ПРОИЗНЕСЕНИЕ (АКЦИЯ)
6.7.1. Аудиторный шок. 6.7.2. Начало выступления. 6.7.3. Визуальный контакт с аудиторией. 6.7.4. Голосовые средства воздействия. 6.7.5. Жесты оратора. 6.7.6. Привлечение внимания слушателей.
6.7.7. Организация выступления. 6.7.8. Регламент выступления.Известно, что на вопрос: что важнее всего в красноречии, Демосфен ответил: «Во-первых, исполнение, во-вторых, исполнение, в-третьих, исполнение».
Авторы учебника «Современная деловая риторика» Т.В. Анисимова и Е.Г. Гимпельсон пишут о произнесении:
«Произнесение - это не просто озвучивание изобретенного оратором в уединении текста, это предъявление его конкретным слушателям, что может повлечь за собой его серьезную тран сформацию; это заключительный этап работы над речью, когда получает окончательное завершение ее форма с точки зрения звучания; это, наконец, «живое» взаимодействие со слушателями, когда речь как бы творится заново и потому воздействует».
У начинающих ораторов возникает много проблем, связанных с предъявлением речи. Обсудим некоторые из них, воспользовавшись советами, данными Т.В. Анисимовой и Е.Г. Гимпельсон.
6.7.1. АУДИТОРНЫЙ ШОК
В состояние аудиторного шока могут впадать не только начинающие ораторы, но и люди почтенные, прекрасно владеющие языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. 70 % начинающих ораторов считают неконтролируемый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.
Лучшим средством против страха является непрерывная практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление позволит оратору накопить некоторый опыт - знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит, есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и многого избежать.
Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока - хорошая подготовка.
Как говорил А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду».Кроме того, первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в большую и незнакомую аудиторию.
6.7.2. НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Будем считать, что с аудиторным шоком вы справились. Теперь поговорим о правилах, которых следует придерживаться в начале выступления.
Прежде чем начать речь, оратор должен сделать небольшую паузу (5-10 секунд), чтобы дать возможность слушателям разглядеть себя и сосредоточиться на предстоящей речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение.
Затем обвести аудиторию спокойным, доброжелательным взглядом, как бы приглашая к разговору, приветливо улыбнутся и... Начинать говорить? Нет! Второе и несомненно важнейшее дело оратора во время непосредственного общения - сопоставить аудиторию, сидящую в зале (конкретную), с той, которая предполагалась во время подготовки выступления (реальной). А что делать, если вы поняли, что перед вами совсем «не та» аудитория, на которую было рассчитано выступление, и даже при безукоризненной подготовке мысли путаются и горло пересохло? Можно, конечно, извинившись, покинуть трибуну. Но во все времена люди восхищались мужеством. И мужество оратора состоит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он должен честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания от общения и повести его уже в новом направлении.
6.7.3. ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ
Наиболее важным элементом взаимодействия оратора и аудитории является зрительный контакт. Для оратора взгляд в аудиторию важен прежде всего потому, что это - единственная возможность установить обратную связь со слушателями.
Ведь глаза, лица слушателей - это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция.
Не совсем правы те, кто рекомендует выбрать доброе лицо в пятнадцатом ряду и рассказать всё именно ему. В реальной практике наиболее удачным оказывается вариант, когда оратор равномерно переводит взгляд с одного лица на другое, стараясь установить зрительный контакт с каждым из них, охватывает своим вниманием всю аудиторию.
6.7.4. ГОЛОСОВЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ
К голосовым средствам воздействия на аудиторию относятся: интонация; интонационное логическое выделение слов; паузация.
Значение интонационного рисунка трудно переоценить. Учёные утверждают, что 30-40 % информации не усваивается, если интонация «не та», т. е. не соответствует содержанию речи.
С каждым наверняка бывало, что речь собеседника, как будто не содержащая ничего предосудительного, воспринималась как обида или даже оскорбление. Это означает, что говоривший не контролировал свою интонацию и через нее «просочилась» информация, например, о негативном отношении к адресату.
Насчитывается свыше 20 типов интонаций, выражающих различные смыслы и чувства. По М.М. Бахтину, «правильная» (нужная в данных условиях) интонация рождается, вытекает из общности оценок говорящих, из их принадлежности некоторому сообществу. Вследствие этого интонация наряду с аргументацией является способом «попадания» в данную аудиторию, в систему ее ценностей, что позволяет воздействовать на нее наиболее эффективно.
Выражению смысла служит выделение голосом главного во фразе. Логически выделять значимые, главные слова следует за счёт более медленного их произнесения в сравнении с остальными, как бы в разбивку. Этой же цели - выделению существенных слов - служит и пау- зация (кроме этого пауза - это возможность отдохнуть, взять дыхание, сообразить, что говорить дальше или что изменить). Важно помнить, что интонация должна подчёркивать восходящий характер аргументации, т. е. вначале речь должна быть спокойной и размеренной, а к концу - все более эмоциональной и страстной.
Завершая разговор об интонационном рисунке речи, следует предупредить оратора об ответной тональности, сущность которой сводится к тому, что мы инстинктивно отвечаем звуками тональности вопроса.
6.7.5. ЖЕСТЫ ОРАТОРА
На службу воздействию должны быть поставлены ораторское движение и ораторский жест, ведь, как говорил Цицерон, «исполнение - это как бы язык нашего тела, который должен согласовываться с нашей мыслью».
В употреблении жестов необходимо соблюдать умеренность. Плохо, если оратор стоит скованно, боится руку поднять. Но плохо и если оратор жестикулирует чрезмерно. Суетливость и неумеренность жестикуляции могут только утомить и вызвать раздражение слушателей.
Т.В. Анисимова и Е.Г. Гимпельсон дают следующие рекомендации.
• Вполне естественно и уместно в любом выступлении выглядят жесты рук от локтя, на них практически нет ограничений - они соответствуют логическому ударению и легко воспринимаются слушателями.
• Жест руки от плеча может появиться в речи только в момент наивысшего эмоционального напряжения - не более одного в каждой части.
• Жест выше плеча возможен только в виде исключения, один на всю речь, в момент кульминации очень эмоциональной речи. (Вспомните знаменитый жест вождя мирового пролетариата после фразы «Революция, о которой столько говорили большевики, совершилась» - именно здесь этот жест был вполне уместен). Если же оратор сопровождает жестами от плеча и выше самый обычный малоэмоциональный текст, это должно быть признано грубой ошибкой.
• От жестов значимых, способствующих усилению выразительности речи, нужно отличать бессмысленные жесты, затрудняющие общение. Иногда оратор от волнения не знает, куда деть руки. По этой причине он делает много суетливых немотивированных движений, поправляет прическу, теребит галстук, дергает себя за ухо, крутит пуговицу. Эти жесты только отвлекают слушателей от существа речи, поскольку вместо того, чтобы следить за мыслью выступающего, аудитория с интересом следит за пуговицей: оторвёт или не успеет. С такими жестами необходимо решительно бороться.
6.7.6. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
Управление вниманием слушателей - нелёгкая задача даже для опытного оратора.
И.А. Стернин называет следующие приёмы, которые призваны помочь сфокусировать внимание слушателей, усилить воздействие оратора на аудиторию: голосовые, речевые, двигательные, а также с использованием вспомогательных материалов.В зависимости от аудитории, учитывая уместность использования того или иного приёма, оратор может выбрать следующие приёмы.
Приёмы | Действия оратора |
Г олосовые | • Время от времени повысить голос; • время от времени понизить голос, вплоть до шёпота; • интригующая пауза перед важной мыслью, или пауза для обдумывания сказанного |
Речевые | • Сделать вставку - рассказать интересный случай, анекдот, притчу, связанные с темой; • сделать вставку - нарочитое отвлечение от темы; • задать риторический вопрос; • обратиться с конкретным вопросом к залу или к кому-либо конкретно (ответы: да и нет; если слушатели не знают ответа, разъяснить самому); • организация дискуссии; • авансирование (нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли); • закон края: начало и конец - концептуальны; середина и вторая часть выступления - более эмоциональны; • развлекательные элементы во второй части выступления |
Двигательные | • Совершить неожиданный жест, поступок (может быть, даже что-то уронить, споткнуться, сделать поклон, помахать рукой, передвинуть кафедру); • заставить слушателей подвигаться (попросить их сесть поближе, развесить схемы, закрыть окна) |
С использованием вспомогательных материалов | • Продемонстрировать (передать в зал) фотографии, буклеты, макеты, образцы; • подготовить заранее, развесить графики, схемы, демонстрационные предметы |
6.7.7. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ
В подготовке публичного выступления не бывает мелочей.
И.А. Стернин дает следующие советы, которые помогают создать идеальные условия и для аудитории, и для оратора:• не следует выбирать слишком большое помещение;
• не следует выбирать слишком маленькое помещение;
• лучше исключить слишком яркий, слепящий свет в зале;
• следует избегать также и слишком затемненного помещения;
• не стоит выбирать послеобеденное время для выступления;
• не стоит проводить выступление вечером после окончания рабочего дня;
• не стоит заставлять публику сидеть на неудобных стульях или скамейках без спинок;
• не стоит предоставлять слушателям мягких диванов и кресел;
• лучшая публика - та, которая стоит.
6.7.8. РЕГЛАМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Оратору следует помнить о так называемом «законе прогрессирующего нетерпения слушателей»: чем дольше говорит оратор, тем больше невнимания и нетерпения проявляют слушатели.
Обратите внимание, как меняется восприятие длительности речи:
Продолжительность речи | Реально длится | Воспринимается как |
Первые 10 мин | 10 мин | 10 мин |
Вторые 10 мин | 10 мин | 20 мин |
Третьи 10 мин | 10 мин | 30 мин |
Итого | 30 мин | 60 мин |
Таким образом, идеальный регламент выступления - 10 мин. Умение укладываться в регламент приходит далеко не сразу. В ре
альной ситуации речь, которую вы прочитали дома за 10 минут, может звучать и 7 минут, если вы ускоряете темп, и 15 минут, если вы замедляете темп. Следует помнить о принципах соблюдения регламента.
1. Подготовиться к возможному сокращению.
2. Не опаздывать.
3. Идти навстречу аудитории.
4. Не увеличивать темп речи, чтобы успеть всё сказать.
5. Отвечая на вопрос, не превращать его во вторую лекцию. Время ответа на вопрос: 1 - 1,5 минут.
6. Поставить себе задачу закончить немного раньше намеченного срока, и слушатели будут вам благодарны.