Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

СТИЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Стиль массовой коммуникации — это стилі, пнет, разно теле- ?шления, рекламы, ораторской речи. Иногда его называют публи­цистическим. Основная нель произведений стиля массовой ком­муникации — воздействовать на общественное еоінанпе.

инфор­мируя широкие круги населения о важнейших событиях совре­менности Этот стиль реализуется в многочисленных жанрах, та­- их как информационная заметка, репортаж, очерк, интервью. -Д'рреспонленпня. рекламное объявление, рекламная статья, вы- .гупление па митинге и многих других.

Известно, что казкгып жанр предполагает свою систему посгрое- -ся текста и свои языковые возможности максимального возлеи- лвии на читателя.

Основные задачи стиля массовой коммуникации игелподага- -?т. что журналист', соблюдая языковые стан тар гы. прігех типе тому :ДИ иному жанру, имеет свободу ЯЗЫКОВОГО творчеє .лої. экспрес­сивно подчеркивая, выделяя основнх ю мысль, давал пряхгую онеп- • :у описываемому событию или факту. Таким образом проявляется мзень важная категория текста стиля массовом кимхопикании. -. порая объединяет столь различные я гыког.нс среде г гы в однихю . ытему, — образ автора Образ автора а журналистском тексте смеет своп особенности. С одной стороны, проявляются черты еловека. занимающегося общественной деятельностью и выра- -дюшето коллективные оценки и пристрастия, о другой — в тек- .-е можно найти и черты автора как частного человека: пнливи- г лльнын выбор языковых еретсів. характер оненочнпстн и Дру­геє черты речевого поведения.

Все тексты стиля массовой коммуникации, несмотря на раз­личные формы существования (письменную — в газетах и журна­лах и устную — в электронных СМИ и публичных выступлениях), по своим глубинным характеристикам относятся к книжно-пись­менному литературному языку (подготовленность речи, осознан­ны!! отбор языковых средств и т.п.). Олнако исследователи отме­чают одну важную особенность современной речевой ситуации; благодаря электронным средствам массовой информации (радио и телевидению, Интернету), использующим новые средства об­ілення — передачи «прямого эфира», спонтанные интервью на улицах, обратная связь со слушателями и зрителями через теле­фон или пейджер, — создается новая разновидность устной ком­муникации — устный литературный язык, который функциони­рует не только в бытовой сфере, но и в сфере публичных выступ­лений. Именно эта разновидность литературного языка оказывает наибольшее влияние на современную речевую ситуацию.

Таким образом, в современной журналистике можно наблюдать два почти равноправных стилистических варианта литературной речи: книжно-письменная и публичная литературная устно-разговорная.

Заметка

14, Проанализируйте лексические, фразеологические и грамматиче­ские особенности заметок. Сделайте выводы о характерных языковых при­знаках заметки как газетного жанра.

ВЗРЫВ В АНГАРСКЕ ПРОИЗОШЕЛ ИЗ-ЗА УТЕЧКИ ГАЗА

В понедельник утром в г. Ангарске Иркутской области, в поме­щении редакции газеты «Время», расположенном на первом этаже жилого лома, прогремел взрыв. Как сообщает Интерфакс, в ре­зультате взрыва пострадал один человек, который был госпитали­зирован. По предварительной информации, причиной взрыва ста­ла утечка газа из проходящего рядом магистрального газопровода.

Областная комиссия по чрезвычайным ситуациям приняла реше­ние обрушить угол дома, получивший наибольшие повреждения. В дальнейшем весь пострадавший дом будет разобран. Его жильцы уже отселены в выделенные администрацией города квартиры.

АНИЧКОВ МОСТ ОПУСТЕЕТ

Один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга — Анич­ков — на следующей неделе опустеет. Его всемирно известное укра­шение — конная композиция, созданная бароном Клодтом, — от­правится на реставрацию. Как предполагается, кони вернутся на мост не раньше чем через полтора тола. Вопрос о том. будут ли в течение предстоящих полутора лет настоящие клодтовские кони заменены

копиями или мост будет изумлять петербуржцев и гостей города нео­жиданной пустотой, пока остается открытым. Впереди — белые ночи, в это время в Питере возможны и не такие чудеса: быть может, под покровом прозрачной ночи кони будут возвращаться на свой мост.

ПРЕМИЯ ЗА ХИЩНИКА

С 5 июня в Астраханской области начали действовать новые пра­вила охоты, утвержденные постановлением губернатора Анатолия Гужвина «О регулировании численности волков и шакалов». За по­следнее время резко возросло количество этих хищников, и они ста­ли вести себя крайне агрессивно, в больших количествах уничтожая домашний скот и даже нападая на людей. Теперь помимо обычных способов охоты разрешено также использование вертолетов, авто­транспорта и специальных электронных средств, воспроизводящих вой шакалов и волков. Причем удачливых охотников ожидают пре­мии: 12 минимальных оплат труда за волчицу и 10 — за волка.

ИРКУТСКИЕ ЭНЕРГЕТИКИ СРЫВАЮТ НАВИГАЦИЮ

Руководство Усть-Илимской ГЭС решило сократить сброс воды, и в низовьях Ангара обмелела. В Мотыгинский район суда Енисей­ского речного пароходства не могут доставить 15 тысяч тонн угля, другие грузы. В беде оказались многочисленные ангарские лес­промхозы. После возобновления привычного режима сброса воды потребуется ждать еще не менее недели, чтобы река стала судо­ходной. Таким образом, жизнь на красноярском участке Ангары по воле иркутских энергетиков замерла почти на месяц,

НОВЫЙ СПУТНИК ВЫВОДИТ МУЗ-ТВ НА ВСЕРОССИЙСКУЮ ОРБИТУ

Сегодня телеканал Муз-ТВ переходит на новый спутник вешания .‘■Экспресс А». Это позволит музыкальному телеканалу уже к копну года демонстрировать свои программы в 250 городах России и ближ­него зарубежья. С вводом нового спутника потенциальная зритель­ская аудитория Муз-ТВ увеличится с 48,5 до 54,2 млн человек благо­даря подключению городов Дальнего Востока. Спутник «Экспресс А» является системой нового поколения, созданной отечественной про­мышленностью совместно с одним из мировых лидеров в области спутниковых телекоммуникаций — фирмой Alcatel (Франция). 7 июня программы Муз-ТВ можно будет увидеть во Владивостоке и Благове­щенске, 15-го — в Хабаровске, а до конца месяца телеканал начнет вешание и в других городах Дальнего Востока.

15, Найдите и охарактеризуйте выразительные средства, использо­ванные в информационных заметках. Сделайте выводы об их специфике.

эз

В Перми на старом Егошихннском кладбище установлены крес­ты на предполагаемом месте захоронения двух фрейлин послед­ней русской императрицы Александры Федоровны. Графиня Ана­стасия Васильевна Гсндрикова и тофлектрисса {придворная на­ставница) Екатерина Адольфовна Шнейдер содержались в Пер­ми как заложницы и были казнены красными 4сентября 1918 года. В мае 1919 года их останки обнаружили занявшие город бело­гвардейцы и после судебно-медипинеиой экспертизы перезахо­ронили. Затем снова пришли красные — и в итоге: срытые моги­лы, пропавшие кресты и почти забытое место захоронения. Вос­становить историческую справедливость взялись недавно возрож­денное Пермское дворянское собрание и Общество охраны па­мятников.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСЕН

Второе рождение пережили песни сибирской колхозницы Аг­рафены Оленичевой. Они воплощены в симфонической увертюре одного из молодых омских композиторов.

В тридцатые годы А.Оденичева славилась на всю округу своими припевками, частушками, народными скороговорками. Омская земля — песенная. Рязанские, тамбовские, черниговские напевы привозили сюда переселенцы, а когда пришла советская новь, запела степь устами талантливой колхозницы. Она сложила такие известные и популярные песни, как «Приходите в гости к нам», «Мы посеяли лен во лугу», «Со двора, со дворика», которые Ом­ский народный хор пронес через пять континентов,

И сейчас в сотнях сельских клубов, во многих коллективах ху­дожественной самодеятельности звучат песни Аграфены Макси­мовны, которую по праву называют самородком земли сибир­ской.

16. Охарактеризуйте типы и структуру используемых в газетной за­метке предложений, способы выделения главного в новости («логичес­кое подлежащее»), виды сказуемого.

НА ВСЯКИЙ РОТОК НЕ НАКИНЕШЬ ПЛАТОК

В следственном изоляторе Набережночелнинского УВД появи­лась необычная забава: как сообщает агентство Кама-пресс, за­держанные граждане пугают милиционеров тем, что собираются их... укусить и заразить СПИДом. Угроза выглядит вполне реаль­ной, так как известно, что Набережные Челны, когда-то явля­вшиеся ударной комсомольской стройкой, вышли на одно из ма­лопочетных мест в стране по распространению ВИЧ-инфекции.

Интервью

17. Дайте характеристику лексико-синтаксических особенностей ин­тервью.

ИСКУССТВО - ГИМН ЧЕЛОВЕКУ

Автор трудов по древнерусскому, советскому и зарубежному искусству, действительный член Академии художеств СССР, ла­уреат Государственной премии СССР, ученый с мировым име­нем Михаил Владимирович Алпатов и в свои восемьдесят три года увлеченно трудится. Его работоспособность поразительна: каждый год выходят в нашей стране и за рубежом книги по проблемам художественного творчества.

— Михаил Владимирович, изучение искусства, творчества ху­дожников различных эпох, стран, народов — какая это увлека­тельная, благодарная работа! Что бы вы могли сказать, оглянув­шись на пройденные годы, об избранном жизненном пути?

— Наверное, нелегко понять человека, который всю жизнь за­нимается искусством, а сам не писатель, не художник, не музы­кант... Действительно, искусствоведы постоянно видят много пре­красного, живут в нем, дышат им, но остаются как бы зрителя­ми, подобно тому начальнику железнодорожной станини, кото­рый с грустью провожает поезда в далекие края, куда ему никогда не попасть...

Для меня работа искусствоведа не только профессия, это по­требность сердца. Я немало повидал в мире, читал лекиии о на­шем искусстве в Италии, Франни и, Швейцарии, Голландии, Румынии, Югославии и вынес из долгих странствий по свету одно убеждение: искусство человеку необходимо. Людям свойственна способность заражаться искусством, они извлекают из него все. чем оно может обогатить внутренний мир.

— Много сил и энергии отдали вы тому, чтобы обратить вни­мание всего мира к памятникам русской культуры...

— Надо ли убеждать, какая в них необыкновенная сида. Вот вы в первый, десятый иди сотый раз подходите к -Тройне- Андрея Рублева. Это плод поллииного и счастливого вдохновения. Но оно озарило мастера лишь после того, как он прошел путь настойчи­вых исканий, долго испытывал свое сердце и упражнял свой глаз, прежде чем взяться за кисть и излить свои чувства. Художник ви­дел в красоте земного мира живое воплощение гармонии и совер­шенства.

— Можно ли сказать, что у нас в стране наблюдается повы­шенный интерес к истории родной культуры?

— Думаю, что этот интерес и не падал. Раскрытие п творческое освоение лучших национальных традиций прошлого для нас — одно из главных средств обогащения современной культуры об- шества. В этом находит отражение наша принципиальная полити­ка по отношению к культурному наследию минувших веков и, с другой стороны, в развитии духовной культуры нашего народа.

— Порой о художнике говорят: он открыл новую страницу в истории искусства...

-- Не так часто это случается... Речь ведь идет о новой странице в вечной и бесконечной книге. Великие художники потому и ве­ликие, что говорят свое слово. Но опираются при этом на высшие достижения предшественников, и не только на художественные стили, приемы, но и на способы мышления и видения. Место художника в истории искусства не всегда определяется сразу. Но если это подлинный художник, оно будет, должно быть непре­менно осознано.

Мы гордимся тем, что создано каждым народом. Я говорю в своей книге «Русский вклад в мировое искусство», в частности, о мировом значении русского искусства. Оно создавалось русским народом для себя, но лучшие его творения принадлежат всему миру.

18. Дайте характеристику индивштуальныч речевых особенностей ин­тервью. Как тема разговора влияет на выбор речевых средств?

АНДРЕЙ ГЕРАСИМОВ. ВОДИТЕЛЬ-ИСПЫТАТЕЛЬ

Сегодняшний наш гость — кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны II степени и ордена «Знак Почета», один из самых авторитетных и опытных гонщиков страны — четырех­кратный чемпион СССР по автоспорту Андрей Иванович Гераси­мов, который вот уже сорок лет садится за руль всех новых моде­лей «Москвича» и проверяет их на прочность и выносливость. Сей­час на Московском автозаводе имени Ленинского комсомола идут испытания «Москвича-2141», и здесь Герасимов — одно из глав­ных действующих яиц.

Ему 73 года, но, глядя на его подтянутую атлетическую фигу­ру. в это не веришь. При знакомстве я узнал, что такое его руко­пожатие.

— О-о! Андрей Иванович, у вас не ладони, а окаменелости какие-то...

— (С неожиданным интересом рассматривает свои ладони.) Да ведь больше полвека баранку кручу, вот и отполировались... Вну­ку Андрейке нравится, когда я его по спине глажу, — должно быть, щекотно. А бывало, от руля «горели» руки. Это когда на фронте приходилось за баранку держаться сутками.

— Интересно, у вас лично какая модель «Москвича», новая или старая?

— У меня вообше машины нет. Одно время думал купить, да жена не захотела, говорит: «Еше в аварию попадешь...» Ей и так 26

лома разговоров про автомобили хватает. Одна дочь. Марина. — автоинженер, работает в таксомоторном парке, другая. Людми­ла, — здесь на АЗЛК, инженер-исследователь. И малышня туда же. Внучке десять дет, а она в своем классе по части машин авторитет. Лаже внук, всего-то три года, но уже автомобилист — из игрушек одни автомашины признает.

— Вспомните тот первый день, когда сели за руль. И почему именно за руль?

—- По всей видимости, я должен был стать железнодорожни­ком. как отеи. Завидовал машинистам: из окошка паровоза гого­лями смотрят, гудки подают, все девчонки на танцах — с ними. Но не нравилось, что на паровозе не поедешь куда хочешь, толь­ко по рельсам. До армии так и не определился. А в части, куда попал служить, был гараж с полуторками — ГАЗ-2А. Обучили меня и посадили за руль. Котла демобилизовался, устроился в одну строительную организацию, где машин было меньше, чем шофе­ров, поэтому в основном красил, мыл. ремонтировал. И лишь много после понял: не пройди я эту школу «на полхвате», не по­лучился бы из меня водитель, тем более испытатель.

— Да, я слышал, были на войне с первых дней до Победы.

— Да, хотя мне полагалась «бронь», поехал в военкомат, а на следующее утро к восьми часам прибыл на сборный пункт мы- тым-бритым, с ложкой-кружкой.

— А было у вас. как в песке: «Мы веди машины, объезжая мины... И баранку не бросал шофер»?

— Всякое бывало. И ремонты до темных кругов в глазах. Однаж­ды нам. стоящим в шеренге, приказали рассчитаться по порядку номеров. Я оказался 34-м. Под таким же номером мне досталась машина... С той полуторкой мы воевали на Волховском фронте, возили снаряды на передовую, грузы по Дороге жизни в Ленин­град, Буксовали, и я плакал с досады...

— Как вы сами стали водителем-испытателем'?

— Не надо гак спрашивать. А то получается, что едва захотел, так сразу и стал испытателем. На самом деле я к этому сорок лет шел.

— Где проводились тогда испытания'?

— А прямо на московских улицах! Существовали так называ­емые «большая и малая розы» — два уличных кольца, на кото­рых мы и экспериментировали. Как с Дмитровского шоссе на Рогачевское сворачивали, так прямо на «зубы дракона» попада­ли. там такое покрытие было — сразу все слабые места машины выявлялись... Однажды с «большой розы» вернулся, вызывает к себе начальник неха и говорит, что предстоит пробег до Минска на только что выпушенных машинах «Москвич-400» и «Победа».

Москвичам» идти до 527-го километра, там разворот и назад, а Победе» — до самого Минска. Так я попал впервые в жизни на

соревнования. Нам выдали полушубки, валенки, на голову — танкистские шлемы (машины не отапливались). Стартовали в час ночи с 2и-го километра Минского шоссе. Занял тогда второе место.

- Зато потом вві четыре раза побеждали на всесоюзных сорев- нованнях. Какой чемпионат' по автогонкам запомнился вам боль­ше других-.’

- 1952 fода. Дли меня но счету второй, но едва не стаи послед­ним.

- Го есть вії! хотите сказать...

- Именно ото и хочу сказать. Еёлва не разбился. При подъезде к Вязьме вылете.: на мост (скорость под сто километров), и вдруг сильнейший порыв ветра поднял мою машину выше перил и по­нес в сторону А внизу --- рельсы, и по ним поезд мчится... Надо же, фронт прошел бет єдиної! царапины, ни одной аварии за столько леї водительства. а тут на тебе!..

-- Ну, а как же...

.. Так же: Произошло невероятное. Еше порыв ветра — и этот

шквал вернул машину на мост. Все оставшееся до финиша время я приходил в себя (хотя и помнил, чго участвую в соревновани­ях, гнал вовсю)..,

-- За чем следит водитель-испытатель во время движения?

- Испытатель при машине псе равно что врач при пациенте. Если описать все за чем испытатель наблюдает, получится длин­нющий список. Ну. за температурой воды, за тем. как ведет себя система смазки, проверяет разные режимы торможения, испы­тывает машину на динамику, на экономику. Разве что на вкус не пробует... К нашим замечаниям и пожеланиям прислушиваются конструкторы. Ответственность за качество и надежность автомо­биля ложится и на нас.

- Мы с вами вес про работу да про работу... Что вы читаете, какие вам песни по нраву?

,’їюблю Шолохова. Чехова люблю. Военные мемуары. Песни предпочитаю ’с, которые за душу берут. Вот вы вспомнили, что ■•’баранку по бросал шофер- ■■■ это точно!

19, ііаікші е ус гно-ра.з; оверные элемент ы в и нтервью: и рое леди те, как к вопросах отражаетса композиционное развитие беседы.

20, Длите характеристику индивидуальных речевых особе и ноете и ин- герныо (’плішите что интервью с ппетыдушим. Чем они отличаются?

21. Сравните лекеїікгі-сингакеичеекне особенности вопросов журна­листа в двух интервью. Как эти особенности связаны с личностью нн- гсрвьюирхсмогч и с обшен юнлзыюстью разговора'.*

22. Давос стилистический и композиционный авали з какого-либо ни­гер в вні из газеты.

•>к

Репортаж

23. Сделайте стилистический анализ репортажа; укажите обшиє язы­ково-стилистические черты жанра и индивидуальные особенности дан­ного произведения.

Полвека назад вышел всвет роман Дж,Оруэлла

<< | >>
Источник: Солганик Г.Я.. Стилистика современного русского языка и культура речи : учеб, пособие для студ. филол. фак. и фак. журналистики выс­ших учебных заведений / Г.Я.Солганик, Т.С.Дроняева. — 5-е изд., стер. — М.,2008. — 256 с.. 2008

Еще по теме СТИЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ:

  1. Массовая коммуникация
  2. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ КОММУНИКАЦИИ
  3. Язык и стиль массовой коммуникации
  4. Функции массовой коммуникации.
  5.   Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации    
  6.   § 5. Функциональные стили речи Общая характеристика стилей
  7.   Разговорно-обиходный стиль
  8. 6. Стили современного русского язык
  9. 6.2. МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  10. 6.4. НАУКИ О РЕЧИ В ЭПОХУ ПЕЧАТНОЙ СЛОВЕСНОСТИ И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (XVII—XX вв.)
  11. «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА»
  12. 5.3. Особенности массового политического поведения
  13. 46, Публицистический стиль и его хар-ка и жанры
  14. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
  15. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
  16. СТИЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  17. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
  18. РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ СТИЛЬ
  19. ПРЕДМЕТ И БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КОММУНИКАЦИИ
  20. СИСТЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА