ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

3.2.1. Орфоэпические нормы русского языка. 3.2.2. Произношение глас­ных. 3.2.3. Произношение согласных и сочетаний согласных.

3.2.1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Орфоэпическая правильность речи - это соблюдение норм литера­турного произношения.

Правильное произношение является важным показателем общего культурного уровня человека. Успех устного вы­ступления достигается во многом благодаря грамотному, чёткому и ясному произношению, правильной интонации и ударению.

Важнейшие нормы русского литературного произношения сложи­лись ещё в первой половине XVIII в. на базе разговорной московской речи. К этому времени московское произношение избавилось от узко­диалектных черт, объединило в себе особенности произношения се­верных и южных говоров русского языка. Московские произноситель­ные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца. Ещё на рубеже XIX-XX вв. произношение слов существенно отличалось от их написания. Носителем литератур­ного языка и орфоэпической нормы была дворянско-буржуазная ин­теллигенция. Круг её был относительно узок, а приобщение к ней про­исходило через устное семейное общение.

После революции произошло резкое расширение социальной базы «красной интеллигенции», кроме того, знаменитый ликбез прививал норму через чтение, в результате чего нормативное произношение приблизилось к произношению (вспомним тих[а]й, дик[а]й, Тьверь, дьверь, ш[ы]ги и др.).

В формировании литературного произношения огромную роль иг­рает телевидение, являющееся мощным средством распространения орфоэпических норм и сохранения их единства.

В зависимости от темпа речи различаются полный и неполный стили произношения. Полный стиль (при медленном темпе речи) ха­рактеризуется отчётливым произношением звуков, тщательностью ар­тикуляции, а в неполном стиле (при быстром темпе речи) отмечается менее отчётливое произношение звуков, сильная степень редукции (сокращения).

Орфоэпические нормы русского языка определяются следующими основными закономерностями:

1) редукция безударных гласных. Например, слово крокоДил произ­носится кр[ъ]к[а]Дил, где [ъ] - очень краткий а, [а] - краткий а;

2) оглушение парных звонких согласных в конце слова: завоД - заво[т], прораб - пр[а]ра[п]; здесь имеет место оглушение конечных Д и б;

3) оглушение парных звонких согласных перед глухими согласны­ми (в столе - [ф] ст[а]ле, поДписка - п[а][т]писка) и озвончение пар­ных глухих согласных перед звонкими согласными (Афганистан - А[в]ганистан, пост ГИБДД - по[з][Д] ГИБДД);

4) смягчение твёрдых согласных перед мягкими в некоторых кор­нях и на стыке морфем: с'мех; п[ь]р[и]сес'ть, где [ь] означает очень краткий и, [и] - краткий и, знак ' над согласным означает смягчение этого согласного;

5) уподобление согласных: визжать - ви[ж]жать;

6) выпадение отдельных звуков в сочетаниях согласных: зДравст­вуй - [зДраствуй], празДник - [празник].

3.2.2. ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ

Произношение безударных гласных

1. В безударном положении о произносится как краткий [а], это так называемое «аканье»: к[а]рова, [а]кно, п[а]гоДа, б[а]р[а]Да.

2. В словах иноязычного происхождения, не вошедших в широ­кое употребление, наблюдаются некоторые особенности произноше­ния - отсутствие в безударных слогах аканья: БоДлер, Гоген, Мопас­сан, Монпарнас, Оноре, Отелло, Мехико, Оттава, Карузо, Кастро, Шопен, Шопенгауэр, Токио, борДо, сонет, болеро, торнаДо, вето, кре­До, трио и др.

3. После ш, ж, и ц вместо [а] и [о] перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ы]леть, л[а]ш[ы]Дей, ДваДц[ы]ть, к с[а]ж[ы]лению.

Е или Ё

В некоторых словах ударный гласный звук [о] после мягкого со­гласного (на письме ё) ошибочно подменяют ударным гласным [э] и наоборот. Это результат того, что на письме практически перестали использовать букву ё, заменяя её буквой е. Поэтому такие слова следу­ет запомнить:

ё БезнаДёжный, гололёД, гравёр, ДовеДённый, жёлоб, жёрДочка, жёрнов, клёст, короткошёрстный, наёмник, никчёмный, оДно­имённый, осётр, остриё, платёжеспособный, полёгший, разно­племённый, свёкла, смётка.

Возможны варианты: белёсый, блёклый, всплёскивать, жёлч­ный, жёлчь, манёвр, манёвренный

е Афера, бытие, гололеДица, гренаДер, Дебелый, житие, забреД­ший, иноплеменный, леска, местоименный, можжевельник, не­Доуменный, опека, осеДлый, отцветший, пекло, привеДший, са­женный, современный
е/ё ПаДеж (грамматический), паДёж (скота); хребет (горная цепь), хребёт (позвоночник); совершенный (виД), совершённый (поступок), небо (чистое), нёбо (верхнее) и т.д.

3.2.3. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ И СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ

Произношение сочетания -чн-

Сочетание -чн-, как правило, произносится в соответствии с напи­санием: точный, прочный, уДачный. Однако в отдельных словах со­храняется произношение [шн], в некоторых словах наблюдаются коле­бания в произношении:

[шн] Девичник, горчичник, Двоечник, конечно, нарочно, очеч­ник, прачечная, пустячный, скучно, скворечник, яичница; Никитична, Ильинична, Лукинична, Фоминична, Саввич­на, Кузьминична
[шн] и [чн] Булочная, взяточник, горничная, копеечный, лавочник, поДсвечник, поряДочный, спичечный, стрелочник, нешу­точный
[шн] и [чн] Друг серДе[шн]ный, серДе[чн]ый приступ, шапо[шн]ое знакомство, шапо [чн] ых Дел мастер
[чн] Сказочный, черДачный, серДечный, ночной, вечный, точ­ный, башмачник, отлично, уДачный и т.д.

Произношение согласных перед е.

Данная таблица поясняет произношение согласных перед буквой е в словах иностранного происхождения:

Наличие

смягчения

академия, берет, гипотеза, дебаты, дезертир, декан, дезинфекция, декада, декламация, декларация, деко­рация, демагог, департамент, депрессия, дефект, дефис, кларнет, компетентный, кофе, крем, музей, одеколон, Одесса, патент, пресса, рейд, реликвия, рельс, репрессия, тенор, термин, терминал, фанера, шинель.
Отсутствие

смягчения

Аден, адепт, Амстердам, анестезия, аутентичный, Антей, безе, бартер, бутерброд, Вольтер, гетера, Данте, дека, детектив, декор, Дели, дельта, индекс, интеграция, кабаре, кашне, кодекс, компьютер, кон­тейнер, кортеж, кузен, менеджер, метрополитен, модель, модерн, Монтевидео, отель, панель, патети­ка, пенсне, пюре, реквием, регби, Родезия, сеттер, сонет, стенд, тезис, темп, тенденция, тендер, тен­нис, тент, термос, террор, турне, экстерн, эстети­ка .
Наличие

колебаний

агрессия, бассейн, депо, демарш, демонтаж, лотерея, сервис, сессия, терапевт, экспресс .

Особое внимание следует обратить на отдельные слова, в которых встречается неоправданное выпадение гласного или согласного звука: инициалы, инициатива, конъюнктура и др., а также ненужное прибав­ление согласного или гласного звука: благословение, вдохновение, грейпфрут, дерматин, дикобраз, идентификация, интриган, интри­ганка, интриганство, инцидент, компрометация, конкурентоспособ­ность, констатация, мюзикл, пертурбация, прецедент, продюсер, стипендиат, ханжество, эскорт, юрисконсульт и др.

3.3.

<< | >>
Источник: Русский язык и культура речи : учеб. пособие / авт.-сост. Н.Я. Зинковская, Н.И. Колесникова, Е.В. Маркелова; под ред. Н.И. Колесниковой. - Часть I. - Новосибирск : Изд-во НГТУ,2009. - 252 с.. 2009

Еще по теме ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ: