ВЫРАЖЕНИЕ (ЭЛОКУЦИЯ)
Элокуция - это этап непосредственного словесного оформления найденного материала. Именно на этом этапе происходит окончательный отбор целесообразных языковых средств.
Достаточно типичным в речи оратора является обращение к вводным и вставным конструкциям (слеДовательно, по словам..., говорят, как мы видели).
Украшают речь оценочные суждения. Например, в описании историка Ключевского императрицы Елизаветы читаем: «Живая и весёлая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, она любила производить впечатление».
Речь, содержащая причастные и деепричастные обороты, отличается динамизмом при развитии содержания: «ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьёзной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла.».
Пояснительные конструкции также характерны для языка речи: «Дед её (по боковой линии), Фридрих Карл, женился на старшей дочери Петра, Анне».
Важное значение на этапе элокуции имеет продумывание и подбор выразительных средств языка, позволяющий задержать внимание слушателей на определённом моменте повествования. Для этого используются тропы и фигуры речи.
Н.Ф. Кошанский определял эти средства выразительности так: «Фигура есть оборот слов или мысли, отступающий от простой, обыкновенной, холодной речи, - выражение, исполненное чувства, язык страстей.
Троп всегда переменяет, переносит слово от собственного значения к несобственному. Фигура не переменяет слова, а только играет ими (то выбросит, то повторит дважды, то поставит в нужных местах и т.п.)». (Более подробно о тропах и фигурах см. Глава 2, пункт 2.2.3.6. Выразительность речи.)
Мысли, не облечённые в достойную словесную форму, не способны зажигать интерес, создавать настроение, будить ответную мысль, желание действовать, т. е. не способны воздействовать. Еще Аристотель писал: «Недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно; это много способствует тому, чтобы речь произвела нужное впечатление». Эта мысль актуальна до сих пор.
Современные ораторы дорожат словесным оформлением мысли ничуть не меньше, чем древние: «Нужна яркая форма, в которой сверкает пламень мысли и искренность чувства» (А.Ф. Кони).
6.7.