<<
>>

Обожествление солнца.

Солнце почиталось восточными славянами издавна. Недаром арабский писатель X ст. Аль-Масуди называет славян-язычников солнцепоклонниками. В апокрифе XII в. «Хождение богородицы по мукам» среди других славянских богов упоминается и бог Солнце.
К солнцу как к божеству обращается в плаче-молении Ярославна:

Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая:

«Светлое и тресветлое солнце!

Для всех ты тепло и прекрасно.

Зачем, господин, п'ростерло ты горячие свои лучй на воинов моего милого?

В поле безводном жаждою им луки согнуло, горем им колчаны заткнуло?

«Слово о полку Игореве» (пер. Д. С. Лихачева)

Да и главные герои «Слова о полку Игореве» Олег и Игорь считали себя внуками бога Солнца. Потомками Солнца, в данном случае солнечного Даждьбога, называет безымянный автор бессмертного памятника весь русский народ. Один из исследователей славянской мифологии С. Бергман в имени славян усматривал укаlt; зание на древний миф об их происхождении от солнца и допускал перестановку звуков: свал (свалиус) — слав- славянин, то есть происходящий от солнца.

Бесспорно, древний славянин видел в солнце могущественного подателя тепла и света, представляя его раскаленным небесным огнем, колесом, от которого всецело зависели его жизнь и благополучие. Смены времен года вызывали представления об умирающем и оживающем боге. О солнце говорили, как о живом существе: оно пробуждается от сна, садится, прячется за тучи.

Солнцем клялись при заключении мирных договоров: клятвы и заклинания провозглашались в сторону восхода божественного светила. Часто жрецы, волхвы и другие служители верховного божества иа земле выступали от его имени. Красному солнцу, оживляющему всю природу, посвящались и особые праздники — Ивана Купала, Коляды, проводов. Они сопровождались обрядовыми играми, танцами и песнями, в которых люди прославляли солнце, просили у него дождя и урожая.

Однако солнце бывало не только добрым. Как живое существо, оно гневалось на людей, иногда приносило и несчастья. В «Слове о полку Игореве» солнце своими горячими лучами губит воинов князя Игоря.

Обожествлялось солнце и в народной поэзии. В одной украинской песне женщина, обращаясь к солнцу, называет его богом:

Ой піду я темним лугом,

I V              Оре              милий своїм плугом,

Чужа мила поганяє,

I к сонечку промовляє:

Помож, боже, чоловіку.

Щоб так орав поколь віку.

Как видим, более всего почитали славяне светлое- тресветлое солнце. Поэтому и не удивительно, что красному солнцу поклонялись Кий, Щек и Хорив, их воины и рядовые киевляне. Со временем они могли называть солнце Трояном. Недаром имя этого божества четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве» при указании «веков Трояна», «земли Трояна», «тропы Трояна» и «седьмого века Трояна».

Первоначальное значение Трояна заключается в триедином божестве, признававшемся многими религиями древних народов во все периоды человеческой цивилизации. В Древней Руси слово Троян толковали как три солнца в одном, то есть три Яна. Ян был таким же богом солнца у славян, как Купало, Ярило, Даждьбог. В народной поэзии часто упоминается Ян как представитель солнца на земле. Именно в языческие времена и даже несколько позже божество солнца представлялось тройным, триединым, словно три существа, связанные между собой единством действий. Летописи часто отмечали знамения, когда на небе появлялось три солнца.

О том, что слово троян происходит от солнечного бога Трояна, напоминает сохранившееся до нашего времени выражение: троян — тройка лошадей. Известно, что одним из атрибутов бога солнца вообще был конь (Радегаст, Триглав, Сварожич). Славяне-язычники не представляли себе солнца без коня. Да и по преданиям романских и других народов солнце ездило на колеснице, запряженной тройкой лошадей.

Функции Трояна как бога солнца несколько напоминают функции штетинского Триглава, обозначавшего все светлое на земле, которому поклонялись как богу солнца. Головы его обозначали три царства: небо, землю, подземный мир.

В словах Троян (восточные славяне), Триглав (прибалтийские славяне), Тримурти (индусы) составной частью является числительное три. Это объясняется тем, что все эти божества воплощали солнечную силу в сменах времен года. Многие народы разделяли год на

/

три части: весну, лето, зиму (сев, жатву, подготовку к весенним работам). Именно в словах Троян и Триглав усматривается троичная светоносная сила, отвечающая трем временам года.

Другие восточнославянские племена, соседи полян, могли называть солнечное божество по-своему. Поэтому в древних памятниках встречаем такие имена солнца у восточных славян, как Даждьбог, Ярило, Купало, Коляда, Троян.

<< | >>
Источник: Я.Е. БОРОВСКИЙ. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МИР ДРЕВНИХ КИЕВЛЯН КИЕВ НАУКОВА ДУМКА 1982. 1982

Еще по теме Обожествление солнца.: