СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ
Синтаксические конструкции широко используются с воздействующей целью в качестве средств привлечения внимания адресата как в поэтических, так и прозаических текстах. Зачастую одновременно используется несколько синтаксических конструкций.
1. Инверсия — нарушение обычного порядка следования компонентов.
По твёрдому гребню сугроба В твой белый, таинственный дом Такие притихшие оба В молчании нежном идём.
И слаще всех песен пропетых Мне этот исполненный сон,
Качание веток задетых И шпор твоих лёгонький звон.
А.А. Ахматова
2. Парцелляция — расчленение исходного предложения на несколько интонационно обособленных отрезков. Парцелляция несёт активность,
агрессивность, иногда тревогу, негативную эмоциональную окраску. Ты этого хотел. — Так. — Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.
М.И. Цветаева
3. Полисиндетон — многосоюзие. Чаще всего полисиндетон несёт положительную эмоциональную окраску.
И вот слышнее звон копыт,
И белый конь ко мне несётся...
И стало ясно, кто молчит И на пустом седле смеётся.
А.А. Блок
4. Асиндетон — бессоюзие — намеренный пропуск союзов при однородных членах (обычно не менее трёх). Парцелляция «в один и тот же промежуток времени позволяет сказать многое» (Аристотель). Иногда несёт негативную эмоциональную окраску.
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри... (А.С. Пушкин).
5. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, адресованный или самому себе, или кому-то другому; демонстрирует раздумье, служит привлечению внимания.
Неопалимая купина.
Кто ты? Мираж? Наважденье?
Была ли ты? Есть или нет?
Омут... Стремнина... Головокруженье...
Бездна... Безумие... бред.
М.А. Волошин
6. Вопросно-ответный комплекс — синтаксическая структура, включающая вопрос и ответ на него; демонстрирует раздумье, размышление.
Мне много ль надо? Коврига хлеба И капля молока,
Да это небо,
Да эти облака!
В.В.
Хлебников7. Восклицательное предложение:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
А.А. Блок
8. Синтаксический параллелизм — повторение однотипных синтаксических структур с разным лексическим наполнением.
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
В.В. Хлебников
9. Эллипсис — пропуск элементов, восстанавливаемый в связи с контекстом или речевой ситуацией.
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить.
А.А. Блок
10. Вставные конструкции — конструкции, содержащие замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъяснения, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого, в предложении оформляются скобками или тире:
В тихий вечер мы встречались.
(Сердце помнит эти сны).
Дерева едва венчались
Первой зеленью весны.
А.А. Блок
11. Именительный темы (представления) — конструкция, называющая лицо или предмет с целью вызвать представление о них. Особым воздействием обладает цепочка слов в И. п., которые образуют цепочку
номинативных предложений:
Плетёмся по грибы.
Шоссе. Леса. Канавы.
Дорожные столбы Налево и направо.
Б.Л. Пастернак
Практикум
ЗАДАНИЕ 127. Определите типы воздействующих синтаксических конструкций, применяющихся в стихотворных произведениях, и цель их использования.
1) И я любил, и я изведал
Безумный хмель любовных мук,
И пораженья, и победы,
И имя: враг; и слово: друг. А.А. Блок
2) Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою лёгкий мороз! Так и хочется к телу прижать Обнажённые груди берёз.
О, лесная, дремучая муть!
О, веселье оснеженных нив!... Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бёдрами ив.
С.А. Есенин
Д.Б. Кедрин
3) Мороз на стёклах
На окнах, сплошь заиндевелых, Февральский выписал мороз Сплетенье трав молочно-белых И серебристо-сонных роз.
Пейзаж тропического лета Рисует стужа на окне.Зачем ей розы? Видно, это Зима тоскует о весне.
4) | Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. | А.А. Ахматова |
5) | Рас-стояние: вёрсты и мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. | М.И. Цветаева |
6) | Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мёртвому — дроги. Каждому — своё. | |
Женщине — лукавить, Царю — править, Мне — славить Имя твоё. | М.И. Цветаева | |
7) | Рябину Рубили Зорькою. Рябина — Судьбина Горькая. Рябина — Седыми Спусками... Рябина! Судьбина Русская. | М.И. Цветаева |
10) | В лоб целовать — заботу стереть. В лоб целую. В глаза целовать — бессонницу снять. В глаза целую. В губы целовать — водой напоить. В губы целую. В лоб целовать — память стереть. В лоб целую. | М.И. Цветаева |
11) Спасибо вам и сердцем, и рукой За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наше не-гулянье под луной,
За солнце, не у нас над головами, —
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами! М.И. Цветаева
12) Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А.А. Блок13) Сегодня снова я пойду Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок. В.В. Хлебников
ЗАДАНИЕ 128. Выучите понравившееся вам стихотворение.
ЗАДАНИЕ 129. Определите типы воздействующих синтаксических конструкций и цель их использования.
1. Художественный стиль речи. И. Ильф, Е. Петров «12 стульев», «Золотой телёнок»:
1) Жена? Брильянтовая вдовушка? Последний вопрос! Внезапный отъезд по вызову из центра. Небольшой доклад в Малом совнаркоме. Прощальная сцена и цыплёнок в дорогу. Поедем с комфортом. Спите. Завтра у нас свободный день.
2) Ипполит Матвеевич вышел на улицу. Он был полон отчаяния и злобы. Луна прыгала по облачным кочкам. Мокрые решётки особняков жирно блестели. Газовые фонари, окружённые веночками водяной пыли, тревожно светились. Из пивной «Орёл» вытолкнули пьяного. Пьяный орал. Ипполит Матвеевич поморщился и твёрдо пошёл назад. У него было одно желание: поскорее всё кончить.
3) Об Авессаломе Владимировиче Изуренкове можно было сказать, что другого такого человека нет во всей республике. Республика ценила его по заслугам. Он приносил ей большую пользу. И за всем тем он оставался неизвестным, хотя в своём искусстве он был таким же мастером, как Шаляпин — в пении, Горький — в литературе, Капабланка — в шахматах, Мельников — в беге на коньках и самый носатый, самый коричневый ассириец, занимающий лучшее место на углу Тверской и Камергерского, — в чистке сапог жёлтым кремом.
4) Всё повторяется. Будет и потоп, будет и Ной с тремя сыновьями, и Хам обидит Ноя, будет и вавилонская башня, которая никогда не достроится, господа. И так далее. Ничего нового на свете не произойдёт. Так что вы напрасно кипятитесь на счёт новой жизни.
5) Бездарный старик! Неталантливый сумасшедший! Ещё один великий слепой выискался — Паниковский! Гомер, Мильтон и Пани- ковский! Тёплая компания! А Балаганов? Тоже — матрос с разбитого корабля.
6) — В конце концов, — сказал Остап голосом выздоравливающего тифозного, — теперь у нас осталось сто шансов из ста.
Последний стул (при слове «стул» Ипполит Матвеевич очнулся) исчез в товарном дворе Октябрьского вокзала, но отнюдь не провалился сквозь землю. В чём дело? Заседание продолжается.2. Публицистический стиль речи. Ф. Углов «Сердце хирурга»:
1) ...Хирург живёт в не покидающих его заботах и тревогах за судьбы больных. Больные — это его профессия и, как я уже говорил, сама его жизнь. От волнений и забот, связанных с тем или иным больным, хирург, по существу, не бывает свободным ни один час...
Только что закончил тяжёлую операцию — мокрая рубашка липнет к спине, ноги чугунные... Принял душ, иду в кабинет, чтобы выпить стакан чаю. Не успел сесть за стол, расслабить тело — входит секретарша: «Федор Григорьевич! Вас срочно просят в операционную. Больному стало хуже».
Бегу в операционную. Больной бледен, пульс у него частит... Что это — внутреннее кровотечение или вторично развившийся шок? Если первое — нужна немедленная операция; если второе — ни в коем случае оперировать нельзя! Начинаем анализировать, сопоставлять все
симптомы.
Разобрались. Справились. Состояние больного улучшилось...
Делаю обход. Заведующий другим отделением тревожным голосом
просит срочно спуститься этажом ниже — в послеоперационную палату.
Там больной, которому вчера удаляли поражённое раковой опухолью лёгкое, сегодня вдруг катастрофически «отяжелел». У него выявляется пневмония в оставшемся легком! Очень коварное и опасное осложнение! Снова борьба за человеческую жизнь...
2) Юридические речи:
А) Однажды известный адвокат XIX века Ф.Н. Плевако защищал одну нищую старуху, которая обвинялась в краже французской булки и благодаря своему дворянскому происхождению подлежала юрисдикции суда присяжных. Выступавший перед Плевако прокурор произнёс часовую обвинительную речь, общий смысл которой сводился к тому, что хотя преступление, которое совершила обвиняемая, и невелико, но осуждена она должна быть по всей строгости закона, так как Закон есть Закон и любое даже незначительное его нарушение подрывает основы
Закона, самодержавия и, в конечном счете, наносит непоправимый вред
Российской империи.
Речь прокурора была произнесена с большимподъёмом, очень убедительно и эмоционально, она произвела большое
впечатление и на присяжных, и на публику.
Речь Н.Ф. Плевако состояла практически из нескольких фраз. Он сказал следующее: «Уважаемые господа присяжные! Не мне напоминать вам о том, сколько испытаний выпало на долю нашего государства
и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устоев Российской империи не смогли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествия шведов, турок, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская империя одну французскую булку?» Подзащитная Плева- ко была оправдана.
Б) Известный русский адвокат XIX века Ф.А. Кони выступал защитником проворовавшегося попа. Обвинитель долго и убедительно говорил и требовал для растратчика церковных денег самого сурового наказания.
Ф.А. Кони сказал всего одну фразу и добился оправдательного приговора. А сказал он примерно следующее: «Русские люди! Этот человек
всю жизнь отпускал нам наши грехи, так неужели же мы не простим ему
его единственный грех всего лишь один раз в жизни?!»
3. Разговорный стиль речи, анекдоты:
1) Для полного счастья всегда чего-нибудь не хватает. То табуретки. То мыла. То верёвки...
2) Чем отличается девушка от дипломата? Если девушка говорит «нет» — это означает «может быть». Если девушка говорит «может быть» — это означает «да». Если девушка говорит «да» — то она не девушка. Если дипломат говорит «да» — это означает «может быть». Если дипломат говорит «может быть» — это означает «нет». Если же дипломат говорит «нет» — то он не дипломат.
ЗАДАНИЕ 130. Определите типы воздействущих синтаксических конструкций в письме поэта и переводчика Эдуарда Гольдернесса к своей возлюбленной (С другими письмами Эдуарда Гольдернесса Вы можете познакомиться в книгах Е. Богата).
30.07.65.
Москва
Ира, только что кончился наш разговор по телефону, хочу написать Вам — и не могу, не нахожу слов, чтобы описать то огромное чувство радости, которое охватило меня и не отпускает. Не знаю зачем, почему. Ведь если трезво разобраться — причин для этого в разговоре не было. Должно быть, просто потому, что Вы — сами по себе Радость! Моя радость!..
Как-то, после морской звезды — помните? — Вы сказали, что подарите мне звезду с неба. Это может означать только одно — Вашу любовь.
Я знаю, что я плохой, и всё такое, я всё понимаю, но всё равно я люблю Вас. И я прошу Вас стать моей женой. Ну не сейчас, через полгода, через год (может, я стану лучше за это время)...
Если Вам потом не понравится со мной (потому что в чём-то я ведь и правда плохой), если Вас больше привлечёт какая-то другая дорога, Вы всегда сможете свободно пойти по ней без малейшего упрёка с моей стороны. И сколько бы я после этого ни прожил, я всегда оставался бы другом, который сделает для Вас всё, что только в человеческих силах.
Я так хочу заботиться о Вас! Мне невыносимо думать, что то невыразимо чудесное, что я вижу в Вас и чего не могут видеть другие, потому что оно им не нужно, может пропасть, заглохнуть. Могу ли я спасти его, помочь ему развиваться? Не знаю, это же так трудно, но я могу попытаться, я хочу попытаться, я ничего другого в жизни не хочу!
Я люблю Вас!
Эдуард.
P.S. Не отмахивайтесь от ответа на это письмо. Что бы Вы ни ответили — пусть Ваш ответ будет вдумчивым и искренним. Ведь от него зависит вся моя дальнейшая жизнь, это для нас какой-то переломный момент.
ЗАДАНИЕ 131. Напишите письмо другу (подруге). Благодаря использованию воздействующих синтаксических конструкций выразите в письме свою любовь и восхищение теми качествами, которые Вы особенно цените в нём (ней).
ЗАДАНИЕ 132. Найдите свои примеры воздействующих синтаксических конструкций в публицистических и художественных произведениях. Определите цель их использования.