<<
>>

1. Бердяев о природе культуры и ее связи с цивилизацией


Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев (1874-1948) писал о свободе и о культуре.
Но самым неангажированным произведением на эту тему была «Философия неравенства», в 13-м письме «О культуре».
Бердяев очень четко, в духе формальной, а не диалектической логики высказывается по всем острейшим в тот год, «России страшный год», вопросам культуры. Прежде всего, он четко разводит культуру и цивилизацию.
«Культура и цивилизация не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органически свой период была связана с жизнью религиозной».
Культура не демократична по своему характеру и по самой природе чужда реализму.
«Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь».
Бердяев выводит основной закон культуры - преемственность и тем признает действие в культуре консервативного начала, наряду с творческим, обращенным к будущему и созидающим новые ценности.
У цивилизации нет столь благородного происхождения, как у культа. Бердяев подчеркивает мирское происхождение цивилизации.
«Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Ци-вилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие».
В силу наличия у культуры консервативной компоненты развития культура и революция, по Бердяеву, несовместимы.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Ильина Е.А., Буров М.Е.. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП,2005. – 104 стр.. 2005

Еще по теме 1. Бердяев о природе культуры и ее связи с цивилизацией:

  1. 1. Бердяев о природе культуры и ее связи с цивилизацией
  2. Модернизация в контексте диалога цивилизаций.
  3. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение)
  4. ВВЕДЕНИЕ
  5. Русская философия: своеобразие в выборе путей преодоления кризиса
  6. ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАДИКАЛИЗМА 
  7. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  8. Глава 3. Европа и славянский мир
  9. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
  10. Античная философия
  11. Природа права имеет религиозно-нравственную основу. В отрыве от религии и нравственности право становится юриспруденцией, лояльной перед любой силой