кач ества речи

Важным признаком хорошей речи является правильность, т.е. соответствие литературной норме, о чем уже говорилось выше. Важным кач еством хорошей речи является ее уместность, т.е. соответствие речи теме, условиям, аудитории.

Необходимое требование к хорошей речи - ее логичность.

Существенны м признаком хорошей речи является ее т очност ь. Т оч ность речи понимается как употребление слов в полном соответствии с их языковым значением, строгое соответствие слов обознач аемы м явлениям действительности.

Одно из главных качеств хорошей речи - ее богатство, или разнообразие, прежде всего, лексич еское. Словарны й запас нормальног о ребенка 7 лет примерно равен 3 тысячам слов, а словарный запас человека 50 лет составляет примерно 5 тысяч слов, и это считается неплохим минимумом. Средний запас интеллигентного человека равен 7-10 тысячам слов (у А.С. Пушкина - 21 тысяча). Богатство речи предполагает также синтаксич еское разнообразие (разнообразие разных типов предложений).

Одним из кач еств хорошей речи является ее чистота. Чистота речи предполаг ает отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Что же наруш ает ч истоту речи? Диалектизмы , слова-паразиты, простореч ные слова, жарг онизмы .

Ещеодно важное коммуникативное кач ество речи - выразит ельност ь. Выразительная речь - это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слуш ателя (или ч итателя) к сказанному (написанному).

2. Этич еские нормы реч евой культуры

Речевой этикет - это система правилречевого поведенияи устойч ивых формул общения, предписы ваемы х обществом для установления речевого контакта и поддержания общения в избранной тональности соответственно социальны м ролям.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испы ты вать неловкости и затруднений в общении.

Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнё ров благ оприятное впечатление об орг анизации, поддерживает её положительную репутацию.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правилреч евог о поведения. В российском обществе особую

ценность предс т авл яют такие качества как тактичность ,

предупредит ел ьнос т ь , терпимость , доброжелательность , выдержанность .

Важность этих качеств отражается в мног оч ис л енны х русских

пословицах и поговорках, характ еризу ющ их этические нормы общ ения. Одни пос л овицы указы ваютна необходимость внимат ел ьно слушать собеседника: Умный не говорит , невежДа не Даёт говорить. Язык - оДин, уха - Два, раз скажи, Два раза послушай. Другие пословицы указы ваютна типичные ошибки в построении беседы : Отвечает , когДа его не

спраш ивают . ДеД говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слуш айт е, а мы буДем молчать. Глухой слушает , как немой речь говорит . Многие

пословицы предупреждаютоб опасности пустого, праздног о или обидного слова: Все беДы человека от его языка. Корову ловят за рога, люДей за язык. Слово - стрела, вы пуст иш ь - не вернёшь. Невысказанное высказать можно, вы сказ анное возвратить нельзя. Лучше неДосказ ат ь, чем

пересказать. Мелет с утра До вечера, а послушать нечего.

Такт ичност ь - это эт ич ес кая норма, т ребу ющ ая от говорящего

понимат ь собеседника, избегать неуместных вопрос ов, обс ужденият ем , кот оры е мог ут оказат ьс я неприятными для него.

ПреДупреДит ельност ь заключается в умении предвидеть возможны е вопрос ы и пожелания собеседника, г от овнос т ь подробно

проинформироват ь его по всем с ущ ес т венны м для разговора темам.

Терпимость состоитв том , чтобы с покойно относиться к возможным рас хождениям во мнениях , избег ат ь резкой крит ики взглядов с обес едника. Сл едует уважат ь мнение друг их людей, стараться понять , поч емууних

сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно с вязана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданны е ил и нетактичныевопросы и вы с казы ванияс обес едника.

Доброж елат ельност ь необходима как в отношении кс обес еднику, так и во всём построении разговора: в его с одержании и форме, в инт онации и подбореслов. Сущ ес т вуютразны е жанры речевого этикета: компл имент,

с обол езнование, сочувствие, жал оба и др. В его ос нове л ежатс т ереот ипы вы раженияпривет с т вия, прощ аниябл аг одарнос т и.

5 шагов коммуникат ивног о круга.

От Действительности к сознанию говорящего.

Замы с ел вы с казы вания- коммуникативная задач а

Замы с ел соединяется с языковыми данны ми говорящего.

Помехи - в выборе нужныгх слов и конструкций.

Речевое исполнение замысла.

Понимать: с ит уацию общ ения, коммуникативныецели, цели адрес ат а , его коммуникат ивны е данны е, человеческие качества, его

коммуникативное поведение.

Восприятие высказывания аДресат ом:

a. надо понять, запомнит ь , инт ерпрет ироват ь , зачем это тебе

с казано, и что оттебя хотят.

б. соотнести информацию с действител ьностью, имеющимися

знаниями и сдел ать вывод.

Условия общения бывают разные, поэтому различают:

кул ьтуру устного восприятия, кул ьтуру письменног о восприятия,

культуру устного продуцирования, культуру письменног о

продуцирования, культура взаимодействия общающихся сторон (диал ог, устно).

Речевое повеДение человека.

Кроме информационной, важнейшая функция языжа - коммуникативная - установление и поддержание контакта. Не случайно, первыш слова, которые мы вы1учиваем на иностранном языже - контактоустанавл ивающие.

Речевое собы тие - основная единица реч евог о общения (коммуникации). Законч енное целое со своей формулой, структурой, границами.

Примеры речевого собы тия - школьный урок, конференция, заседание Думы .

Речевое собы тие скл ады вается из речи:

1. жестов, мимики.

2. условий, обстановки общения.

Составл яющие речевого события: звучащее слово - живую речь назы вают дискурсом (от лат. Discussum - рассказы вать, изл аг ать)

Речевое собы тие = явлениев пьесе

1 явление: Кабанова и Феклуша

2 явление: Тежеи Дикой

Речевая ситуация: участники, отнош ения между ними, обстоятел ьства общения.

Речевое собы тие= дискурс + речевая ситуация

Зачем говориться: цели

Реч евы е действия (речевой акт).

Слово - виддела

С помощью слов можно управл ять поведением людей

Слово - синтаксис - слово

Слово - прагматика - ч ел овек

Слово - семантика - мир

Высказывание - действие, направл енное на адресата (речевой акт, речевой поступок, речевое действие)

Сл ова-перформативы : обещаю, кл янусь, прощаю, благодарю, поздравл яю, принош у собол езнования, открываю собрание, объявл яю Вас мужем и женой, прокл инаю.

Цель Тип речевого акта Тип Дискурса
Сообщить Информация Инф ормирующий
Убедить Убеждение Аргументирующий
Побудить к Побуждение Агитирующий

действию
Найти истину Поиски смысла Эвристический
Выфазить мнение Оценка Эпидейктический
Доставить удовольствие процессом общения Игровые речевые

акты

Г едонистич еский или диатрибический
Передать эмоции Эмоциональны й Поэтич еский, художественныш

Речевой акт- единица.

Речевое поведениеч еловека - речевое намерение+ достижение цели.

Прямыеи косвенны е сообщения:

Вы носки меняет е? Только на воДку.

Мужчины. — прямые значения, женщины. — поДтекст 5. Принципгармонии речевого события

Элементы речевого события должны определять, уравновеш ивать друг друга.

Т ребования к поведению говорящего:

Слушают нереч ь, а ч еловека, который говорит.

Т ребования кг оворящему:

обаяние- умение бы ть самим собой (естественны м);

артистизм - ч увство меры при активном общении с игровой

установкой (это приятно, это радость);

уверенность - надо быть подг отовленны м: большедоверияи теплоты

к слуш ателям;

дружелюбие - дружеская увертюра;

искренность - надо верить в то, что говорить;

объективность - учитывать противоположны е мнения: «А один

умный»;

заинтересованность, увлеч енность - неговорить о безразлич ном.

6. Законы эффективной речи.

1. Речь должна быть сшита по марке слушателя, как платье по марке заказчика

2. Закон г армонизирующег о диалог а:

- пробудить внутреннее слово,

- установить г армонич ны е двусторонние отнош ения с адресатом.

3. Закон продвижения и ориентации адресата отначала к концу.

4. Закон эмоциональности речи.

5. Закон удовольствия (слуш ающег о)

- игровая установка

- разнообразие

Принципы коммуникат ивног о с от руднич ес т ва.

• Не навязы1вайся

• Вы1слушай-ка

• Будь дружел юбен.

Желание эффект ивно орг анизоват ь речевое взаимодейс т вие для дос т ижения своих целей впол не оправдано. Для успешной коммуникации требуется знание некот оры х общих принципов общения, конкрет ны х приемов и с ознат ел ьная тренировка навыков эффект ивног о с л уш ания, арг умент ации, ис пол ьзования невербальных средств коммуникации.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТ ИЧ Е СКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Ис т ория развит ия норм русского л ит ерат урног о языка - 2 часа.

2. Нормы произношенияи ударения - 2 часа.

3. Типичныеошибки в словоупотреблении - 2 часа.

4. Стилистическиенормы - 2 часа.

5. М орфол ог ич ескиенормы - 4 часа.

6. Синт акс ич ес кие нормы - 2 часа.

7. Ф ункционал ьны е с т ил и современного русского л ит ерат урног о языка - 2 часа.

8. Научный стиль речи. Основные стилевые черты и языковые

особенности - 2 часа.

<< | >>
Источник: Кретов А.А., Меркулова И.А.. СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛ ЬТУР А РЕЧИ Учебное пособие. ВОРОНЕЖ 2005. 2005

Еще по теме ЛЕКЦИЯ 7 РИТОРИКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ:

  1. Часть 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи. Речевое общение
  2. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  3. ЧАСТЬ 2
  4. ЧАСТЬ 2
  5. К правовому государству и гражданскому обществу
  6. Приложение 3. Примеры проявления тенденции к дистинктности.
  7. § 1. Идеология патриотизма и национальный вопрос
  8. ЛЕКЦИЯ 7 РИТОРИКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ