Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

І.Культура и цивилизация как понятия культурологии


Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.
В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.
Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.
Слово цивилизация произошло от латинского civilis - гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость.
Первым употребил слово «цивилизация», по мнению Л.Февра, барон Гольдбах; в 1766 году Руссо еще не пользовался им или не знал его. Хотя оно его могло бы выручить. Ведь критиковал он на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. А за неимением подходящего слова досталось культуре. Однако слово «цивилизация» появилось при жизни Руссо и в самое нужное время - когда завершилось издание «Энциклопедии». Просветители связывали цивилизацию с разумом , а культуру с духом.
Цивилизация ассоциировалась в Европе 18-19 веков с социальными установлениями. Правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении.
Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.
Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале 20 века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура - это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», - писал известный французской историк культуры Ф.Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О.Шпенглера.
Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой - духовный мир человека. Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню civis - не только гражданин. Но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.
В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации.
В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. В одном из самых авторитетных изданий по культурологии, а именно в книге Р.У- ильямса «Ключевые слова: Словарь по культуре и обществу», сказано, что культура явилась некой альтернативой цивилизации, которая
тесно ассоциировалась с социальным прогрессом. В понятии «культура» воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой.
Российские этнографы, в частности Ю.И.Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры - появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т.п, в области духовной культуры - возникновение письменности.
Для антропологов цивилизация - всего лишь более сложный или наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация - это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык.
Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возник-новение земледелия 10-12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества.
Считается, что бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. Действительно, необходимость регистрирования тех, кто привез зерно, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет. Ведение деловой документации и управление государством в конечном итоге привели к возникновению письменности, а позже и книгопечатания.
Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной группы профессиональных жрецов.
Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы, о которых говорилось в самом начале параграфа, применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени развития, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли рань-ше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.
Цивилизация - определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей согласны в том, что цивилизация предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Прогресс культуры идет от варварства и цивилизации.
<< | >>
Источник: Ильина Е.А., Буров М.Е.. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП,2005. – 104 стр.. 2005

Еще по теме І.Культура и цивилизация как понятия культурологии:

  1. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  2. І.Культура и цивилизация как понятия культурологии
  3. 1. Запад и Восток как понятия культурологии
  4. Глоссарий:
  5. 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  6. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение)
  7. 1.3. Кризис начинается с культуры: к вопросу о понятиях
  8. Диалогическая онто-логика культуры
  9. Тема 2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  10. Глава 5. Цивилизация и культура в истории