Культ Рода.
Древность культа Рода засвидетельствована уже автором «Слова об идолах», по которому культ Рода — религия чуть ли не всего старого света. Культ его сопоставлялся с культом Озириса (божеством воскресающей и оживающей природы) и Артемиды.
Отдельные исследователи понятие Рода связывали с солнцем, Дедом-Всеведом, наивысшим верховным божеством. И эта связь неслучайна. Древний земледелец в период грозовых июльских дней со страхом смотрел на небо, солнце, от которых, по его представлениям, зависела судьба выращенного урожая.
С именем Рода связывается название древнего города Родня (Родень), который вначале (VII—VIII вв.) был племенным культовым центром всемогущего небесного божества в районе древнейшей цивилизации славянства. Именно здесь, на реке Рось (приток Днепра), и жило древнее племя русь, от имени которого пошло название народа и целой страны. С основанием же в Киеве единого языческого пантеона, а также во времена двоеверия, Род стал покровителем семьи, родных и духом-привидением, о чем сохранились упоминания в древних памятниках литературы.
Древний языческий бог славян, творец мира Род пережил почитание дружинного Перуна и после введения на Руси христианства часто упоминался церковными проповедниками в их ожесточенной борьбе с культом животворного божества, которому население Руси упорно поклонялось и продолжало приносить жертвы («а еще Роду и рожанице крають хлебы, и сыры, и мед»).
Анализ «Слова об идолах», проведенный Б. А. Рыбаковым, рассмотрение всей хронологии язычества, археологические материалы позволили ученому наметить основные вехи в истории дохристианской религии. После первобытного охотничьего анимизма получают распространение аграрные культы, связанные с богиней- матерью (или даже в двумя богинями). Возможно, упоминаемые позже рожаницы заменили собой древнюю богиню жизни. Культ единого мужского божества воз- ййк йе рйнее И тысячелетия До н. э. Культ Рода просуществовал довольно долго, был распространен и в Киевской Руси, невзирая на введенный Владимиром культ Перуна, а затем и христианства. Культу Рода соответствовал у славян такой же земледельческий культ Сварога, бога неба, властелина всего мира.
Замена одних богов другими (например, Рода и Сварога Перуном) в определенные периоды развития человеческого общества была характерной для многих народов. Особенно яркий пример этому находим в греческой мифологии, где видим замену верховного бога Урана Кроносом, а Кроноса Зевсом.
Дары богам. Из приведенного летописного рассказа 980 г. и свидетельствований других древних памятников ясно, что языческие божества в древнем Киеве изображались в виде людей, имели их облик. Об этом же свидетельствуют находки каменных статуй богов на По- дольи и в Новгороде, а также сообщения Ибн-Фадлана о поклонении купцов-русов главному идолу с лицом, похожим на человеческое.
Чтобы умилостивить богов, наши далекие предки приносили им, а также духам умерших предков и обожествляемым предметам различные дары.
В основе жертвоприношений лежат представления о вмешательстве божеств в жизнь и деятельность людей. Божествам подносили в дар первый урожай, первый приплод. По свидетельству Густынской летописи, идолу Перуну, стоявшему в Киеве, приносили различные жертвы и пламя огня: «ему же, как богу, жертву приносили и огонь неугасающий из дубового дерева постоянно палили». Божествам предназначались в дар также пахучие цветы, венки из них, травы. По сообщению Константина Багрянородного, руссы, приезжавшие на остров Хортица, возле огромного дуба приносили в жертву живых петухов, а также хлеб, мясо и все остальное, что было у них.
По Ибн-Фадлану, руссы своим богам жертвовали овец и быков.О жертвах заклания упоминает еще Прокопий Кесарийский, который говорит, что славяне с VI в. поклонялись богу молнии, приносили ему в жертву быков и другие дары. Такими жертвами люди словно ублажали богов, спасая свою жизнь.
Смерть варяга-христианина и его сына. Миниатюра Радзивиллов- ской летописи.
Иногда жертвенный обряд принимал жестокие формы: в жертву приносили живых людей, в частности детей. Об этом ясно говорит Нестор в «Повести временных лет», вспоминая жертвы заклания в Киеве на Пе- руновом холме в 980 г.: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». В приведенном примере имеется в виду именно заклание людей, иначе Нестор пролитие крови не назвал бы осквернением земли.В другом месте (под 983 г.) Нестор уже прямо указывает на человеческие жертвоприношения Перуну в Киеве. Когда Владимир после победы над ятвягами возвратился в Киев, «то стал он приносить жертвы кумирам с людьми своими». И сказали старейшины и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Жребий выпал на сына одного варяга-христианина. Пришли люди и сказали: «На сына де твоего пал жребий.
Избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам». Но варяг назвал языческих богов простым деревом и отказался от-
дать сына идолам. Разгневанные люди подсекли сени под непокорными и убили их.
Варяг Тур и его сын Федор открыто выступили против жертвоприношений киевским богам, которые, как указывает летописец, сделаны человеческими руками из дерева, и которые не едят, не пьют и не говорят. То был отказ покориться официальному дружинно-княжескому культу.
Таким образом, человеческие жертвы в Киеве существовали. Это подтверждает, между прочим, и более поздняя проповедническая литература, по свидетельству которой память о грозном и жестоком культе не умерла. В «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион, крупнейший писатель-публицист XI в., подтверждает существование человеческих жертв таким выражением: «уже не закалываем бесам друг друга». Подобное высказывание находим в проповеди Кирилла Туровского. О принесении в жертву пленных и детей руссами (воинами Святослава) свидетельствует византийский писатель X в. Лев Диакон.
Жертвы заклания у славян имели двоякий характер: освящения и дара, приношения с надеждой быть вознагражденным божествами чем-то большим, нежели само подношение.
По мнению исследователей, жертвоприношения у восточных славян производились ежегодно на праздниках в честь богов, а также в иных случаях, когда необходимо было умилостивить богов во время различных важных событий в жизни государства, например после битвы, похода, при похоронах и т. п. Отдельные жертвоприношения производились и ежедневно, вне связей с культами того или иного приурочения. Имеются в виду требы домашним богам. Были и многие другие обряды и религиозные праздники местного характера, при которых торжественное служение производилось довольно часто.
Во время жертвоприношений происходили гадания, целью которых было узнать волю богов. Гаданием часто определяли жертву. Такое зафиксировано в «Повести временных лет» под 983 г., когда принесение богам человеческих жертв в Киеве определялось жребием. Жребий бросали на отроков и девушек. Кому он выпадал, того и приносили в жертву, поскольку она считалась избранной богами.
Жребий. Миниатюра Радзивилловской летописи.