Тема 9. Тело человека в повседневной жизни: соматическое пространство
Пространство тела в контексте социокультурного пространства. Тело человека как объемная фигура. Ее основные измерения. Культурная оппозиция тело / душа и ее телесно-топографическое воплощение: верх / низ.
Телесно-функциональное и культурное доминирование верхней и передней части тела. Голова как кульминация телесного верха. Лицо. Его значение для социальной и самоидентификации. Безликость.Рука в целом и кисть руки в особенности как вторая после головы телесная универсалия, обладающая повышенной культурно-семиотической значимостью. Возможность автономного (отдельного от тела) существованиия головы и рук как культурных символов. Рука и жест. Язык жестов в повседневном общении.
Телесный низ. Его органические функции и культурная символика. Эволюция отношения к телесному низу в ходе развития европейской культуры Фаллический культ в античной культуре. Фаллические и коитальные символы в повседневной жизни.
Повседневные проявления мужской сексуальности, их образно-символическое, в том числе художественное, воплощение. Женское тело как сексуально-эротический символ. Зонирование (фрагментирование) женскою тела и акцентуация отдельных его частей в повседневной жизни и искусстве.
Культурная символика женского телесного низа. Двойственное, преимущественно отрицательное отношение - к органическим функциям женского тела, к женщине в целом. Историческая эволюция этого отношения и европейской культуре. Образ беременной женщины в европейском изобразительном искусстве. Открытие сексуально-рекреативных потребностей женщины в культуре XX в.
Ноги как телесная универсалия. Ноги и перемещение тела в пространстве. Основные социально значимые характеристики: босоногость (разутость) обутость, прямизна (стройность) /кривизна, открытость /закрытость. Ноги и позы тела.